Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Выпуск МГИ 98.doc
Скачиваний:
133
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
417.28 Кб
Скачать

Джеймс Кепнер телесный процесс

Глава 5. Сопротивление и телесный процесс

"В обычном анализе характера сопротивления "атакуются", "защиты" растворяются и т.д. В противоположность этому, если сознание творческое, то все эти сопротивления и защиты - в действительности, они представляют собой контратаки и нападения, направленные против себя - берутся как активные выражения жизнеспособности, несмотря на то, какими бы невротическими они не были в целом изображении". (Perls et аl, 1951. p.248)

Все терапии - будь то поведенческие или аналитические, физические или вербальные, - рано или поздно обязательно сталкиваются с феноменом сопротивления. Несмотря на искреннее желание к изменению, выраженное клиентом, и наиболее умный анализ и правильно подобранные методы терапевта, прогресс в терапии начинает снижаться. Клиент знает, что он или она "могли бы" сделать или хотят сделать что-то, но еще не могут Терапевт может видеть направление для позитивного роста, но он не способен двигать клиента в этом направлении. Клиент, один или группа, пара или семья, как будто бы разрушает попытки терапевта помочь и упорствует в поведении, что является явно не здоровым.

Сопротивление - это не только феномен психотерапии. Когда ты чувствуешь, что тебе нужно быть более (или менее) напористым, но просто не можешь, или когда ты знаешь, что тебе надо бы сделать домашнее задание, но только ты не можешь добраться до него, - это и есть сопротивление. Когда друг постоянно опаздывает на встречи с искренним отказом: "Несмотря на то, что я усиленно пытался не опоздать, я просто не мог уложиться вовремя" - это также сопротивление. То же касается телесных процессов; многим людям говорят сидеть прямо или стоять ровно в течение всех школьных лет, и они все же не могут сохранять "правильную" осанку, несмотря на все их лучшие намерения, - это тоже сопротивление. Сопротивление - это любое изменение, которое мы хотим сделать или сделали бы, но, оказывается, не можем совершить. Существует что-то, что сопротивляется этому изменению.*

Особенным способом, в котором терапия объясняет феномен сопротивления, является критическое отношение к терапевтическому вмешательству в такие процессы. Телесно-ориентированные подходы не являются исключением. Метод, в котором распознаются, определяются и понимаются телесные проявления сопротивления, является критичным к терапевтическому направлению работы с такими телесными феноменами.

В вербально-ориентированных терапиях сопротивление обычно проявляется не на прямую, а, например, через опоздание, пропущенное свидание или неуспех в выполнении домашнего задания до конца. В более прямых формах сопротивления вмешательства терапевта испытывают удар: ответные реакции клиентов устойчиво негативные, избегаются определенные темы и т.д.

*Важно отличать настоящее сопротивление от простого неведения; иногда то, что кажется сопротивлением, на самом деле лишь отсутствие знаний и умений.

Все это встречается также в телесно-ориентированной терапии, причем в большем объеме. Так как многое в работе терапевтов, занимающихся изучением тела, направлено на снижение хронического мышечного напряжения и нарушения осанки, часто форма сопротивления видна, когда само напряжение не поддается усилиям терапевта. Напряженная мускулатура не расслабляется в ответ на терапевтическую работ). Она может лишь временно ослабнуть во время сессии, но вернется в свое напряженное состояние сразу после окончания занятия. Видимые изменения в мышечных паттернах не завершатся связанными переменами позы и движений, так как освобождение мускулатуры, которое держит плечи выгнутыми вперед, не произойдет в плечах расправленных и раздвинутых назад.

Каково значение этого феномена? В дальнейшем, я буду кратко обсуждать некоторые из альтернативных взглядов на феномен сопротивления как противоположные гештальт-подходу.

Различные взгляды на природу сопротивления.

Точка зрения "здравого смысла"

Психоаналитик Бергман П.Кэрон (Bertman P.Karon, 1976) замечает, что "согласно здравому смыслу, существуют только две возможности: либо мы не знаем, что делать, либо мы знаем, что делать, и делаем это". Если бы мы знали, что это правое дело, то мы бы сделали его!

Подход здравого смысла часто используется друзьями, семьей и доброжелательными сотрудниками, а также некоторыми психотерапиями и телесными подходами со схожими фрустрирующими воздействиями. С точки зрения здравого смысла сопротивление к изменению может быть: против себя (чуждое своему Я), слабость (отсутствие воли), иррациональное или сила привычки.

Сопротивление рассматривается как ''против себя", потому что цель изменения считается лучшей вещью для человека, поэтому что-либо противоположное этой цели должно быть направлено против лучших намерений человека. Сопротивление содержит слабость, потому что, как замечают многие родственники и друзья, если ты действительно хочешь изменить что-то, ты сможешь это сделать; следовательно, неспособность предполагает отсутствие воли с вашей стороны. Оно также иррациональное, потому что, очевидно, вашим логическим выбором является изменение, но вы еще не можете его совершить, несмотря на все ваши собственные доводы, говорящие, что это хорошее дело. Сопротивление является и силой привычки, потому что, если вы достаточно упорны, вы замените это новой привычкой.

Телесные подходы часто рассматривают сопротивление с точки зрения здравого смысла. Не будучи настолько наивными, чтобы обвинить сопротивляющегося клиента в слабоволии, сторонники телесных поводов склонны относить феномены сопротивления к иррациональной категории или просто силе привычки.

Когда сопротивление рассматривается как иррациональное, терапевт отказывается признавать его проявления, уверенный, что правильное и рациональное дело сделано, даже если клиент испытывает боль или избегает этого. Клиенты (и терапевты) убеждены, что боль нужно игнорировать или терпеть столько, сколько они могут, зная, что цель как-нибудь оправдывает средства.

Пример этого подхода к сопротивлению описывается Рольф, основателем структурной интеграции или рольфинга. Рольфинг - это телесный подход, который обращается к напряжению, застывшей мускулатуре путем применения физического давления практикующим специалистом. Это часто довольно болезненно. Рольф описывает клиента (Feitus. 1978), который раздраженно реагировал на рольфера. обвиняя его в причинении боли во время работы в области паха. Рольф не принимает реакцию клиента как "проективный, иррациональный ответ" и говорит рольферу: "Ты здесь не для того, чтобы проводить время изучая истоки и средства, при помощи которых реализована эта проекция", и убеждает рольфера игнорировать сопротивление для того, чтобы завершить необходимое вмешательство.

Этот взгляд минимизирует опыт клиента. Конечно, рольфер не намеревался причинить человеку боль, а только собираются сделать ему что-то хорошее, но все же причинил боль. Реагировать гневом на боль - это естественная ответная реакция организма. Как это может быть истолковано в качестве иррационального ответа? Должен ли клиент подавлять естественную, и, я бы сказал, здоровую ответную реакцию на боль только потому, чтобы подчиниться стремлению рольфера к цели? Что случится с клиентским чувством боли и желанием к самозащите? Это просто так не исчезает. Нельзя полностью избавиться от обоснованной и законной реакции организма. Результатом является все большее отдаление от установленных самим собой естественных импульсов.

Другие телесные подходы рассматривают сопротивление как сильную привычку. Эти методы делают акцент на переподготовке (retraining) телесных привычек через контроль старых "плохих" привычек, их замещение новыми "хорошими" и постоянную практику новых и более желаемых привычек так, чтобы предотвратить возвращение старых "плохих" привычек. Я называю такие подходы господствующими (mastery) подходами, потому что особое внимание в них уделяется подчинению тела Эго (волей). В этом случае "Я" остается отделенным от тела и формирует "это" ("it") посредством изменения привычного поведения.

Если изменение привычек происходит не через обращение к причинам их существования, то они могут быть только подчинены, но не искоренены. Новые привычки могут "чувствоваться лучше", потому что механически они лучше организованы для движения. Клиенты также могут чувствовать себя лучше, потому что сейчас они имеют преимущество над тем, что было предварительно получено опытным путем как преследование и контролирование. Но что случилось с оригинальным импульсом, который содержался в привычке или структуре?

Давайте возьмем гипотетический (хотя вполне обычный) случай, где женщина проконтролировала свои чувства печали после смерти родителя путем сжимания и сдавливания своей грудной клетки. Она чувствовала, что должна быть сильной для оставшегося родителя и не "убиваться". В скором времени она убрала свое сдерживание от себя и теперь испытывает напряжение и дискомфорт, от которых она хочет избавиться. Если она обучится новым способам держания себя в руках или стилизованным приемам как двигаться и дышать, сделанным по модели "правильной" осанки и биохимического функционирования, она может почувствовать себя более комфортно и испытает некоторое облегчение боли. Однако, ее способ совладания с печалью стал отделенным от физического процесса, на котором он основан. Ничего не было сделано, чтобы освободить содержащееся внутри чувство, или изменить невротическое убеждение, что "Я должна всегда быть сильной" и "Убиваться, расстраиваться - это ужасно".

Если конфликт, распознанный в телесном процессе, не становится ясным и не прорабатывается, то старая привычка вернется. Мы не можем так легко избавиться от частей самих себя лишь незнанием их. Хуже, однако, возможность такого сверхизучения новой, хорошей привычки, когда первоначальный конфликт становится недоступным под толстым слоем вторичного сдерживания. Я встречался с этим несколько раз у людей, занимающихся различными видами искусств, такими как: танцы, атлетика (особенно, тяжелая атлетика) и военные искусства. Эти люди часто так усердно работают над тем, чтобы противостоять своим плохим привычкам, что естественные чувства и экспрессия загоняются глубоко вовнутрь. Этим клиентам приходится проводить много времени, уничтожая свои сверхизученные "хорошие" привычки перед тем, как они могут установить контакт с самовыражением, что ведет к напряжениям и искаженным позам.