Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иконоведение - ответы.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
293.89 Кб
Скачать

3.Икона и картина. Чудотворность иконы.

Древнерусская иконопись не похожа на живопись, на которой воспитан современный человек. Иконопись - это богословие в красках, понятное и близкое для православного человека XV века. Для современного зрителя язык иконы не так ясен. Вместе с этим икона доступна нам как произведение искусства.  Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого «академического» письма – по сути, картинами на религиозные темы. Иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Уже Дионисий Ареопагит указывал на то, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того, чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Икона - на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона - состояние личности. Картина имеет границы, рамки сюжета; икона - включает в безграничное.

Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.

В иконе главное - лик святого, озаренный сиянием вечности, остальные детали второстепенны. Они написаны предельно лаконично, как будто с нарочитой упрощенностью, чтобы показать, как все земное несравнимо с небесным, что единственное ценное в мире - это преображенный благодатью человек.

В иконе лики неподвижны и статичны. Но эта неподвижность таит в себе огромный внутренний динамизм. Внешняя неподвижность иконографических фигур это форма их внутренней динамики. Когда у нас углубленно работает мысль, то мы как бы телесно застываем, останавливаемся. Человек, погруженный в свои раздумья, как бы замирает, напротив, бурные резкие движения говорят не о глубине мысли, а скорее об эмоциональном и чувственно-аффектном состоянии.

Портрет,картина В портрете художник дает характеристику человеку, показывает его «лицо». Под лицом мы разумеем содержание человека: совокупность его интересов, стремлений, запросов – все то, что состовляет его внутренний мир.

Избегая фотографичности, художник усматривает за внешностью человека внутренние его существо – личностьи богатство ее душевного содержания в ее мировоззрении и убеждениях, в ее переживаниях. Объектом художника является именно личность (лицо) человека в ее существенных чертах. Но человек многогранен, и каждый пойметдругого со своей точки зрения, почему и художники, каждый по-своему, охарактеризуют одного и того же человека так, что на их портреты неминуемо ляжет отпечаток души каждого из них.

Отношение художников к своей натуре всегда глубоко индивидуально и субъективно; оно может быть у разных художников одновременно и положительным, и отрицательным, что непременно скажется и на портрете.

Пейзаж Художник усматривает и в природе некое содержание, как бы «душу природы». Художник берет ее в пейзаже в тех моментах, которые созвучны его душе, давая в картине лицо природы. Мы знаем такие пейзажи, от которых веет или тоскливой задумчивостью пасмурного дня, или грустью осеннего увядания природы, или радостью пробуждения жизни вечной, или зловещем страхом надвигающейся грозы и так далее. В них сквозит для нас как незримая душа природы, так и душа художника в ее переживании. Вспомним для примера замечательную картину Левитана «Над вечным покоем». Вспомним, что он при создании ее был охвачен особенно сильным ощущением беспредельности вечности и ничтожества перед нее смертного человека, и вот в каком ярком, впечатляющем обоазе природы высказалась его душа.

Икона И если фотография дает его внешность (соответствует телесному составу человека), портрет и любая картина стремятся передать содержание, лицо человека, то есть соответствуют его душе, то икона имеет в виду лик человека, его духовную сущность.

В изображениях святых очертания их почти плоские, почти силуэтные, лишены особенностей земной плоти, а всегда наполнены молитвенной отрешенностью, тишиною бесстрастия, величием простоты и смирения, сдержанностью в движениях. Иконописец не связан необходимостью строить фигуру по законам видимого мира, ибо перед ним высшие цели. Ему известны пропорции человеческого тела, а построение его подчиняется соображениям духовного порядка, отчего и очертания фигур легко достигают особой выразительности и силы. Лики святых несут на себе исключительную молитвенную самоуглубленность и примиренность бесстрастия, духовную мощь и вместе с ней тишину кротости. Икона показывает и природу: землю в виде своеобразных, стилизованных горок, воду и растительность – все на плоскости, без пространственной глубины, и никогда икона не дает самостоятельного пейзажа без человека, как это бывает в картине.

Природа на иконе лишь соучастница домостроительства Божия о спасении человека, и без него она не мыслится; иконописец намеренно не дает ей земной реальности, чтобы она своей красотой не привлекала к себе внимания молящегося, не низводила его к земле в то время, когда он должен стремиться от земли и углубиться в молитвенном единении с теми, лики которых он видит на иконе.

К таким же приемам прибегает иконописец в изображении архитектуры и одеяний святых. Икона запечатлевает и события, но опять же не в их земной обстановке, а в сверхвременном значении и смысле. Она являет лик события. Таковы все иконы и двунадесятых праздников, и другие.

Чудотворность иконы - важное духовное понятие. И рассмотреть его следует ещё и для того, чтобы исключить возможное неправильное его понимание.

Чудотворность - это действие благодати Божией на человека. Как же в этом свете рассматривать чудотворность иконы?

Можно, конечно, говорить о некоторых условиях чудотворности иконы. Например, чудотворность иконы обуславливается во многом тем, какой уровень богопознания в ней выражен. А это зависит от духовного облика иконописца, от его праведности. Также благодатное действие от иконы зависит и от веры молящегося перед этой иконой. Но главное - чудотворность зависти от милости Божией. Если мы не будем помнить о милости Божией, но упомянем о предыдущих условиях - получится несколько формальное понимание чудотворности. Следует также помнить, что чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону, и благодать этой силы приемлется человеком по вере. А также - как и в молитве - не следует ждать, что через икону будет явлено исполнение человеческой воли, когда она не совпадает с волей Божией. То есть от Бога мы получаем, прежде всего, не то, что просим (просить можно и житейские, чисто материальные вещи), а то, что нам действительно нужно. Чудодействие, явленное через икону, как и любое другое действие благодати Божией, направлено прежде всего на наше духовное благополучие.

Вообще - важно об этом сказать - любая икона чудотворна. Даже в молитвах на освящение иконы святого сказано: "Благодатью бесов отгоняти и недуги исцеляти". Через любую икону может быть явлена благодать. По милости Божией благодать может явиться и через формально неканоническое изображение.