Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Автокопия Chernovik.asd.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
140.1 Кб
Скачать

III.2. Советская пресса о начальном этапе мирового кризиса

В 1920-1930-е годы СССР находился в тяжёлом положении. Сравнительно недавно завершилась Гражданская война, которая оставила страну в руинах. Погибло по приблизительным оценкам около 30 млн. человек, стратегические объекты промышленности на Урале, Донбассе, в Сибири были выведены из строя, многие были вынуждены покинуть страну. Затем были НЭП, индустриализация в промышленности и коллективизация в сельском хозяйстве СССР. Эти реформы не принесли достаточно ощутимого прогресса в жизнь страны. Советский Союз продолжал отставать от индустриально-развитых стран по многим показателям. [13, с.112] Но вскоре ситуация изменилась: в странах Европы и Северной Америки вспыхнул небывалый по своей силе экономический кризис. В истории он получил название «Великая депрессия».

Великая депрессия началась в 1929 году и продолжалась в общей сложности до 1939 года. Она очень сильно затронула весь капиталистический мир, включая такие страны, как США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию. Но социалистические страны во главе с СССР практически не подверглись влиянию этого экономического кризиса. [13, с.113] Советская пресса не упустила возможности назвать этот кризис «концом капиталистического мира». Она стала активно освещать рецессию в экономике стран Запада, называя капитализм «загнивающей формой экономики» и твердя о победе коммунизма. Великая депрессия была отличной возможностью показать, что ситуация в СССР не так катастрофична, как в странах Запада. В основном для пропаганды использовалась главная газета страны - «Правда». На её страницах мы можем увидеть особенности освещения советскими журналистами Мирового экономического кризиса 1929-1933 годов.

Но сначала советская пресса не особо интересовалась ситуацией за океаном. Первые сообщения о панике на фондовых рынках капиталистических стран появились в газете «Правда» №246 от 24 октября 1929 года[26]. Статья была небольшой по объёму, напечатана на первой странице и называлась «Паника на нью-йоркской бирже». В ней говорилось: «Нью-Йорк, 22 октября. Курсы нью-йоркской биржи стремительно падают. Настроение паническое. За вчерашний день продано свыше 6 млн. акций. Крупные банки усиленно скупают акции, чтобы предотвратить катастрофическое падение цен. Таким образом, удалось частично восстановить курсы некоторых акций, в частности стальной корпорации Соединённых Штатов. Акции не менее важных промышленных предприятий, как-то, «Дженераль Электрик», «Радио Корпорэйшн» и «Дженераль Моторс», так и не оправились, несмотря на вмешательство банков. В Канаде на фондовой бирже Торонто также обнаружились панические настроения, и цены процентных бумаг падают». Освещая начало Великой депрессии, т.е. «Чёрный четверг» (24 октября 1929 года), газета «Правда» №248 от 26 октября 1929 года[27] не печатает большой материал с подробностями и не называет этот день концом капитализма. Она вновь ограничивается маленькой заметкой, которая называется «Паника на Нью-Йоркской бирже усиливается», на первой странице в нижнем правом углу. Её содержание: «Нью-Йорк, 24 октября. Падение курса акций продолжается. На бирже разыгрываются сцены самой дикой паники. Падают курсы акций всех важнейших промышленных и железнодорожных предприятий. Точно так же падают цены на зерновые продукты. Наоборот, курсы государственных ценных бумаг повышаются, так как публика стремится поместить свои средства в эти бумаги, считая их более надёжными, чем акции. Нью-Йорк, 24 октября. Падение акций вызывает панику. Курс акций «Стиль Корпорэйшн», «Дженераль Моторс» и ряда других крупнейших промышленных предприятий небывало низкий. Цены на зерновые продукты упали также на чикагской бирже». В «Известиях» сообщение также малой заметкой на первой странице появляется в номере от 27 октября[28]. Заметка называлась «Беспримерная паника на Нью-Йоркской Бирже» и была со ссылкой на сообщение ТАСС от 25 октября. В ней также говорится о «беспримерном» и «катастрофическом» падении цен акций на бирже, правда упоминается, что «днем они немного оправились после того, как наиболее влиятельные банкиры побывали у Моргана и опубликовали оптимистическое заявление». В сообщении «Известий» также оговаривается конкретная цифра выброшенных на рынок акций – 12.900.000, «количество, беспримерное и оставляющее позади прений рекорд дневной продажи (8 миллионов акций)». В «Красной Башкирии» от 28 октября[29] представлена перепечатка сообщения «Правды» от 26 октября под заголовком «Паника на Нью-Йоркской бирже».

Хотя эти статьи и были напечатаны на первых страницах, по их содержанию и настроению можно сделать вывод, что советская пресса не придавало особого значения волнениям на фондовой бирже в США и в других западных странах. Она считала данные явления временными и незначительными, т.к. в 1920-1922 годах Соединённые Штаты Америки были затронуты слабым и непродолжительным кризисом, который закончился общим подъёмом американской экономики. Советские газеты полагали, что и нынешние волнения на Нью-Йоркской бирже прекратятся и ситуация стабилизируется в ближайшие 7-10 дней. Корреспонденты «Правды» в основном в это время освещали процессы коллективизации, индустриализации и внутреннюю политическую борьбу в стране между И. В. Сталиным и сторонниками Л. Д. Троцкого. Материалы, рассказывавшие об этих событиях, занимали большую часть номеров и «Известий».

Когда экономический кризис в капиталистических странах стал усиливаться, советские газеты начали больше внимания уделять этому и печатать развёрнутые статьи. Почти в каждом номере «Правды» появляются сообщения, в которых содержалась информация о ситуации на фондовых биржах Соединённых Штатов, о силе кризиса в западной Европе. В «Известиях» подборка «Мировая хроники» практически всегда содержала упоминания о состоянии финансового рынка, в основном североамериканского. Корреспонденты начали искать причины депрессии в экономике США. В «Красной Башкирии» один-два раза в неделю появляются дословно перепечатанные заметки «Правды», реже – «Известий». Конечно, трудно назвать их выводы точными и объективными, т.к. для понимания Великой депрессии они опирались на труды Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина, а также основы коммунизма (в частности, уделяется особое внимание борьбе классов). Например, в газете «Правда» №250 от 29 октября 1929 года[30] есть статья, которая называется «Индустриализация юга С.-А. С. Ш. и события в Гастонии». Автор М. Рубинштейн рассказывает о текстильных фабриках на юге Соединённых Штатов. Он говорит о том, что эти предприятия всюду строятся на юге страны, оснащаются самым современным оборудованием. По словам Рубинштейна, основной причиной перемещения текстильной промышленности на юг (наряду с наличием дешёвой электроэнергии и промышленного сырья) является дешёвая рабочая сила. Также автор статьи говорит о тяжёлых условиях труда рабочих на фабриках: один ткач обслуживает 40-60 автоматических станков, средняя зарплата - 10-13 долларов, рабочее время продолжается 11-12 часов, ночные смены иногда даже дольше. К тому же на таких текстильных фабриках широко применяется женский и детский труд с низкой оплатой труда. М. Рубинштейн констатирует, что в результате низкой зарплаты, длительного рабочего времени и высокой производительности труда себестоимость продукции на юге ниже, чем на севере страны, и предприниматели получают громадные сверхприбыли, несмотря на кризис в текстильной промышленности. Он в первую очередь ударяет по мелким фермерам и рабочим, которые имеют громадные задолженности перед банками. Американские буржуазные экономисты рассматривают индустриализацию юга США как важную задачу в экономике страны. Они считают, что этот процесс повысит рост американской экономики, укрепит социальные отношения, сделает американские товары более конкурентно способными. Но М. Рубинштейн замечает, что индустриализация юга США приведёт лишь к «резкому обострению классовых противоречий». В качестве примера он приводит стачку в Гастонии, которая вылилась в вооруженные столкновения между рабочими и полицейскими. Автор заканчивает свою статью фразой, которая очень точно характеризует социальные отношения в США в эпоху Великой депрессии: «И на юге Соединённых Штатов класс стал против класса».

В номере «Известий» от 29.10.1929[31] размещена небольшая статья под названием «Паника на Нью-Йоркской бирже продолжается». В ней под ссылкой на сообщение ТАСС от 26 октября говорится о предпринятой крупнейшими банками массовой скупке акций важнейших предприятий, чем было приостановлено дальнейшее падение цен. «Вчерашняя паника» (25 октября) объясняется банкирами «техническими причинами» в связи со спекулятивной продажей ценных бумаг и не отражает состояния экономической жизни страны. После сообщения приводится небольшая редакционная аналитика, сводящаяся к тому, то «даже на основании отрывочных и неполных сведений о панике на бирже можно установить, что мы стоим перед лицом крупного явления, могущего оказать чрезвычайно сильное влияние на положение американского кредита в Европе».

В номере «Известий» от 30 октября 1929[32] опубликована статья Л. Берга «Биржевой кризис в Америке», в которой он анализирует начало кризиса и сообщает последние новости о состоянии фондовых рынков. Вот что пишет корреспондент: «Телеграф приносит сообщения о серьёзном биржевом кризисе в Америке. Американские капиталисты переживают тревожные дни. Начавшееся в сентябре падение курсов приняло стремительный характер. Напрасны попытки крупных банков предотвратить биржевой кризис. Напрасны успокоительные заявления банкиров. Мелкие держатели ценных бумаг, приобретшие их в период биржевого подъёма, теперь в панике стремятся во что бы то ни стало сбыть их с рук. Усиленная «сброска» акций понижает их курсы изо дня в день». Далее Л. Берг рассказывает о том, что волнения на биржах перекинулись и на другие страны: Канаду, Англию, Австрию, Бельгию, Германию. Также автор говорит о возможных причинах биржевого кризиса в США. Он замечает, что ещё в 1927 году американскому капиталу удалось предотвратить назревший в то время биржевой и общехозяйственный кризис при помощи широчайшего предоставления банковских кредитов, в первую очередь для биржевой спекуляции. Л. Берг говорит о том, что нынешний кризис только будет усиливаться и, возможно, по его словам, данные биржевые волнения - это «первый раскат надвигающейся экономической грозы».

29 октября 1929 года, произошёл новый, ещё более мощный, обвал на Нью-Йоркской бирже, вызвавший серьёзнейшую панику. В эти дни были проданы ещё около 30 миллионов акций, и цены рухнули, разоряя миллионы инвесторов. Советская пресса немедленно отреагировала на эти события. 31 октября 1929 года газета «Правда» №252[37] напечатала две статьи, которые назывались «Биржевой кризис в Америке» и «Паника усиливается». В них описаны события, происходившие на нью-йоркской фондовой бирже 29-30 октября. Вот этот материал: «Нью-Йорк, 29 октября. Сегодня на нью-йоркской бирже акции снова сильно упали. Особенно резко упали акции сталелитейных и электрических предприятий, телефона, телеграфа и т.д. Многие акции упали ниже того уровня, до которого они спустились в первый день биржевой паники, в прошлый четверг. На бирже за сегодняшний день продано свыше 9.200.000 акций. Нью-Йорк, 30 октября. Акции на нью-йоркской бирже продолжают резко падать. Общее число проданных за сегодняшний день акций достигает небывалой, не имеющей себе равной в прошлом цифры в 16.400 тыс. Акции общества «Дженерал Электрик» упали на 35 долларов каждая, акции Стального Треста - на 22 доллара, акции «Вестингауз» - на 40 долларов, акции общества «Американских Телефонов и Телеграфов» - на 23 доллара и т.д. Газеты сообщают о первой крупной жертве краха - банкротстве одной маклерской фирмы».

В «Известиях» от 31 октября[38] выходит статья под заголовком «Паника на Нью-Йоркской бирже продолжается», в ней говорится о «сильном падении акций, особенно акций сталелитейных и электрических предприятий, телефона, телеграфа и т.д.». Далее идут еще три сообщения ТАСС от 29 и 30 октября, два из Нью-Йорка и одно из Лондон В сообщениях из Нью-Йорка говорится об беспрецедентном падении акций «до такого низкого уровня, на котором они никогда еще не находились». В сообщении из Лондона от 30 октября говорится, что «разразившийся в Нью-Йорке биржевой крах продолжает влиять на англо-американские акции, цена которых падает параллельно падению на американской бирже».

Два номера газеты «Правды» №253[39] и №254[40] от 1 и 2 ноября содержали материал о дальнейшем развитии Великой депрессии, панике на фондовых рынках, банкротствах. Например, в номере №253 от 1 ноября 1929[39] года на первой странице напечатана небольшая статья о международных последствиях биржевого кризиса в США. В ней говорится о том, что в Швеции на стокгольмской бирже началось падение курсов акций многих крупных компаний страны. А в Великобритании Английский банк снизил учётный процент до 6. В газете «Правда» №254 от 2 ноября 1929 года[40] отмечается, что 31 октября нью-йоркскую биржу вновь лихорадило, и акции то незначительно повышались, то снижались. В этом же номере сообщается, что «Федерал Резерв Бэнк» снизил учётный процент с 6 до 5% в тот день. Также говорится о том, что в Детройте - в центре автомобильной промышленности США - наблюдалось резкое сокращение производства автомобилей и массовые увольнения (в конце октября и в начале ноября 1929 года на предприятиях Г. Форда было уволено 30 тысяч человек). К тому же в номерах №253[39] и №254[40] напечатана большая статья корреспондента Н. Осинского «Об экономическом переломе в Соед. Штатах». В ней он наравне с Л. Бергом пытается понять причины падения акций в США 24-30 октября 1929 года, предлагая свою версию начала Великой депрессии, и анализирует сложившуюся ситуацию на мировом рынке. Осинский полагает, что рецессия началась из-за проблем в автомобильной промышленности Соединённых Штатов. Он напоминает, что в стране в 1927-1928 годах была непродолжительная депрессия. Тогда также, как и в 1929 году, в экономике США наблюдалось перепроизводство в некоторых секторах экономике: топливной сфере, строительстве и в других. Кризису 1927-1928 годов предшествовало биржевое падение акций в марте 1926 года. Но после того, как был пущен в ход денежно-ссудный капитал, ситуация на автомобильном рынке Соединённых Штатов была спокойной (Г. Форд не соперничал с «Дженерал Моторс»), кризис удалось быстро преодолеть. Однако, по словам Н. Осинского, затем Форд и «Дженерал Моторс» вновь начали «автомобильные войны». В результате наступило перепроизводство не только в автомобильной промышленности, но и в металлургии и в нефтяной отрасли. Всё это, по мнению Н. Осинского, могло привести к биржевым спекуляциям, которые впоследствии вылились в крупномасштабное падение акций 24-30 октября 1929 года. Автор предсказывает, что все эти процессы могут смениться страшным экономическим кризисом, которого США и Европа ещё не видели.

Чтобы показать величие СССР над США, отечественные корреспонденты прибегали к различным хитростям. Например, 7 ноября 1929 года в день празднования в СССР годовщины Октябрьской революции в газете «Правда» №259[42] было напечатано обращение американского рабочего П. Вельтера, которое называется «Сказки об американском рае», к советскому народу. В нём он рассказывает об условиях труда на фабриках США, положении трудящихся и о других проблемах американских рабочих. Данное письмо не случайно было опубликовано в этом номере «Правды». Корреспонденты хотели сказать, что СССР развивается в правильном направлении. Страна даёт своим гражданам всё необходимое для жизни, и поэтому советский народ ни в чём не нуждается. А американские рабочие столкнулись с непониманием со стороны буржуазии, которая жёстко их эксплуатирует с целью личного обогащения. Вот содержание этого письма: «Я постараюсь кратко рассказать советским товарищам в день большого праздника Октябрьской революции об условиях жизни и борьбы американского рабочего. О нас пишут много, но это всё сказки. Здесь на фабрике свинцовых изделий мы работаем формально 10, а по существу 12 часов. Здесь всё механизировано, и две сотни человек могут делать то, что могут сделать тысячи ручным путём. У нас работают люди разных национальностей. В особенно тяжёлых условиях находятся негры и мексиканцы, которые делают самую тяжёлую и грязную работу. Наши предприятия представляют огромный международный трест, разбросавший заводы и рудники во многих странах. У нас нет никакого профсоюза, организованы одни лишь возчики. Медленно, но верно свинец отравляет здоровье рабочего, который принужден часто, особенно в летние месяцы, работать по 14 часов в день. Особенно безобразную политику проводит администрация, чтобы поддерживать национальную рознь среди рабочих, всячески раздувая эту рознь политикой разной заработной платы и т.д. Эксплотация здесь царит такая, что не зря компания заработала, по собственному признанию, 135% на вложенный ею капитал». Этим письмом П. Вельтер хотел сказать, что одной из причин начала экономического кризиса в США является неправильная организация производства, тяжёлые условия труда рабочих и что одним из самых незащищённых классов во время кризиса являются трудящиеся. Это письмо было хорошим оружием пропаганды среди советских людей. Газета «Правда» с помощью него показала, что в отличии от американского пролетариата советские рабочие являются одной из основ существования Советского Союза.