Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KANETTI-2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
1.09 Mб
Скачать

266 Элиас Канетти

К нему приставили врача и двух санитаров, как к душевно­больному, лишили вина, которое он любил. Принцу было тогда 35 лет. По прошествии нескольких дней Акбар освобо­дил его и вновь возвел в достоинство наследника трона. На следующий год Акбар умер от дизентерии. Говорили, что он был отравлен собственным сыном, но ясности на этот счет теперь уже не добиться. "После смерти отца, которой он так страстно желал", принц Салим стал наконец императором и назвал себя Джахангиром.

Акбар царствовал 45 лет, Джахангир — 22 года. Но, про­царствовав вдвое меньше, он пережил то же самое, что его отец. Его любимый сын Шах Джахан, которого он сам изб­рал своим преемником, восстал против него и развязал вой­ну, длившуюся три года. В конце концов он потерпел пора­жение и запросил у отца мира. Его помиловали, но с одним жестким условием: два его сына должны содержаться залож­никами при императорском дворе. Он весьма остерегался теперь попасться отцу на глаза и только ждал его смерти. Через два года после заключения мира Джахангир умер, и Шах Джахан стал императором.

Шах Джахан правил 30 лет. Что он причинил своему отцу, то случилось и с ним самим. Но его сыну повезло больше. Аурангзеб, младший из братьев, содержавшихся заложника­ми про дворе своего дедушки, выступил против отца и стар­шего брата. Описанная свидетелями-европейцами знамени­тая "война преемников" кончилась его победой. Брата он велел казнить, отца до самой смерти, то есть восемь лет, дер­жал в тюрьме.

Вскоре после победы Аурангзеб объявил себя императо­ром и царствовал полвека. Его собственный любимый сын потерял терпение задолго до истечения этого срока. Он взбун­товался против отца, но старик оказался хитрее сына и су­мел подкупить и переманить его союзников. Сыну пришлось бежать в Персию, где он и умер в изгнании еще раньше, чем отец.

Если охватить взором всю историю династии Моголов, откроется удивительно однообразная картина. Блеск ее длился 150 лет. В это время царствовали четыре императора, каждый был сыном предыдущего, все отличались упорством, долго­жительством и были привязаны к власти всеми фибрами души.

267

Выживающий

Каждый царствовал необычайно долго: Акбар — 45 лет, его сын — 22 года, его внук — 30 лет и правнук — полвека. Начи­ная с Акбара, ни один из сыновей не выдержал положенного срока: те из них, кто потом становился императором, восста­вали против отцов. Восстания заканчивались по-разному. Джахангир и Шах Джахан были разбиты, но помилованы от­цами. Аурангзеб разбил отца и продержал его в тюрьме до самой смерти. Его собственный сын потерпел поражение и < умер в изгнании. Со смертью Аурангзеба ушла мощь импе­рии Моголов.

■ В этой династии долгожителей каждый сын восставал про­тив отца и каждый отец вел войну против сына.

Обостреннейшее чувство власти присутствует там, где влас­титель вообще не хочет сына. Особо показательна история Чаки, основавшего в первой трети XIX в. нацию и государст­во зулу в Южной Африке. Чака был великим полководцем, его сравнивали с Наполеоном, а другого столь откровенного, как он, властителя едва ли вообще знала история. Он отказы­вался жениться, потому что не хотел законного наследника. Даже бесконечные мольбы матери, которую он успокаивал наградами, ни к чему не приводили. Она всего лишь хотела внука, а он не изменял своему решению. В его гареме насчи­тывалось несколько сот женщин, под конец их было 1200; официально их звали "сестрами". Им было запрещено бере­менеть и рожать детей. Они состояли под строгим контро­лем. Беременность наказывалась смертью. Если какая-нибудь из них рожала тайно, Чака собственноручно убивал ребенка. Он гордился своим любовным искусством, в совершенстве владел собой и твердо верил, что женщина не может понести от него. А потому ему никогда не придется бояться своего подрастающего сына. Его убили в возрасте 41 года двое его собственных братьев.

Если отвлечься от земных владык и переключиться на не­бесных, сразу приходит в голову Бог магометан, единовластие которого — самое полное и неоспоримое среди всех прочих богов. Он правит от начала времен, ему не пришлось, как Богу Ветхого Завета, прежде одолевать серьезных соперников. Коран вновь и вновь упорно повторяет, что он никем не рож­ден, но и никого не рождает. Здесь в полемике с христианст­вом выражено чувство единства и неделимости его власти.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]