Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
TOM_4.RTF
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
4.54 Mб
Скачать

THE EVOLUTION OF PSYCHOTHERAPY

Volume 4

Edited by Jeffrey К Zeig

Brunner/Mazel, Publishers New York

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Том 4

Перевод с английского

Москва

Независимая фирма "Класс" 1998

УДК 615.851 ББК 53.57 Э 15

Э 15 Эволюция психотерапии. Том 4. "Иные голоса" / Перевод с англ.— М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 320 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 5-86375-078-2 (РФ)

В последнее десятилетие особенно бурно стали развиваться направления телесно-ориентированной и эриксоновской психотерапии Волна их популярности докатилась и до нашей страны Однако в данный том включены материалы, освещающие не только эти, уже известные в России направления, но и другие, о которых здесь пока не слышали, например, "терапия реальностью" Уильяма Глассера и "терапия нового решения" Роберта и Мэри Гулдингов Кроме того, в том вошли материалы, посвященные актуальным социальным проблемам психотерапии' ее отношению к политике, к принудительному психиатрическому лечению, к наркотикам

Книга адресована всем, кто интересуется проблемами современной психологии и психотерапии.

Главный редактор и издатель серии Л М. Кроль Научный консультант серии Е Л Михайлова

Публикуется на русском языке с разрешения издательства Brunner/Маг.е! и его представителя Марка Патерсона.

ISBN 0-87630-677-6 (USA, 1982)

ISBN 0-87630-440-4 (USA, 1987) ISBN 5-86375-078-2 (РФ)

© 1982, 1987 The Milton H Erickson Foundation

© 1998 Независимая фирма "Класс", издание, оформление

© 1998 Я.А. Войцеховская,

А В Гнездицкая, АД. Иорданский, В К Мершавка, Е А. Проценко, А И Сотов, А Б. Фенько, перевод на русский язык

© 1998 Е В Безносюк, предисловие

© 1998 В.Э Королев, обложка

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

МНОГОЛИКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Целью развития человеческого общества, его процветания, да и просто существования является возможность свободного развития человека — гармоничного, приобщенного к духовным и гуманистическим ценностям, творческого и здорового; человека, сознающего свое высшее предназначение хранителя и носителя достижений культуры и духовного опыта. Разум и наука, на которые уповало человечество, веря грядущее совершенствование духа, не оправдали ожиданий. На основные вопросы человеческого существования наука по-прежнему не может дать ответа, поскольку не обладает подходящими методами для их решения. Несмотря на технический прогресс, — вызывающий смесь восторга и ужаса перед творческими возможностями разума и угрожающий его создателю экологической катастрофой, — человек по-прежнему испытывает страдания, он по-прежнему смертей. И он — пациент.

Лев Толстой писал: "Ученый... не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?"

В этом смысле психотерапию можно рассматривать как еще один метод постижения смысла человеческого бытия. Жак Лакан подчеркивал ключевое значение именно языковой, символической проработки внутреннего душевного опыта — его "обозначения", то есть перестраивания хаоса субъективности в символический порядок, языковой семантический космос. В результате переформирования внутреннего мира пациента новая действительность в его восприятии претворяется в новом способе понимания самого себя и своего места в мире, в переживании и поведении, более приспособленном к жизни и соответствующем своему и предназначению. Эффект психотерапии можно сравнить с исцеляющим свойством времени: новый опыт изменяет переживание прошлого благодаря новой жизненной позиции человека. Однако время лечит, только если человек готов сойти со старой разбитой колеи и начать существовать по-новому — пусть лишь в своем внутреннем мире.

Задачей психотерапевтической работы для врача является помощь пациенту в создании своего жизненного пространства и обретении цели, проторении своего пути, а задачей пациента — приобретение нового опыта и изменение на основе этого опыта. При этом поведенческие направления видят цель в повышении уровня возможностей приспособления к среде, глубинные — ведут пациента к осознанию внутренних конфликтов, социотерапевтичес-кие — стремятся к обновлению утраченного равновесия между личностью и окружением, гуманистические — считают целью достижение гармонического развития и творческой самореализации личности. Психологическая помощь так называемому "практически здоровому" человеку представляет собой комплекс мер психического воздействия, направленных на изменение системы отношений, самооценки, установок и поведения, а в предболезненном состоянии — на пресечение или ослабление возникшего в организме патологического процесса.

Почему же существует столько различных взглядов и подходов и, в конечном счете, — психотерапии^ Одной из причин является многообразие психологии, из которьк произросли разные психотерапевтические подходы, поскольку не существует единой науки Психологии — по аналогии с астрономией или химией. Человек столь самобытен и до сей поры так мало изучен, что все попытки поиска новых путей к исследованию психики приводят к возникновению новых представлений о человеке и его мире.

Кроме того, человек является частью этноса и испытывает — на сознательном и бессознательном уровнях — влияние культуры. Этнические поведенческие паттерны выражены в обычаях, традициях, предубеждениях, предпочтениях, фольклоре, стиле мышления, структуре ценностей и т.д. Они оказывают воздействие на формирование основополагающих психологических особенностей человека. Эти устойчивые этнокультуральные особенности прививаются, передаются в процессе научения и усвоения языка и культуры, определяют опыт и стиль поведения человека. Первое запе-чатление информации, то есть импринтинг, играет роль семантической памяти, формируя ядро человеческой личности.

Психотерапия является неотъемлемой частью культуры, попыткой целостного постижения человека. Но, в отличие от религии, она не претендует на создание законченной системы, постигаемой в мистическом откровении и требующей безусловной веры. В. Франкл заметил. "Цель психотерапии — исцеление души, цель же религии — спасение души... У каждого времени свои неврозы, и каждому времени требуется своя психотерапия".

Столетняя история психотерапии включает и историю взаимной критики представителей разных ее направлений, вплоть до сомнений в ее исцеляющих возможностях. Обратимся к высказыванию Дж. Хиллмана, приведенному в главе "Сто лет одиночества: наступит ли то время, когда прекратится анализ души?". Он пишет:

"...С этой гражданской языческой точки зрения терапия благодаря всем ее добродетелям, формируя, отображая и утверждая внутренний мир пациента, имея право на владение его жизнью и душой, в действительности производит на свет идиотов, политический идиотизм. Концентрация на самом себе порождает идиотизм". И далее: "Мы должны стать сверхсознательными пациентами ... очень рефлексивными личностями, способными к интериоризации очень тонких вещей, и одновременно с этим — все меньше и меньше сознающими гражданами ... закрывающими глаза на трагедии, среди которых нам приходится жить, ... воображая свое возрождение в достижении близости и понимания отдельным человеком, а вовсе не в приобретении политического сознания и общественной деятельности". И эти размышления принадлежат лауреату Пу-литцеровской премии, в течение десяти лет возглавлявшему Институт К. Г. Юнга в Цюрихе!

Исторически сложилось так, что психотерапией занимались и врачи, и психологи. Поэтому еще один вопрос, по которому проходит разграничение подходов, касается механизмов воздействия. Психотерапевтическое воздействие определяется в том числе наличием осознаваемого и неосознаваемого смыслового и эмоционального значения для пациента. Любимый в России добрый доктор Айболит добивался выздоровления уже тем, что просто ставил градусник. Такое значение может иметь в глазах пациента любая процедура, метод, личность известного психотерапевта. Известно, что по эффективности плацебо-эффект превосходит любые методы психотерапии.

В поисках открытия и объяснения механизмов воздействия выдвигались различные гипотезы, привлекающие данные медицины, физиологии — то есть пытающиеся вернуться на "твердую материалистическую почву". Такие теории, со ссылками на работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, хорошо известны российским психотерапевтам, поскольку именно этот взгляд являлся официально принятым у нас до недавнего времени. В этой связи особенно интересны две статьи Эрнеста Росси, включенные в данный том.

ИНЫЕ ГОЛОСА

Еще один подход к решению человеческих проблем, обращающий внимание на тело и работу с ним и поэтому обычно вызывающий резонанс во врачебной аудитории, — метод душевной и телесной терапии Александра Лоуэна. Хочется процитировать самого мастера. "Я искренне верю, что тело способно исцелять себя. Если человек порежется, организм залечит порез безо всякого вмешательства со стороны разума. А поскольку всякая эмоциональная проблема является также и телесной, то эта целительная сила будет действовать и здесь.

...Я — человек, имеющий тело, и поэтому вижу задачи терапии в сфере тела, прекрасного и грациозного. В теле проявляется трепетание жизни... любовь человека к себе, другим людям и ко всему Божьему миру".

И все это — психотерапия!

Е.В. Безносюк

Эрнест Л. Росси

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА И НОВЫЙ ЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Эрнест Росси (доктор философии, 1962, Университет Тем-пля) занимается частной практикой в Лос-Анжелесе, Калифорния. Он является автором двух книг — о фантазиях и о психобиологии лечения отношений сознания и тела. Росси имеет большой опыт в юнгианской психотерапии и работает в Институте К. Г. Юнга в Лос-Анжелесе. Он пишет о гипнотическом подходе Милтона Г. Эриксона и является соавтором трех его книг. Кроме того, Росси был редактором четырехтомного издания избранных трудов Эриксона и соредактором двух томов ранних лекций Эриксона. Он редактирует "Психологические перспективы: полугодовые обзоры юнгианской мысли ".

Росси считает, что наша 200-летняя история психотерапии может рассматриваться как попытка лечения искусственного разделения между сознанием и телом. Его статья состоит из трех частей. Первая часть обрисовывает историю ритуалов, мифов, религии и философии как стадий в развитии представлений о сознании и психотерапии. Вторая часть представляет собой обзор современных революционных исследований взаимоотношений сознания и тела, которые могут стать основой для объединения всех психотерапевтических школ в один информационный подход к человеческим проблемам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]