Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекц1(по зеленой).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
163.84 Кб
Скачать

Становление открытого информационного общества Социоэкономические эволюционные процессы

Медленность темпов социально-экономической эволюции в прошлом позволяет применять к историческому прошлому понятие общественно-экономической формации. Чтобы понять смысл этого утверждения, обозначим через σ наибольший отрезок времени, на протяжении которого происходящие в обществе «фундаментальные изменения» являются пренебрежимо малыми. Темп изменений и величина σ связаны обратной зависимостью. Чем больше темп социальной эволюции, тем меньше σ, и чем медленнее эволюция, тем σ больше.

При достаточно малых значениях σ имеет место также не просто увеличение темпа социальных изменений, но рост их альтернативности. Некоторые альтернативы характеризуются большой скоростью изменений, другие — незначительным темпом.

Если темп социальной эволюции невелик и величина σ является достаточно большой, а альтернативность малой, то для объяснения всех остальных (не фундаментальных) происходящих в обществе изменений можно ввести некоторые фундаментальные условия, которые служат главной причиной этих изменений. Когда такими фундаментальными условиями служат «производительные силы», «производственные отношения», «собственность» и «классы», то возникает понятие общественно-экономической формации.

С учетом сказанного можно (хотя и не обязательно) считать, что в прошлом, когда темп социальных изменений был небольшим, все социальные структуры были в основном формационными. По отношению к ним может оказаться верным представление об общественно-экономических формациях, последовательно сменяющих друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм и ранний (до середины XIX в., если речь идет о Европе) капитализм.

С ростом производительности экономики и увеличением минимальной величины совокупного дохода на душу населения ослабевает власть коллектива (группы) над человеком. Возрастает роль индивидуальной свободы (свободы индивидуального выбора) в происходящих в обществе изменениях.

Соответственно изменяется понятие социальной группы (класса). «Социальный класс — класс идентичных или схожих условий существования и среды — это в то же время класс биологических индивидов, обладающих одинаковым habitus, который понимается как система предрасположенностей, общих для всех продуктов одной и той же среды». Любая информация, противоречащая принятой форме habitus, не принимается во внимание.

Социоэкономическая эволюция постепенно размывает устойчивость этой структуры. Чем выше средний уровень дохода, тем меньшую роль в поведении индивидуумов играет одинаковый для всех конституированный прошлый опыт, или habitus. В ситуации, не имеющей прецедента, поведение личностей индивидуализируется, поэтому размер социальной группы, конституируемой посредством одного и того же habitus, уменьшается.

Конечным (пока еще далеким от реализации) результатом этого процесса является атомизация общества. Это состояние, в котором социальные группы содержат по одному индивидууму. Решающее значение для функционирования такого общества имеет ответ на вопрос, как обеспечить взаимодействие автономных свободных индивидуумов.

Вторым определяющим фактором стало быстрое развитие рынка, превратившегося — по мере того, как он становился все более конкурентным — в основную сферу приложения всех экономических и социальных сил.

Третьим определяющим фактором, конкретизирующим второй, стал переход от совершенной конкуренции к несовершенной конкуренции. Он оказался даже более важным, чем фундаментальные технологические сдвиги (переходы от пара к электричеству, а затем к атому), поскольку привел к господству знаний как основного производственного фактора, к появлению социальных основ роста эффективности труда и капитала, к непрерывным изменениям величины стоимости. Вне сферы действия конкуренции самые глубокие научные открытия и технические изобретения остаются только фактами истории науки и техники, не имеющими практического применения.

В результате действия этих трех факторов произошло значительное и неравномерно возрастающее убыстрение темпов эволюции, уменьшающее величину σ. Если в первобытном обществе величина σ измерялась тысячелетиями, а при рабовладении и феодализме – столетиями, то при капитализме величина σ сжимается до десятилетий и продолжает уменьшаться. Растет альтернативность социального поведения. Поэтому, чем быстрее развивался капитализм, тем менее применимым к нему становилось понятие общественно-экономической формации.

Чтобы понять, какая конструкция замещает формацию при малых значениях σ, обратим внимание на то, что увеличение темпа эволюции ведет к росту числа бифуркаций1. Это укорачивает предвидимое будущее время. Возникает дополнительная асимметрия между прошлым и будущим: прошлое время может быть как длинным, так и коротким, тогда как (предвидимое) будущее время — только коротким. В отличие от прошлого, будущее (за пределами короткого горизонта видимости) становится принципиально неопределенным.

Степень неопределенности будущего обратна длине конечного горизонта видимости. В пределах горизонта видимости будущее определяется прошлой историей, оно предсказуемо. «За горизонтом» будущее становится вычислительно неопределенным: не существует рационального (совместимого с законами теории вероятностей) способа определения вероятностей событий, находящихся за пределами горизонта видимости. «Мы просто не знаем».

Задачу регулирования рынка в широком смысле слова берут на себя институты, образующие в совокупности институциональную среду общества. «Институты — это... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми... Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике» (Норт, 1990, с. 17). Институты структурируют (упорядочивают) всю общественную жизнь, уменьшая этим ее неопределенность.