Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8_ред. молодой человек.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
66.05 Кб
Скачать

10

Молодой человек (детская и подростковая психиатрия).

1. Антропологически-экологическое восприятие

1.1. Ситуация детей и подростков

Наше столетие назвали как-то столетием ребенка. Из этого, несомненно, верно то, что о детях и подростках собрано огромное количество знаний. С трудовой эксплуатацией детей, правда, покончено, однако дети в нормальных случаях оказываются программируемыми, перегруженными, чрезмерно детерминированными.

Еще никогда не было столь резким противоречие между возможностью иметь желанных детей и возможностью их не иметь, а также страхом за их существование. Возможность выбора ставит родителей и детей под особое давление. Сюда относится также и то, что сегодня все больше взрослых имеет мало детей. Нередким явлением стали семьи с одним или двумя детьми. Дети и подростки также являются объектами инвестиций, на них распространяется навязчивое стремление накопительства, они должны расплачиваться «послушным» поведением. Дети, и тем самым, детство, являются также полем для проекции собственных страхов и желаний: наряду со страхом перед всемирными катастрофами рождения приветствуются или отвергаются. «В такой мир невозможно рожать детей», «лишь дети, которых мы хорошо воспитаем, смогут правильно изменить мир».

Упражнение. Представьте себе, как выгладит сегодня мир для детей. Что изменилось за последние 10, 20, 30, 50, 100 лет? Какое значение это имеет для детей? Следует подумать об измененных границах, переселении народов, матерях-одиночках, роли отцов, безработице, воспитании системы ценностей, развитии школьной системы и об изменении того, что называют значением детства.

Дети вынуждены страдать из-за страхов и желаний родителей, а также из-за своей объективной ситуации. Разделение отдельных членов семьи большими расстояниями, удаленность работы, проблемы с жильем, с профессиональной реализаций, заработком средств, свободным временем, оценками работы по критериям функциональной успешности и неуверенность в поиска смысла жизни, который происходит вне работы; противоречие между ощущением собственной незначительности на рабочем месте и идеалом гражданина, способного к принятию решений: все это характеризует жизнь большинства граждан и формирует экосистему детей. Сюда же относятся недостаточные возможности для детских игр в большинстве местностей, ригидные правила защиты взрослых.

Поскольку личная причастность является антропологическим условием для роста и взросления детей, взгляд на условия детской жизни дает материал для критики общества.

Многие дети вырастают в отсутствие сиблингов (братьев и сестер). Спрашивается, где и как они найдут контакт со сверстниками, как они придут к социуму?

Вину за неудавшуюся социализацию нельзя взваливать на семью, за это ответственно общество в целом. Авторитарный стиль воспитания в значительной мере преодолен. Однако демократический стиль еще не настолько вошел в повседневную жизнь, чтобы воспитатели чувствовали себя уверенно в своем поведении. Многие из них (воспитателей, родителей) уклоняются от ответственности за ориентацию, предоставляя детей самим себе. Строгое авторитарное и излишне потворствующее воспитание вернее всего ведут к насилию. Мы живем в то время, когда молодые люди, за жизненные условия которых несем ответственность в т. ч. мы, от скуки совершают акты насилия, окрашенные недовольством жизнью.

Следует задаться вопросом, какие горизонты, какие условия открыты для молодых? Следует также спросить: на кого молодые мужчины могли бы равняться?

…Неуверенный в своих инстинктах, и, тем самым, способный к обучению ребенок, попадает в сложный процесс научения, в котором должен приобрести громадные знания. Эти знания охватывают не только язык, но и жесты, и все социальное поведение. Изучение экосистемы происходит в напряжении чувств и рассудка, причем в первые годы жизни преобладает чувственное отношение к окружающему миру. Успех этой задачи предполагает свободное от сомнений доверие к истинности выражений чувств.

Ребенок еще не может защитить себя с помощью языка. Он отдан в гораздо более конкретную власть боли, отвержения, желаний и всех чувств, он не может спрятаться за сослагательное наклонение и другие языковые искусы, он не может рациональным языком проникать в суть вещей.

Долгое время детство является фундаментальной предпосылкой для развития чувств и воображения. Слишком сильное проникновение рационального знания в детство, требуемое многими методическими подходами, с целью приобретения лучших шансов продуктивности после окончания школы, угрожает развитию.

Но это ошибочный путь, ибо он лишает человека фундамента. Есть педагоги, которые требуют, чтобы содержанием воспитания в раннем детстве были сказки, песни, игры, а не буквы и книги. Должно быть признано, что наше детство пронизывает всю нашу жизнь, чтобы всегда во время кризисов хвататься за то, чему детьми научились в области чувств и фантазии. Лишь тем самым мы обретаем историческую соотнесенность, связь с природой, в т.ч. и своей собственной. Когда сегодня говорят о враждебности нашего общества к детям, прежде всего, имеется в виду нетерпимость к медлительности, чувству, фантазии.

Мы должны научиться тому, что следование тезису «мой ребенок должен добиться большего, чем я» этому как раз мешает развитию и личностному становлению. Дети смогут добиться большего если мы хотим только того, чтобы им было хорошо. Лишь тогда мир сможет стать более дружелюбным к детям, лишь тогда мы сможем в кризисных состояниях конструктивно использовать необходимую для нашего здоровья дозу детскости.