Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lekcija_6_1_.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Лекция шестая Литература XVII века

Литература XVII века представлена публицистикой Смутного времени, где выделяются «Новая повесть о преславном Российском царстве» и сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевого монастыря, исторические повествования XVI столетия представлены «Повестью о начале Москвы» и «Повестью об Азове». Продолжает свое развитие и житийная литература. В XVII столетии это «Житие Юлиании Лазаревской» и «Житие протопопа Аввакума». Бытовые повести XVII века представлены «Повестью о Горе-Злосчастии» и «Повестью о Савве Грудцыне». Как уже было сказано, получила свое развитие так называемая «демократическая сатира», иначе называемая смеховой литературой столетья. Распространена была и переводная новеллистика. Здесь можно говорить о произведении «Фацеций» и «Повести о Фроле Скобееве». Рыцарский роман XVII столетия представлен повестями – «Повестью Бове Королевиче» и «Повестью о Петре Златых Ключей». В этот период развивается русское силлабическое стихотворство, начинает свою плодотворную работу Симеон Полоцкий. Возникает первый русский театр и вместе с ним ранняя русская драматургия. Как уже было сказано, многие исследователи распространяют этот период до первой четверти XVIII века, затрагивая тем самым литературу петровского времени. Мы остановимся в своей лекции на таких памятниках, как «Житие протопопа Аввакума», а также русском силлабическом стихотворстве, творчестве Симеона Полоцкого и возникновении первого русского театра.

«Житие» протопопа Аввакума

По некоторым данным, звали его Аввакум Петрович Кондратьев, был он одним из руководителей русского старообрядческого движения XVII века. Жизненный путь этого человека представлял собой характерную для этого столетия череду взлетов и падений. Сын сельского священника, рано оставшийся без отца и изгнанный, согласно его же собственным воспоминаниям, из родного села соплеменниками. Позже Аввакум начинает священствовать в соседнем селе, но из-за строгости и принципиальности не находит общего языка с прихожанами. В поисках поддержки дважды, в 1647 и в 1652 году, отправляясь в Москву, он знакомится с участниками кружка р

В. Мякотин. Протопоп Аввакум

евнителей древнего благочестия − протопопом кремлевского Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым и настоятелем Казанского собора Красной площади Иваном Нероновым, первый из которых был к тому же земляком молодого священника. За горячую приверженность идеям кружка Аввакум, в конце концов, получает от царя Алексея Михайловича место протопопа в небольшом приволжском городке Юрьевце-Повольском, однако и там Аввакуму удается продержаться не более нескольких недель. Изгнанный разъяренными жителями, он вновь возвращается в Москву. На сей раз прочно обсоновываясь у Ивана Неронова в качестве служителя одного из пределов Казанского храма.

Судьба протопопа вновь резко меняется после расхождения нового патриарха с остальными ревнителями. В 1653 году Аввакум вместе с семьей отправляется в сибирскую ссылку, сначала в Тобольск, а затем в далекую Даурию, откуда возвращается лишь через 11 лет. Весной 1664 года он снова на несколько месяцев в Москве, где находит чрезвычайно радушный прием при дворе, явно обусловленный желанием государя склонить на свою сторону известного к тому времени проповедника. Но тщетность подобных стараний вскоре становится слишком очевидна, и уже в конце августа успевший подать царю довольно дерзкую роспись, «кто в которые владыки годиться» (по всей видимости, содержавшую, ряд советов государю о назначении разных лиц на высшие церковные должности) и «запустошить» своими выступлениями церковь святой Софии за Москвой-рекой в Садовниках, Аввакум вновь отправляется с семьей в ссылку, на этот раз на Мезень. После собора 1666 года не пожелавший отказаться от своих убеждений протопоп был лишен сана, разлучен с домашними и отправлен еще дальше в заполярный Пустозерск, где на протяжении 50-х годов XVII века и создавались все дошедшие до нас весьма многочисленные сочинения. Всего в пустозерском остроге были написаны три редакции «Жития», не считая более ранних набросков, которые впоследствии послужили неизвестному переписчику основой для создания особого прянишниковского списка. Ряд полемических трудов получили среди исследователей наименования «Книги бесед», «Книги толкований и нравоучений» и «Книги обличений», а также, по всей видимости, несколько бесед обращенных к неподобным (т. е. к никонианам), из которых до нас дошла только одна. Перу этого автора также принадлежат публицистические заметки о лицах и событиях времени возникновения старообрядчества, шесть богословских сочинений, шесть челобитным двум русским царям – Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, и послание царевне Ирине Михайловне. Кроме того огромное количество писем последователям и семье. Большинство этих сочинений было написано Аввакумом в результате бесед и споров с другими пустозерскими узниками – соловецким иноком Епифанием, бывшим дьяконом Кремлевского Благовещенского собора Федором Ивановым и священником Лазарем, которые, находясь в остроге, и сами много писали даже несмотря на запрещение со стороны властей и отсутствие книг и бумаги.

Подобное многолетнее упорство проповедников старых обрядов, по всей видимости, переполнило чашу терпения молодого царя Федора Алексеевича, и 14 апреля 1682 года вожди старообрядческого движения были по царскому указу сожжены в срубе. Непосредственным поводом для казни Аввакума, который был приговорен к смерти за оскорбление высочайшей фамилии, послужили беспорядки, устроенные старообрядцами на Крещение 1681 года. В разбросанных тогда грамотках с резкими высказываниями в адрес покойного Алексея Михайловича власти усмотрели руку Аввакума, что и сыграло решающую роль в судьбе пустозерских узников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]