Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОЛЛАНДИЯ В XVII.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
85.66 Кб
Скачать

ГОЛЛАНДИЯ В XVII—XVIII ВЕКАХ

Природные ресурсы

«Весьма малая страна, — говорил о Голландии посол Людовика XIV в 1699 году, — занятая со стороны моря бесплодными дюнами, подверженная с сей стороны, как равно и со стороны рек и каналов, коими она пересече­на, частым наводнениям и пригодная разве что для пастбищ, каковые составляют единственное богатство страны. Того, что произрастает там, пшеницы и прочих зерновых недос­таточно, чтобы прокормить сотую долю ее жителей». «Даже для того, чтобы прокормить своих петухов и кур», — иро­низировал Дефо.

«Все, что производит Голландия, — утверждал в 1697 году другой информатор, — это сливочное масло, сыр и земля, пригодная для изготовления посуды».

Очень серьезный испанский экономист Устарис пояс­нял в 1724 году: «Половина сей страны состоит из воды или из земель, кои ничего не могут произвести. Ежегод­но возделывается только четверть земель; так что некоторые писатели утверждают, будто урожая сей страны едва хватает для покрытия четверти ее потребления».

«Голландия — страна неблагодарная, — заходит еще дальше Ж.Арженс в письме 1738 года. — Это земля, пла­вающая на воде, и луг, затопленный три четверти года. Сия земля столь крохотна и столь ограниченна, что не смогла бы прокормить и пятую часть своих обывателей».

Аккариас де Серионн, могущий быть хорошим судьей в этих вопросах, без колебания утверждал в 1766 году, что

Голландия «никогда не располагала чем накормить и во что одеть четверть своих подданных».

Короче говоря, — подытоживает Фернан Бродель в своем труде «Время мира», — страна бедная: мало пшеницы (и невысокого качества), мало ржи, мало овса, мало овец, нет виноградников, разве что иной раз на укрытой от непогоды стене деревенского дома или в саду, и никаких деревьев, если только не возле амстердамских каналов или вокруг деревень. Зато -- луга, много лугов, которые «к концу ок­тября, а иногда ноября начинают покрываться водами, ка­ковые вздымаются ветрами, бурями и постоянными дож­дями, так что во множестве мест усматриваешь лишь плотины, колокольни и дома, кои кажутся выступающи­ми из большого моря».

Дожди, выпавшие зимой, будут откачены «весной по­средством мельниц». Для человека Средиземноморья все это казалось странным до абсурда. Флорентиец Лодовико Гвиччардини писал в 1567 году: «Земля низкая, все реки и крупные каналы текут между дамбами, так что текут они не на уровне земли и во многих местах с крайним удивлением видишь воду выше земли».

Для путешественника, приехавшего из Женевы два века спустя, в 1760 году, «все искусственно в провинции Гол­ландия вплоть до страны и самой природы».

Однако следует заметить, что книга, которую мы только что процитировали («Описание Нидерландов» — работа, положившая начало интенсивному развитию географиче­ской науки эпохи Возрождения), в течение последующих двух веков переиздавалась 35 раз. Фундаментальный эко­номико-географический труд флорентийского купца долгое время считался классическим, а интерес автора именно к Нидерландам определялся той важной ролью, которую играла эта страна в экономическом и политическом раз­витии Европы.