Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
A._E._Zhukov_Istoriya_Yaponii_t._1_.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Глава 2. Политико-административная система сёгуната 293

В начале XVII в. различия между административными системами бакуфу и княжеств были значительными, поскольку даймё придерживались своих семейных кодексов. Однако центральное правительство стремилось ограничить власть даймё и унифицировать налоговую систему и административные функции. Постепенно различия стирались, и примерно к середине XVII в. административное устройство княжеств в основном повторяло в миниатюре структуру бакуфу.

В каждом княжестве имелось свое административное управление, которое возглавляли посменно главные вассалы даймё (кбсь). Они ведали всеми политическими, административными, военными и экономическими делами, поскольку глава княжества был обязан подолгу находиться в Эдо. Важную роль играл дзёдай — чиновник, который замещал даймё в его отсутствие. В штате была и еще одна должность — русуи. Этот чиновник заменял даймё в Эдо, когда тот возвращался в княжество. Сословная система В начале периода Токугава бакуфу установило строгие социальные различия. Все население страны было разделено на 4 сословия: си — самураи, но — крестьяне, ко — ремесленники, сё — торговцы.

Сословие самураев подразделялось на несколько категорий даймё и собственно самураев — их вассалов, составлявших военное служилое дворянство. Высший слой в первом сословии составляла киотоская придворная аристократия, но она была очень бедной.

Крестьяне на социальной лестнице занимали вторую ступеньку. Этим была подчеркнута важность этого слоя, поскольку именно трудом крестьянина содержалось все общество. Труд земледельца в соответствии с конфуцианским учением считался уважаемым. Само крестьянство было бесправным, но постепенно училось бороться за свои права. Крестьянские восстания были формой социального протеста.

Торговцы, впервые выделенные в отдельное сословие, оказались внизу социальной лестницы не случайно. Согласно конфуцианским взглядам, они ничего не производили. Конфуцианский принцип гласил: «Земледелие надо поощрять, а торговлю подавлять».

Место синтоистского и буддийского духовенства внутри установленной Токугава сословной системы не было строго определено. Фактически, духовенство по своему статусу приближалось к первому, военному сословию.

294

Часть L Политическая история сёгуната Токугава

Вне четырех сословий остались значительные социальные группы — эта, хинин, артисты, музыканты, фокусники, танцовщицы и др. Эта и хинин представляли собой презираемые, самые низшие, социальные группы. Хинин («нечеловек») называли людей, подвергшихся наказанию (главным образом, за преступления против властей), а также нищих и бродяг. Это слово всегда имело презрительный смысл. Совершившие преступление теряли свое общественное положение. Их профессией становилось обслуживание места казни, захоронение казненных. В восточной части Японии они жили в городах и имели своего лидера, называвшегося дандзаэмон, который выступал в роли посредника между хинин и властями. В западной части Японии хинин жили в деревнях. И все же хинин не были «навеки пропащими»: теоретически они могли восстановить свой прежний общественный статус.

Эта, каста париев, занимала самое низкое положение. Они занимались убоем скота, выделкой кож, крашением, уборкой мусора, т. е., согласно буддийским догмам, профессиями, которые «оскверняли человека грязью смерти и крови». С древних времен такие работы выполняли либо рабы, либо заключенные, так как с точки зрения религии они считались позорными. Постепенно «нечистые» профессии стали наследственными. Так образовалась каста отверженных-зта, которая была лишена каких-либо прав и жила в специальных поселениях. Структура пра- Самураи — княжеские вассалы (ханси) — в вящего класса зависимости от знатности и близости к даймё были заняты на различных административных должностях и в войсках княжества. Большая их часть была переведена на натуральное жалование (футимай) — рисовый паек самураев, который являлся вознаграждением за службу в княжестве. Меньшая часть самураев имела земельные владения. Члены княжеской семьи обычно должностей не занимали, а лиш участвовали в обсуждении важнейших дел, касавшихся лично и или княжества в целом.

Даймё в период Токугава подразделялись на несколько кате горий в зависимости от характера их политических отношений домом Токугава.

К фудай даймё относились князья-союзники Токугава Иэяс и их потомки. Они были щедро награждены им за счет конфиско ванных земель противной стороны. Многие фудай даймё разбога тели, получив владения побежденных врагов.

Тодзама даймё («посторонние даймё») были потомками фео далов, выступивших против Токугава Иэясу в битве при Сэкига

Гчава 2. Политико-административная система сёгуната 295

хара. По своему могуществу и богатству они нередко превосходили многих фудай даймё. Так, даймё Маэда владел тремя провинциями в западной части о-ва Хонсю, его доход составлял 1,2 млн. коку. Однако битва при Сэкигахара как бы провела линию раздела между даймё, определив их дальнейшую роль в политической жизни страны — тодзама даймё не могли занимать никаких государственных должностей, и, как правило, их деятельность ограничивалась пределами их собственных княжеств. Кроме того, в течение долгого времени власти принимали по отношению к ним различные меры, которые ослабляли их экономическое и военное могущество.

К камон даймё относились феодальные дома, чье положение определялось их родственными связями с домом Токугава или домом Мацудайра. Эта категория обладала одним большим преимуществом: камон даймё могли быть причислены к фудай даймё, но никогда — к тодзама даймё.

Со временем между фудай даймё и тодзама даймё установились более тесные отношения, и им приходилось вместе служить при дворе сегуна. Дискриминационные меры со стороны бакуфу в отношении тодзама даймё также постепенно ослабли, хотя проявление знаков особого внимания к фудай даймё продолжалось. Система заложниче- Несмотря на решительную победу в ствл (санкинкотай) битве ПРИ Сэкигахара, ситуация в

стране в период правления Токугава Иэясу отнюдь не была полностью устойчивой. Ее стабильность зависела от поведения даймё, которые в любой момент могли переменить свою позицию в отношении Иэясу. Еще был жив сын Тоётоми Хидэёси, которому даймё могли оказать поддержку, начни он борьбу за власть. Поэтому Иэясу предпринял ряд мер, чтобы окончательно ослабить своих противников. Одной из них было принятие в 1615 году «Княжеского кодекса» («Букэ сёхатто»). Спустя несколько недель после уничтожения сына Хидэёси — Хидэёри — Иэясу собрал даймё у себя в замке в Фусими, где им начитали указ из 13 статей, которые и легли в основу «Княжеского кодекса». Вот некоторые выдержки из него:

«Даже о ремонте замка надлежит докладывать властям... Высокие стены и глубокие рвы — причина крупных переворотов.

Если замышляются какие-либо новшества или начинаются раздоры в соседнем княжестве, об этом надлежит незамедлительно доносить правительственным властям.

Самураи всех княжеств должны соблюдать экономию. Богатство всегда бывает показным, а бедные стыдятся своего неравенства. Это обыч-

295

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]