Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Детская литература.docx
Скачиваний:
253
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
198.54 Кб
Скачать

23. Альманахи сказок в. Гауфа в чтении взрослых и детей

Сказки Вильгельма Гауфа (1802–1827), пронизанные мудрой добротой, сочетают замысловатые сюжеты с привлекательными и цельными характерами персонажей, переплетением мистических загадок Востока с волшебством Запада, восхищая красотами Каира, Александрии и Багдада, тайнами дремучих Шпессартских лесов и чудесами древней Шотландии.

Первый сборник сказок Гауфа - 'Альманах на 1826 год' - начинается циклом 'Караван'. Это - дань увлечения писателя Востоком. В нем поселились прекрасные калифы в высоких чалмах, принцессы, украденные разбойниками, благородные принцы и мудрые визири. Из всего сборника особенно популярны 'Рассказ о калифе-аисте' и 'Рассказ про Маленького Мука'.

Второй сборник писателя - 'Александрийский шейх и его невольники' - выходит в 1827 году. И именно с этого времени читатели начали переживать за пригожего Якоба, превратившегося в носатого уродца карлика Носа, наслаждаться восхитительными запахами кухни, дымом плиты, тонким, щекочущим обоняние ароматом кореньев, благоуханием супа или пирога ('Карлик Нос').

Всего Вильгельм Гауф написал три цикла сказок. Последний сборник 'Харчевня в Шпессарте' (1828) был опубликован уже после смерти автора. И хотя свои сказки Вильгельм Гауф предназначал взрослым, они до сих пор имеют громадный успех и у детей.

Его “Альманах сказок на 1826 г.” сразу завоевал ему видное место в немецкой литературе. Он явился в нем романтиком младшей школы и учеником Гофмана. Уступая своему учителю в силе и глубине фантазии, Гауф далеко превосходил его ясностью образов и мысли, законченностью формы и изяществом языка.

В его сказках бездна добродушного, веселого юмора, одинаково обаятельного и для детей, и для взрослых. Самый избитый сюжет восточной сказки (напр., “Маленький Мук”), бродивший по Европе уже несколько столетий, он умел превратить в занимательную, исполненную житейской и психологической правды повесть.

Его “Альманах”, под именем “Сказок Гауфа”, перепечатывался несчетное количество раз. В том же 1826 г. явился его роман “Лихтенштейн”, один из лучших исторических романов Германии.

24. Мир детства в сказке э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Сказка "Щелкунчик и Мышиный король" Гофмана - одно из самых ярких произведений автора, которое называют шедевром детской сказочной прозы. Эта музыкально-художественно-поэтическая история о девочке Мари, Щелкунчике и Мышином короле заставляют поверить в то, что искренность и самоотверженность получают великую награду, а любовь и доброе, отзывчивое сердце могут воплотить в жизнь самые заветные мечты.

В сказке "Щелкунчик" нетрудно отыскать многие характерные черты творчества Гофмана. В чудесные события, которые происходят в ней, можно верить, а можно легко списать их на фантазию заигравшейся девочки, что, в общем-то, и делают все взрослые персонажи сказки.

Да и сама причина вражды с мышами скорее комична, чем трагична. По сути дела, она возникла из-за… сала, которое усатая рать съела во время приготовления королевой (да-да, королевой) ливерных кобас. Разгневанный король объявляет мышам войну и ставит на них мышеловки. Тогда королева мышей превращает его дочь — принцессу Пирлипат — в уродину. На помощь приходит молодой племянник Дроссельмейера, который лихо разгрызает волшебный орех Кракатук и возвращает принцессе ее красоту. Но он не может довести магический обряд до конца и, отступая положенные семь шагов, нечаянно наступает на мышиную королеву и спотыкается. В результате Дроссельмейер-младший превращается в уродливого Щелкунчика, принцесса теряет к нему всякий интерес, а умирающая Мышильда объявляет Щелкунчику настоящую вендетту. За мать должен отомстить ее семиголовый наследник. Если на всё это посмотреть холодным серьезным взглядом, то видно, что действия мышей являются совершенно обоснованными, а Щелкунчик — просто злосчастная жертва обстоятельств.

Конец сказки, где Щелкунчик показывает Мари свои владения — Пряничный город, Цукатную рощу и прочие сласти-мордасти, — мне лично кажется скучноватым. Хотя маленькие девочки с живым воображением, наверное, получат от описания всех этих прелестей настоящее удовольствие. Кстати, говорят, что сам Гофман перед смертью почему-то вспоминал именно о Пряничном городе. Возможно, это была вечная тоска взрослого по тому светлому и радостному детству, оставшемуся в прошлом, под сверкающей огнями рождественской ёлкой.