Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0769853_3D696_chigir_v_f_red_postateynyy_kommen...doc
Скачиваний:
1322
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
3.76 Mб
Скачать

1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном фонде общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества.

2. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим ли­цам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника (ее части) пропорционально размерам своих долей, если ус­тавом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной по­рядок осуществления этого права. В случае, если участники общества не воспользуются своим преимущественным правом в течение месяца со дня извещения либо в иной срок, предусмотренный уставом общества или со-

248

глашением его участников, доля участника может быть отчуждена третье­му лицу.

3. Если в соответствии с уставом общества с ограниченной ответствен­ностью отчуждение доли участника (ее части) третьим лицам невозможно, а другие участники общества от ее покупки отказываются, общество обя­зано выплатить участнику ее действительную стоимость либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

4. Доля участника общества с ограниченной ответственностью может быть отчуждена до полной ее оплаты лишь в той части, в которой она уже оплачена.

5. В случае приобретения доли участника (ее части) самим обществом с ограниченной ответственностью оно обязано реализовать ее другим участ­никам или третьим лицам в сроки и порядке, предусмотренные законода­тельством об обществах с ограниченной ответственностью и учредитель­ными документами общества, либо уменьшить свой уставный фонд в соот­ветствии с пунктами 4 и 5 статьи 89 настоящего Кодекса.

6. Доли в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если учредительными документами общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согла­сия остальных участников общества. Отказ в согласии на переход доли влечет обязанность общества выплатить наследникам (правопреемникам) участника ее действительную стоимость или выдать им в натуре имущест­во на такую стоимость в порядке и на условиях, предусмотренных законо­дательством об обществах с ограниченной ответственностью и учредитель­ными документами общества.

1. Участник 000 вправе уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам данного общества. Согласие общества или других участников общества на совершение та­кой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества.

2. Уступка участником общества своей доли (ее части) третьему лицу допускается, если это не запрещено уставом общества. Другими слова­ми, запрет на продажу, уступку другим способом доли (ее части) третье­му лицу может содержаться только в уставе.

3. Участники 000 пользуются преимущественным правом покупки доли участника, продающего долю, по цене, предложенной третьему лицу. Они пользуются преимущественным правом покупки доли участ­ника пропорционально размерам своих долей, если уставом общества

249

или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуще­ствления этого права. Следовательно, участники 000 имеют право на первую оферту. Участник 000, намеренный продать свою долю треть­ему лицу, обязан письменно известить об этом остальных участников общества с указанием цены и других условий ее продажи. Если участни­ки общества не воспользуются преимущественным правом покупки всей доли, предлагаемой для продажи, в течение месяца со дня извеще­ния их об этом, доля может быть продана третьему лицу по цене и на ус­ловиях, сообщенных участникам. Уставом общества или соглашением его участников может быть установлен иной срок, в течение которого они могут осуществить свое право преимущественной покупки доли (п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 ию­ня 2001 г. № 4).

4. В случаях, когда в соответствии с уставом 000 или ОДО отчужде­ние доли участника третьим лицам запрещено, а другие участники об­щества от ее покупки отказываются, общество обязано выплатить уча­стнику ее действительную стоимость либо выдать ему в натуре имуще­ство, соответствующее такой стоимости, и вправе выкупить его долю. Обязанность выкупа доли участника в уставном фонде общества возни­кает также при отказе участников общества дать согласие на переход до­ли участника к его наследникам (правопреемникам) (п. 17 постановле­ния Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 4).

5. При рассмотрении споров, вытекающих из нарушения преимуще­ственного права покупки, хозяйственные суды исходят из того, что про­дажа участником общества доли с нарушением преимущественного права покупки не влечет за собой недействительности такой сделки. Последствием такого нарушения в силу п. 3 ст. 253 ГК является право любого участника общества в течение трех месяцев с момента, когда он узнал либо должен был узнать о таком нарушении, потребовать в судеб­ном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя по дого­вору купли-продажи доли. Трехмесячный срок является специальным сроком исковой давности (ст. 198 ГК) (п. 19 указанного выше постанов­ления).

6. В случае выкупа доли 000 обязано передать ее (продать и т. д.) другим участникам или третьим лицам в течение одного года с момента перехода доли к 000 либо уменьшить уставный фонд и внести измене­ния в устав (часть четвертая ст. 48 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополни­тельной ответственностью»).

250

7. При переходе доли участника 000 или ее части третьему лицу происходит одновременный переход к нему прав и обязанностей, при­надлежащих участнику, уступающему ее полностью или частично. По­скольку доля участника в уставном фонде 000 является обязательст­венным правом требования, поэтому на ее передачу (уступку) распрост­раняются правила об уступке прав (ст. 353-361 ГК). В данной связи приобретатель доли в уставном фонде общества осуществляет права и исполняет обязанности участника общества с момента уведомления по­следнего об уступке (п. 20 постановления Пленума Высшего Хозяйст­венного Суда от 7 июня 2001 г. № 4).

8. В пункте 4 ст. 92 ГК закреплено правило обращаемости доли, но лишь в той части, в какой она оплачена.

9. Доля может переходить к другому лицу: а) по воле владельца доли (в том случае говорят об уступке доли), б) в результате обстоятельств, не зависящих от воли владельца (смерть участника, ликвидация или реор­ганизация юридического лица – участника 000).

Статья93. Выход участника общества с ограниченной ответ­ственностью из общества

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников.

1. Закон предоставляет участнику 000 в любое время выйти из об­щества, не спрашивая на это согласия других его участников. Это право участника безусловно и не может быть исключено учредительными до­кументами.

2. При выходе из 000 участнику должна быть выплачена стоимость части имущества предприятия, соответствующая доле этого участника в уставном фонде 000, определяемой по балансу на момент выхода уча­стника (см. комментарий к п. 2 ст. 64 ГК).

3. В соответствии с постановлением Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда от 7 июня 2001 г. № 4:

3.1. Для определения доли выбывшего участника общества в имуще­стве общества необходимо исходить из балансовой стоимости имущест­ва общества без переоценки его стоимости на момент выхода участника из общества, если актами законодательства не предусмотрена обяза­тельная переоценка имущества юридического лица (п. 13 постановле­ния Пленума).

251

3.2. При определении действительной стоимости доли участника 000 и ОДО и части причитающейся ему прибыли хозяйственные суды учитывают, что:

- действительная стоимость доли участника общества должна соот­ветствовать части стоимости чистых активов общества (разнице между стоимостью активов и долгами), определяемой в порядке, установлен­ном законодательством, пропорциональной размеру доли участника в уставном фонде общества;

- размер доли выбывшего (исключенного) участника общества оп­ределяется на основании данных баланса, составляемого на дату выхо­да участника из общества;

- моментом выхода участника из общества считается день подачи им заявления о выходе соответствующему должностному (ответственному) лицу общества или вручения заявления этим лицам органами связи;

- расчет причитающейся части прибыли производится на момент выхода участника из общества;

- выбывшему (исключенному) участнику общества, который не полностью внес свой вклад в уставный фонд общества, выплачивается действительная стоимость доли пропорционально оплаченной (внесен­ной) части вклада.

Хозяйственный суд, установив на основании совокупных данных ба­ланса, что на момент выхода (исключения) истца из общества сумма долговых обязательств и заемных средств превышает сумму собствен­ных средств общества, отказывает в удовлетворении исковых требова­ний в связи с отсутствием у общества имущества, подлежащего разделу (чистых активов) (п. 14 постановления Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда от 7 июня 2001 г. № 4).

4. По соглашению выбывающего участника с оставшимися участни­ками выплата ему стоимости имущества может быть заменена выдачей имущества в натуре. Однако в случае оплаты вклада в уставный фонд имуществом при выходе участник не вправе требовать возврата только этого имущества, поскольку согласно части второй ст. 44 ГК участники хозяйственных товариществ и обществ могут иметь только обязательст­венные права на такое имущество (п. 15 постановления Пленума Выс­шего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 4).

5. Для всех третьих лиц изменения учредительных документов, свя­занные с изменением состава участников, приобретают силу только по­сле их государственной регистрации (п. 3 ст. 48 ГК). Для третьих лиц участником 000 считается тот, кто указан таковым в государственном

252

регистре. Поэтому и решение хозяйственного суда, влекущее внесение изменений в учредительные документы субъекта хозяйствования, не подменяет собой их государственную регистрацию (часть вторая п. 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня

2001 г. № 4).

6. Изменения в составе участников, приобретение доли обществом, другим лицом порождают для общества обязанность по внесению изме­нений в свои учредительные документы и представлению их в установ­ленном порядке для государственной регистрации субъектов хозяйст­вования. Поэтому хозяйственные суды должны направлять в регистри­рующий орган информацию о расторжении учредительного договора и об удовлетворении хозяйственным судом исков, включающих измене­ние учредительных документов общества (п. 22 постановления Плену­ма Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 4). Иск участни­ка с требованием к 000 произвести изменения учредительных доку­ментов – это требование к обществу исполнить сделку.

7. Согласно ст. 172 ХПК дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются хозяйственным судом при не­возможности получения заинтересованным лицом надлежащих доку­ментов, удостоверяющих эти факты, или же при невозможности восста­новления утраченных документов. В случаях, если у истцов на момент обращения в хозяйственный суд уже были документы, подтверждаю­щие наличие факта, имеющего юридическое значение (например, про­токол собрания участников о выходе участника из общества, доказа­тельства вручения заявления о выходе из общества), основания для об­ращения в хозяйственный суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, отсутствуют и хозяйственный суд должен отказать в принятии искового заявления (п. 23 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 4).

8. В соответствии со ст. 50 Закона «Об акционерных обществах, об­ществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнитель­ной ответственностью» участник 000, систематически не выполняю­щий или ненадлежащим образом исполняющий обязанности либо пре­пятствующий своими действиями достижению целей общества, может быть исключен из общества на основании единогласно принятого ре­шения собрания участников общества. Исключенному участнику вы­плачивается его доля в имуществе общества.

Согласно п. 7 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 4 при рассмотрении исков о признании не-

253

действительным решения собрания участников об исключении из 000 и ОДО участника необходимо иметь в виду, что основанием для исключения из этих обществ является систематическое невыполнение, или ненадлежащее исполнение участником своих обязанностей, либо совершение действий (бездействия), препятствующих достижению це­лей общества (уклонение от участия в принятии решений общества, совершение действий (бездействия) в ущерб интересам общества и т. п.). Принимая решение, хозяйственные суды должны учитывать как фактические обстоятельства, послужившие основанием для исключе­ния из состава участников, так и соблюдение требований законода­тельства и учредительных документов при решении вопроса об исклю­чении. «При оценке законности решения следует исходить также из то­го, что такое решение может быть принято только единогласно всеми участниками общества (без учета голоса исключаемого), независимо от количества голосов, принадлежащих исключаемому участнику обще-ства».

По нашему мнению, такое решение вопроса об исключении участ­ника из 000 не только не укрепляет стабильность хозяйственной орга­низации, но, по сути, разрушает 000 и подрывает власть экономичес­кого собственника, т.е. того, кто владеет контрольной долей участия. Например, согласно ст. 10 Закона Российской Федерации «Об общест­ве с ограниченной ответственностью» участники, доли которых в сово­купности составляют не менее чем 10 % уставного капитала общества, вправе только в суде требовать исключения из общества участника, ко­торый нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездейст­вием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

9. В соответствии с частью третьей п. 2 ст. 64 ГК выплата стоимости доли или выдача другого имущества выходящему (исключаемому) уча­стнику производится «по окончании финансового года и после утверж­дения отчета за год, в котором он вышел или исключен из хозяйствен­ного товарищества или общества, в срок до 12 месяцев со дня подачи за­явления о выходе или принятия решения об исключении, если иное не предусмотрено в учредительных документах. Таким образом, закон пре­доставляет учредителям 000, ОДО право установить в учредительных документах период расчета с выбывшим (исключаемым) участником не 12 месяцев, а гораздо меньший срок или более длительный, чем один год. В связи с многочисленными жалобами предпринимателей на ин­фляционный фактор следует отметить, что учредителям целесообразно отказаться от распространившейся привычки регистрировать свои

254

предприятия, используя общие для всех учредительные документы, не думая над содержанием последних.

5. Общество с дополнительной ответственностью

Статья94. Основные положения об обществе с дополнитель­ной ответственностью

1. Обществом с дополнительной ответственностью признается учреж­денное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разде­лен на доли определенных учредительными документами размеров. Участ­ники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учреди­тельными документами общества, но не менее размера, установленного за­конодательными актами. При экономической несостоятельности (бан­кротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам об­щества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не преду­смотрен учредительными документами общества.

2. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственно­стью должно содержать наименование общества и слова «с дополнитель­ной ответственностью».

3. К обществу с дополнительной ответственностью применяются прави­ла настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью по­стольку, поскольку иное не предусмотрено законодательством. (В редакции Закона Республики Беларусь от 25 мая 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 62, 2/853.)

1. Общество с дополнительной ответственностью может рассматри­ваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью. Эта точка зрения основывается не только на истории правового регули­рования этого товарищеского союза, но и на прямом указании п. 3 ст. 94 ГК о том, что к ОДО применяются правила об 000, если иное не предусмотрено законодательством. 000 и ОДО соотносятся между со­бой, как ОАО и ЗАО.

2. Различие между ОДО и 000 в том, что участники ОДО отвечают по обязательствам общества не только в размере вкладов, внесенных в уставный фонд, но и другим своим имуществом в пределах, определяе­мых учредительными документами общества, но не менее «размера, ус­тановленного законодательными актами». Первоначально кредиторы

255

обращают взыскание на имущество ОДО, а при недостаточности этого имущества для погашения долгов наступает субсидиарная ответствен­ность участников общества, которую они несут солидарно (как и ответ­ственность участников 000, которые внесли свои вклады не полно­стью).

3. В случае банкротства одного из участников ОДО его доля ответст­венности распределяется между остальными участниками пропорцио­нально их вкладам, если учредительными документами ОДО не уста­новлен иной порядок распределения ответственности. Тем не менее от­ветственность участников в ОДО продолжает быть ограниченной – взыскание по долгам не может быть обращено на все их имущество.

Статья 95. Изменение размера дополнительной ответствен­ности

Общество с дополнительной ответственностью вправе после уведомле­ния кредиторов уменьшить, но не менее размера, установленного законода­тельными актами, или увеличить размер дополнительной ответственности

своих участников.

Кредиторы общества с дополнительной ответственностью вправе при уменьшении размера дополнительной ответственности участников общест­ва потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. (В редакции Закона Ре­спублики Беларусь от 25 мая 2002 г. – Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь, 2002 г., № 62, 2/853.)

Размер дополнительной ответственности участников ОДО может быть уменьшен или увеличен только после уведомления всех кредито­ров ОДО. В случае уменьшения размера дополнительной ответственно­сти участников ОДО кредиторы последнего вправе потребовать досроч­ного прекращения или исполнения обязательств общества и возмеще­ния убытков.