Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия3.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
739.84 Кб
Скачать

23. Социально-политическая теория и этика Канта.

Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в “Основах метафизики нравственности”(1785), “Критике практического разума”(1788), “Метафизике нравов”(1797).

Понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми, Кант считал одной из важнейших задач философии. “Две вещи, - заявлял он, - наполняют душу новым и все более сильным благоговением, - чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне”. Отвергая религиозно-теологический тезис о богоустановленности нравственных правил, Кант вместе с тем не допускал возможности их социально-исторического формирования на основе жизненного опыта людей. Кант трактовал “моральный закон” как наличный в сознании всех людей в виде неизменной данности, имеющей абсолютную ценность и склонен был усматривать в нем еще одну априорную форму сознания.

Понятие “добрая воля” имело фундаментальное значение в построении кантовской “метафизики нравственности” как учении об априорных основаниях последней. Суть доброй воли он видел в том, что она всецело и исключительно определяется “моральным законом”, с которым она фактически сливается. Кантовская “метафизика нравственности” делающая акцент на доброй воле, вовсе не противопоставляет волю разуму и потому не приобрела иррационалистического характера. Наоборот, она интелектуализирует волю вплоть до отождествления ее с “практическим разумом”, т. к. “для выведения поступков из законов требуется разум”. Необходимым компонентом кантовского учения о доброй воле был тезис о ее автономии, понимаемой как полная независимость этой воли от какого-либо внешнего по отношению к ней обуславливания.

Практические основоположения, содержащие в себе общее определения нравственной воли, Кант подразделял на максимы и императивы. Максима - это “субъективный принцип воления” , значимый для одного лица, а императив - “объективный” - смысле общезначимости “принцип воления”, имеющий силу для воли каждого разумного существа. Императивы делятся Кантом на “гипотетические”, исполнение которых связывается с наличием определенных условий и “категорические”, которые обязательны при всех условиях, и значит, независимы ни от каких условий. По Канту существует только один категорический императив как высший закон нравственности. В итоговом виде он звучит так: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.

Отвергая теологическое понимание истории, Кант был солидарен с просветительской философией истории в установке на объяснении ее исключительно естественными причинами. В проведении этой установки Кант был настолько последователен, что из своей философии истории он исключил объяснение человеческих поступков свободной волей людей. Какое бы понятие, - писал Кант, - мы ни составим себе с метафизической точки зрения о свободе воли, человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы, определяются общими законами природы”.

Кант заявляет, что история совершается “согласно определенному плану природы” и совершается потому, что все природные задатки живого существа предназначены для совершенного и целесообразного развития”; социальный характер история имеет вследствие того, что природные задатки человека... развиваются полностью не в индивиде, а в роде”.

По своему содержанию его философия истории является культурно-социальной. Становление и развитие человечества, его прогресс Кант понимает как результат деятельности самих людей, создающих то. чего не существует в природе, и благодаря этому освобождающихся от той подчиненности, в какой находятся по отношению к ней животные.

В стимулировании созидательной деятельности Кант придавал важное значение конфликтным отношениям между людьми, возникающих из-за присущих им, с одной стороны, эгоистических побуждений, а с другой стороны, властолюбия, честолюбие, корыстолюбие. По Канту, без негативных с моральной точки зрения страстей “все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми”. При характеристике этих страстей Кант ставил диалектическую проблему роли противоречий и антагонизмов в историческом прогрессе, оценивая ее позитивно и весьма высоко.

Раскрывая свой социальный идеал, Кант указывал, что “гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским”, понимая под этим “устройство, согласно с принципами свободы членов общества(как людей), во-вторых, в соответствии с основоположениями о зависимости всех (как поданных ) от единого и общего законодательства, и, в-третьих, по закону равенства всех (как граждан государства).Однако Кант проводил мысль о том, что наилучшим образом принципы республиканского правления могут быть осуществлены в государстве, возглавляемом монархом, который руководствуется той общей волей граждан, какую адекватно выражают философы.

Важнейшее место в социально-исторической философии Канта занимали проблемы войны и мира. По Канту, вечный мир - это столь же кардинальная цель и задача всемирно-исторического прогресса, как и установление всеобщего правового гражданского состояния: то и другое находится в неразрывной связи между собой. Обеспечение этой цели Кант видит в заключении договора о вечном мире между государствами.

Завершающее звено в цепи положений социально-исторической философии Канта - это утверждение примата морали над политикой. В этом утверждении он выражает точку зрения на практический разум как существенно этический, состоящий в способности априори определять нравственность. Осуждая прагматичного политика ,”для которого мораль есть только теория”, Кант заявляет: Мораль уже сама по себе практика в объективном смысле как совокупность безусловно повелевающих законов, в соответствии с которыми мы должны вести себя”. Критерий оценки политических действий с точки зрения нравственности - это “принцип публичности”. По его мнению “несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью”.