Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соц. контроль.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.09.2019
Размер:
87.55 Кб
Скачать

Культурологическая теория.

Селин (1938) подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры.

Нормы некоторых групп отличаются от норм остального общества.

*Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка.

Миллер углубил идею Селина о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением.

Существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявления которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, «везение». Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди начинают относиться к ним как к девиантам.

Селин и Миллер считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Сатерленд утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Девиация – результат того, что человек связался с плохой компанией. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими. Благоприятные возможности открывает девиантное поведение, если оно сулит реальные блага. В некоторых сферах деятельности юноши усваивают ролевые модели преуспевающих девиантов. Благодаря преступным действиям они завоевали влияние, престиж (торговля наркотиками).

Теория «наклеивания ярлыков» (стигматизация)

Стигматизация (от греч.stigma – клеймо, пятно). Основоположниками этого подхода считаются американские социологи Э.Лемерт и Г.Беккер.

Данное направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них, большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы. Однако при этом они не считают себя девиантами, их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму положению этой теории, девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. На человека как бы ставится клеймо девианта (стигма). Таким образом осуществляется переход от первичной к вторичной девиации. Из этого следует вывод, что девиация – не поведение или конкретный поступок, а групповая оценка. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального взаимодействия. В конечном итоге социальная изоляция усиливает ощущение принадлежности к девиантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности. Лица, совершающие девиантные действия, стремятся оказать сопротивление социальному контролю, еще более усугубляя отклонения. Ответной реакцией на ее усиление является ужесточение социального контроля. Так образуется «спираль девиантности», которая ведет к усилению незначительных отклонений. Некоторые социологи даже ввели понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализации».

Г.Беккер даже выделил этапы такой карьеры:

1. случайное нарушение норм;

2. последующие нарушения, мотивированные выгодой или удовольствием;

3. арест и закрепление роли девианта навсегда;

4. постоянная реализация закрепленной и усвоенной роли девианта.

Категория «девиантная карьера» хорошо подходит для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений.

Для нашего общества характерна ситуация аномии (состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами). Люди переосмысливают социальные нормы, ценности и позиции, усваивают новые элементы западной культуры. На этом пути людей часто «заносит» в две крайности. С одной стороны, можно слишком многое выбросить

(как говорится, «с грязной водой выплеснуть и ребенка»). А с другой – можно с «чистой водой» новых ценностей набрать в себя и «грязной пены». Примеров «грязной пены», к сожалению, предостаточно. Это и врыв преступности, мошенничества, обмана. Это и разгул пьянства, наркомании, проституции, порнографии. Это рост цинизма, жестокости, равнодушия, насилия в семье, социального сиротства и заброшенности.

Особую тревогу у думающих людей вызывает ухудшение «детской статистики». Сегодня в России из общего числа детей (примерно 37 млн. чел.) беспризорниками, по разным оценкам, являются от 2 до 3 млн. чел. (5-8 %).

Катастрофически увеличивается количество умственно отсталых детей: за последние 10 лет – в 20 раз. Нарастает и вал насилия над детьми. Только в 1996 г. зарегистрировано 17 тыс. посягательств на их жизнь; 200 детей убиты родителями; 1500 подверглись сексуальному насилию. Меняется к худшему даже характер общения между людьми: молодежь говорит на грубом, примитивном языке, встречаясь, люди спешат заговорить о своем, плохо слушая собеседника; модны стали фразки – «это твои проблемы», от которых так и веет холодом отчуждения…

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимает участие в каких-либо противоправных действиях, а в 5% совершают серьезные правонарушения.

Итак, совместная жизнь людей в обществе требует проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением – воровство, грабежи или убийства – нарушение основных законов государства и преследуются в уголовном порядке , а нарушение неформальных норм – девиантным (отклоняющимся) поведением – поступки противоречат нормам поведения и наказываются привлечением к административной ответственности, уплате штрафа, косыми взглядами прохожих и т.д. Первое относительно, а второе абсолютно.

10