Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекц1(по зеленой).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
163.84 Кб
Скачать

Роль рынка и демократии в социальной эволюции

Рынок представляет собой пространство-время обменов различного рода.

В этом смысле рынок столь же древен, как и История. Инструментом эволюции он становится тогда, когда возникает конкуренция. Благодаря конкуренции рынок не только изменяется сам, но становится орудием изменения социоэкономической реальности.

В основе эволюции конкурентного рынка лежит изменение механизма конкуренции. С некоторым упрощением эволюцию рынка можно представить как переход от совершенной конкуренции к монополии и олигополии, а затем — к несовершенной конкуренции. В каждом таком переходе изменяется содержание основных факторов производства: капитала и труда.

При совершенной конкуренции равновесная цена товаров и услуг равна величине минимальных средних издержек.

С достижением этого равенства фирмы используют наиболее эффективную из известных технологий, назначают самую низкую цену, совместимую с издержками, и производят наибольший объем продукции, соответствующий их издержкам (производственная эффективность). Одновременно достигается равенство цены и предельных издержек, показывающее, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей (эффективность распределения ресурсов).

Именно эти черты заставляют считать такую конкуренцию «совершенной». При господстве совершенной конкуренции экономика максимизирует выпуск и снижает цены (наиболее эффективно использует ресурсы) при данном устоявшемся уровне технологии и данной устоявшейся экономической структуре.

Вместе с тем в условиях, близких к совершенной конкуренции, эволюционные процессы происходят замедленно. Основные причины замедления таковы. Прежде всего, экономическая прибыль для совершенного конкурента равна нулю, поскольку бухгалтерская прибыль уравновешивается альтернативными издержками использования капитала. Норма бухгалтерской прибыли незначительна и усредняется (выравнивается) со временем.

Другим недостатком совершенной конкуренции является слабая чувствительность к инновациям. Этот вывод следует из усреднения нормы прибыли и незначительности ее размеров. Какой смысл вводить нововведения, если нельзя воспользоваться их плодами? Кроме того, поскольку совершенный конкурент фактически работает в «режиме безубыточности», то непонятно, откуда он возьмет значительные средства на финансирование дорогостоящих исследовательских программ и усовершенствование производства.

В итоге совершенная конкуренция приводит не только к стандартизации продуктов и услуг, но и к относительно медленным изменениям в технологии и организации производства. Производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов, о которых выше шла речь, ограничиваются существующим положением дел. Услуги труда и капитала требуют средних знаний и средних способностей, все определяет стандарт.

При длительном сохранении в обществе господства совершенной конкуренции возникает необратимое движение к стационарному состоянию с пренебрежимо малыми темпами изменений. Однако тот факт, что стационарное состояние в XIX в. так и не наступило, заставляет сделать два принципиальных утверждения. Во-первых, совершенная конкуренция не была господствующей даже в период своего наибольшего распространения. Во-вторых, к концу XIX столетия в экономикепроизошли изменения, в результате которых совершенная конкуренция постепенно была вытеснена монополиями и олигополиями, ведущими к концентрации производства, экономии от масштаба, более полному использованию достижений НТП. Это сделало невозможным (или отсрочило) переход в стационарное состояние. Монополии и олигополии создали объективную основу для получения экономической прибыли и для убыстрения темпов экономического роста.

В отличие от совершенного конкурента, монополист (олигополист), захватив существенную часть рынка, может назначить цены на свои товары и услуги, превышающие минимальные средние издержки. Но для этого, в силу закона спроса и предложения, он должен уменьшить (по сравнению с оптимальным объемом выпуска совершенного конкурента) объем продаж.

На первый взгляд кажется, что с общественной точки зрения монополия хуже совершенной конкуренции: цены растут, а объемы выпуска сокращаются. Но это слишком упрощенный взгляд. Распространение монополий создает принципиально новые возможности, недоступные совершенной конкуренции.

Прежде всего отметим, что естественной основой для образования монополий служит снижение средних издержек с ростом объемов выпуска (положительная отдача от масштаба). Это делает экономически выгодным крупное производство, способное предложить потребителю однотипные товары и услуги в огромных размерах. Облик общества стали определять отрасли крупного промышленного производства. Возникли большие города, а железные дороги, автомагистрали и каналы открыли доступ ко всем удаленным территориям. Новые индустриальные центры породили растущее массовое производство, обеспечиваемое невозобновляемыми источниками энергии, и массовое потребление. Появилось всеобщее образование по стандартным, одинаковым для всех программам.

Крупное производство и увеличение нормы прибыли при сохранении определенного уровня конкуренции позволили экономике и обществу в целом систематически аккумулировать достижения НТП. Электричество, телефон, телеграф, железные дороги, автомобили, массовое жилищное и промышленное строительство, рост продуктивности сельского хозяйства и многое другое — результат действия такой экономики.

Быстрый рост промышленного производства потребовал огромного роста капитала и больших институциональных изменений. Для стимуляции концентрации капитала была придумана концепция ограниченной ответственности. Если корпорация терпит крах, то инвестор теряет только внесенную им сумму, а не все свое имущество. Это уменьшает риск объединения капиталов. Неудивительно, что уже в 1901 г. появилась первая промышленная корпорация с капиталом свыше 1 млрд долл.

В экономике и в обществе возникли массовые потоки информации. Появилась почтовая служба, быстро стал расти документооборот на предприятиях и в организациях. Были изобретены и получили широкое распространение телефон и телеграф, затем появились средства массовой информации, регулярно (практически ежедневно) производящие одинаковые сообщения для миллионов людей.

Значительными оказались и социоэкономические последствия. Сохранение определенного уровня конкуренции и возможностей масштабного инвестирования за счет внутренних накоплений привело к тому, что темпы экономического роста постепенно стали более значительными по сравнению с теми, какие могла обеспечить совершенная конкуренция. Развитие монополий и олигополии позволяет максимизировать будущую прибыль (усилив тем самым значимость инвестиций), создать массовое производство и массовое потребление, поднять средний уровень жизни в обществе. Превращение крупных корпораций в акционерные общества способствовало быстрому развитию среднего класса, заполнявшем пропасть между слишком богатыми и слишком бедными.

Но, пожалуй, самым значительным достижением стала попытка олигополии усилить свои позиции в конкурентной борьбе не столько посредством ценовой конкуренции, сколько путем индивидуализации качества товаров и услуг и способов управления своим капиталом. Это привело к появлению принципиально нового вида конкуренции — монополистической, или несовершенной, конкуренции.

Монополистическая, или несовершенная, конкуренция возникает, когда нарушается условие однородности выпускаемой продукции.

При этом:

1) число продавцов может быть достаточно большим, и каждая фирма может действовать независимо, не принимая во внимание эффект, который окажут ее действия на поведение соперников;

2) продую качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;

3) вход в производство близких групп продуктов ограничен только способностью производить товар соответствующего качества. Поскольку продукты неодинаковы, то фирмы могут продавать их по разным ценам.

Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец товара или услуг формирует свой собственный круг покупателей (микрорынок), на котором он выступает как временный монополист, обладающий некоторым контролем над ценой. На близких рынках ему противостоит в качестве конкурента другой монополист, предлагающий не только сходный товар или услугу, но и способный улучшить их качество спустя некоторое время (и тем самым изменить в свою пользу структур) потребительского спроса).

В таких условиях контроль над ценой напрямую зависит от специфических свойств товара (услуги) и предпочтений потребителя. Тот, кто способен предложить потребителю лучшее и/или более дешевое изделие получает преимущество на рынке, трансформируемое в монополистическую прибыль. Однако в отличие от обычного монополиста, прибыль монополистического (несовершенного) конкурента неустойчива во времени благодаря, с одной стороны, изменению предпочтений потребителя и, с другой стороны, конкуренции других производителей и продавцов. Рано или поздно конкуренты смогут наладить выпуск таких же или лучших изделий, и прежний монополист потеряет власть над ценой и тем самым возможность получения экономической прибыли.

Отметим социоэкономические последствия широкого распространения несовершенной конкуренции. Прежде всего, перестает действовать закон усреднения нормы прибыли на конкурентном рынке. Богатство переходит к предпринимателям, которые не просто владеют капиталом, но и способны, не нарушая одобренных обществом правил игры, увеличивать капитал и норму прибыли в силу своих личных достоинств и умелого использования достоинств других людей. Процесс управления капиталом становится чувствительным к индивидуальным достоинствам тех, кто им управляет. То же самое становится верным и относительно услуг труда.

Одновременно будущее становится менее гарантированным, так как автоматически уже нельзя рассчитывать ни на среднюю прибыль, ни на среднюю заработную плату. Постепенно теряет значение закрепленность собственности за отдельным индивидуумом: ей уже нельзя владеть навсегда (акции могут обесцениться, налог на наследство может значительно уменьшить само наследство, освоенная ранее профессия может оказаться невостребованной). Капитал и труд становятся более индивидуализированными, растет социальная значимость неценового знания и индивидуальной свободы. Индивидуальная свобода дает возможность извлекать выгоду не из следования общим стандартам поведения, как при совершенной конкуренции, а из неповторимых индивидуальных способностей личности. Типичным становится массовое нестандартное поведение, в котором поведение каждого отличается от поведения всех.

В этих условиях величина σ становится настолько малой, что утверждение о существовании обшественно-экономической формации или цивилизации, причинно воздействующих на будущее, теряет смысл. Для экономически развитых стран этот период наступил во второй половине XX в. На смену формационному развитию этих стран постепенно приходит бифуркационное развитие, затрагивающее все стороны жизни общества: экономику, политику, культуру и нравственность.