Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4. Семинар № 5.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
195.58 Кб
Скачать
  1. Судебные органы и процесс. Процессуальное право:

Основные системы органов, осуществляющих правосудие

(государственные — гл. X, XXI (ст.1, 2,3);

церковные — гл. XII;

III. Основные черты судопроизводства. Централизация государственного и судебного аппарата обусловили изменение порядка судопроизводства. Это первоначально выразилось в запрещении самосуда. В судебном процессе в это время различались две формы. Первая форма - это состязательный процесс. Он применялся для ведения гражданских, а также уголовных дел по менее тяжким преступлениям. Здесь широко использовались свидетельские показания, присяга и ордалии в форме судебного поединка.

Вторая процессуальная форма - это розыскной или инквизиционный процесс, который применялся в наиболее серьезных уголовных делах. Это государственные преступления, убийства, разбой и др.

Рассмотрим основные процессуальные действия. Суд начинался по инициативе одной из сторон, которая подавала челобитную, как правило, словесную. Первая дошедшая до нас письменная челобитная относится к концу 16 в. В 17 в. была установлена определенная форма челобитной. Она начиналась обычно с обращения в ту или иную инстанцию: «Государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси». После изложения существа дела челобитная заканчивалась просьбой.

Челобитная подавалась в соответствии с подсудностью. Эта подсудность определялась местом жительства или поимки преступника. Когда челобитная поступала в суд, в дело вступали должностные лица. Они помогали истцам разыскивать и доставлять ответчиков на суд, сообщать сторонам о месте и времени рассмотрения дела. Эти должностные лица должны были также добывать доказательства и добиваться признаний обвиняемых. Эти лица назывались недельщиками в Москве. В провинции их именовали доводчиками. Однако недельщик давался стороне только в случае, если сумма иска превышала стоимость «езды». Т. е. издержек, которые потребуются для ведения дела.

Таким образом, при незначительных исках, которые чаще всего были распространены среди малоимущего населения, суд не оказывал помощи в отыскании ответчика.

В этот же период существует и институт поручительства. Поручителями обычно являлись лица, связанные с ответчиком какими-нибудь юридическими отношениями. Так, за крестьян ручались соседи, обязанные делать с ними земельный участок, или родственники. Поручителей было несколько. С них бралась запись о том, что если ответчик не станет к суду в указанный срок, то поручители несут все убытки.

В дальнейшем законодательство, в частности Уложение 1649 г., предусматривало ответственность ответчика за уклонение от вручения ему приставной памяти. Приставная память - это судебная повестка. В соответствии с нормами феодального права, привести в приказ можно было любого крестьянина или холопа ответчика. Привести для того, чтобы взять с них поручительство представить своего хозяина в суд. Доставленный после вторичной посылки пристава ответчик подлежал ответственности за ослушание.

Неявка ответчика в суд в назначенный срок влекла за собой признание его виновным без разбора дела и выдачу истцу на восьмой день после назначенного срока так называемой бессудной грамоты. По Уложению «бессудная грамота» выдавалась после неявки ответчика в третий раз. Если неявка истца или ответчика была вызвана болезнью или государевой службой, срок переносился.

Пребывание на государевой службе не требовало специальных доказательств. Факт болезни должен был быть подтвержден. После того как подьячий, посланный осмотреть больного, засвидетельствует, что «он по осмотру конечно болен, и к суду идти не может, срок явки переносился. Неявка истца влекла за собой прекращение дела.

В целом следует отметить, в древнерусском праве истец являлся привилегированной стороной в представлении доказательств. А вот с 15 в. безусловное доверие к его показаниям ослабевает. Появляются новые виды судебных доказательств. К ним относились собственное признание, показания свидетелей, повальный обыск, «поле», присяга, жребий, а также письменные доказательства. Рассмотрим их:

Собственное признание могло произойти как до начала судебного разбирательства, так и на любой стадии рассмотрения дела, что влияло лишь на размер судебной пошлины. Примирение допускалось, однако, лишь по делам, непосредственно не затрагивающим интересы государства и считалось действительным только после утверждения его судьей. Если ответчик признает лишь часть иска, то остальное взыскивается по суду.

Важнейшим элементом следственных действий был так называемый повальный обыск. Он ведет свое начало от обязанности общин ловить преступников. В дальнейшем повальный обыск являлся первой обязанностью губных старост. По вступлении в должность губные старосты созывали съезд всех проживающих на данной территории людей. И у них под присягой спрашивалось, кто у них в избе тати или разбойники, кто прячет разбойное имущество или продает краденое.

Для производства повального обыска из приказа посылалась наказная память местному начальству. В ней излагался по пунктам весь предмет допроса, и определялись пределы розыска. Иногда предписывалось обыскать «далее 30 верст».

Обыск проходил в отсутствие тяжущихся, с тем, чтобы они не влияли на обыскных людей, которых допрашивал производящий обыск чиновник. Т. е. допрашиваемые люди назывались обыскными людьми. Показания опрашиваемых людей заносились в список, который ими и подписывался. Если эти лица были неграмотны, то подписывал этот список, или как мы сейчас говорим, протокол допроса, их духовный отец. Список скреплялся печатью и отсылался с приставом вместе с отпиской, т. е. отчетом лица, производившего обыск.

Обыскные люди обязаны были говорить правду, в чем ими приносилась присяга. При разногласиях в обыске дело решалось в пользу той стороны, за которую свидетельствовало больше обыскных людей». При этом солгавшая сторона подлежала наказанию. В случае разделения голосов поровну назначался новый обыск «иными людьми» с целью выяснения того, которая же половина солгала.

Пытка. Судебник 1497 года впервые упомянул и главный способ доказательства сыскного процесса - пытку. И законодательно ее закрепил. Пытка применялась даже тогда, когда человек сознавался в предъявленном ему обвинении до пытки. Это делалось для того, чтобы выявить сообщников и пособников. Пытать татя поручалось недельщикам. Недельщикам предписывалось пытать татя бесхитростно, т. е. добросовестно, без предвзятого мнения и злого умысла. Палачи были обязаны доносить по инстанции о полученных результатах.

Пытки производились палачом ежедневно, не исключая и воскресных дней. Они были различны по тяжести в зависимости от обвинения и принадлежности пытаемого. Пытки применялись и к женщинам. Как писал очевидец, их на огне жгут и ребра ломают.

Для получения признания и указания на сообщников пытать по одному делу можно было не более 3 раз.

Показания с пытки подразделялись на две категории – «несомнительные» и «сомнительные». После «несомнительного» оговора оговоренный, т. е. тот, на кого показывал пытаемый, мог быть подвергнут пытке без повального обыска.

Кстати, не требовал проверки обыском оговор, подтвержденный на трех пытках, или данный двумя или тремя «языками». Если оговор был «сомнительный», то для его проверки проводили еще обыск.

По Уложению 1649 г. пытка без предварительного обыска назначалась и для просто подозрительных людей. Такой подозрительный человек мог просто так, на всякий случай, подвергнуться пытке. Признание под пыткой факта воровства или разбоя влекло для него смертную казнь. Непризнание влекло передачу на поруки. Если же поручителей не оказывалось, то его ждало бессрочное тюремное заключение.

Это мы говорим в том случае, если речь шла о простом человеке. Наоборот, если оговору подвергались дворяне, дети боярские или торговые люди, то пытке должен был предшествовать обыск. Оговор со стороны татя, т. е. человека, обвинявшегося ранее в совершении преступления, также подлежал проверке. Если преступление оговоренного татем человека подтверждалось расследованием, то этот человек подвергался пытке. Если нет, то оговоренный человек отдавался на поруки.

Розыск. Помимо повального обыска, пытки, облихования и очной ставки объявлялся и розыск особо опасных преступников. За поимку их уплачивалось вознаграждение «10 рублев денег». А за укрывательство предписывалось быть «казненным смертью без всякой пощады». Розыск проводился на основе словесного портрета. Так, в случае побега преступника воевода рассылал по селам и по деревням память с указанием примет: При описаниях особо подчеркивались отличительные приметы — «голова посечена в одном месте, правая нога пробита из пищали в одном месте», и др.

В это время стали применять также осмотр места происшествия и освидетельствование. Осмотр и освидетельствования производились судебными лицами в присутствии «лучших людей». Освидетельствовались раны, увечья, побои и т. д.

Приговор. По делам, расследуемым розыском, приговор объявлялся и приводится в исполнение самим государством. Приговоренных к смертной казни преступников обычно сажали в особую избу при тюрьме для покаяния на шесть недель. Если срок окончания покаяния приходился на воскресенье, то казнь откладывалась.

В 1637 г. специальным Указом вводилась отсрочка смертной казни беременным женщинам. По этому указу приведение приговора в исполнение наступало лишь через шесть недель после рождения ребенка. После казни матери ребенка надлежало отдать ближней родне виновной. А при отсутствии родни - наемной кормилице. Во время казни обязательно присутствовали либо сам царь, либо тиуны, а в уездах волостели и губные старосты. Не подлежали смертной казни несовершеннолетние, смертная казнь им заменялась более легкими наказаниями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]