Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
194.04 Кб
Скачать
  1. Экономическое развитие стран Востока в постколониальный период.

В наследство от колониального прошлого развив-еся страны получили отсталую экон-у. В годы независимого ↑ за счет иностранного и постепенно набирающего силу национального капитала создавалась индуст­рия, практически отсутствовавшие отрасли обраба­тывающей промышленности, развивался транспорт. Индустриаль­но развитые государства стали перемещать в Азию и Африку трудоемкие производства, создавать предприятия по производству комплектующих изделий. В результате к 80-м гг. в Азии появились «новые индустриальные государства», или «азиатские драконы»,— Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, к-е по­ставляют на мировые рынки электронику, средства телекомму­никаций, высококачественные машины и т. п. Дешевизна рабо­чей силы в этих странах делает их изделия конкурентоспособными. В целом по производству ВНП на душу населения и по жизненному уровню они в несколько раз ус­тупают индустриальным государствам Запада. Лишь богатые неф­тью страны Аравийского полуострова создали за счет экспорта нефти и нефтепродуктов высокоразвитую эк-ку и обеспечили своим гражданам высокий жизненный уровень. развивающиеся страны стали переходить к стратегии рыночной экономики, развитию частного предпринимательства. Развивающимся странам потребуются еще десятки лет, чтобы преодолеть разрыв по важнейшим показателям, отделяющий их от индустриальных стран. Одной из серьезных проблем является огромная внешняя за­долженность. В 80-х — начале 90-х гг. в ООН и на других форумах руководители развивающихся стран неоднократно ставили вопрос о списании хотя бы части долгов.Население в Аф. Недоедает, а прирост населения огромен. Т.о. наследие колониализма ещё непреодалено.

«Японская» модель развитияК группе стран, объединяемых в рамках данной модели, отно­сятся Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг, а также с некоторыми оговорками ряд стран Юго-Восточной Азии, прежде всего Индо­незия и Таиланд.

Эти страны зримо сближаются с еврокапиталистическим стан­дартом по многим основным параметрам: практически абсолютное господство свободного рынка с конкуренцией выходящих на него частных собственников; патронирующая роль государства и контролирующая роль системы налогов, пошлин, банковских процентов и учетных ста­вок и т. д.; — огромная роль на современном рынке искусства маркетинга; - не меньшая роль мощных капиталистических объедине­ний, включая Транснациональные корпорации (ТНК).

Для нормального функционирования рынка такого типа нуж­но его полное господство в рамках страны. Рынок, соответствую­щий данной модели, не терпит посторонних иноструктурных вкраплений. Чем больше в той или иной стране развит государст­венный (некапиталистический) сектор, тем с большими затруд­нениями связана экономика страны. пример-Япония. Государство напоминает чуткий барометр, моментально реагирующий на экономические затруднения. Оно перестало быть государством традиционно восточным и стало едва ли не более государством еврокапиталистического типа, чем государства в странах Западной Европы или США. И это касает­ся и многих остальных элементов еврокапиталистической струк­туры, включая институты демократии, правовые, да и многие другие стандарты. Но что характерно, при всем том Япония не перестала быть Японией. В этом ее сила и даже ее преимущество перед Европой. Достаточно напомнить о дисциплине труда и от­сутствии забастовок при достаточно гармоничном сотрудничестве труда и капитала.

«Индийская» модель развитияВ рамках этого типа можно рассматривать большую группу стран Азии и Северной Афри­ки: Индию, Пакистан, Бангладеш, Иран, большинство араб­ских стран и ряд других государств. Их объединяет то, что они достаточно успешно развиваются по западнокапиталистическому пути развития. Но при этом от стран «японской» модели их качественно отличает то, что они далеко еще не перестроили свою традиционную внутреннюю структуру. Практически это значит, что заметная часть страны и ее населения уже существует в рамках новой, трансформированной по капита­листическому образцу экономики, что в масштабах государства в целом активно функционируют важные элементы еврокапита­листической структуры — многопартийная система, демократи­ческие процедуры, европейского типа судопроизводство и т. п. В то же время большая часть населения по-прежнему остается в плену привычного для их предков образа жизни, лишь едва затронутого нововведениями и переменами. И хотя обе части активно контактируют друг с дру­гом, они в то же время остаются обособленными и живут каждая по своим законам, составляя в то же время единый организм.

«Африканская» модель развитияДля стран, объединенных в рамках этой модели типичны не столько развитие и тем более стабильность, сколько отставание и кризис. Именно здесь накал драматизма наиболее заметен и ситуация наименее перспектив­на. К странам этой модели относится подавляющее большинство африканских стран, некоторые страны исламского мира, в част­ности Иордания, Йемен, Афганистан и Бангладеш, а также дру­гие бедные страны Азии, такие, как Лаос, Камбоджа, Бирма и т. п.В подавляющем большинстве этих стран еврокапиталистическая структура имеет весомые позиции в экономике, отста­лая, а то и полупервобытная периферия здесь много более значи­ма и практически задает тон. Страны «африканской» модели в большинстве своем обречены на отста­вание, причем разрыв между ними и развитыми странами долго еще будет только возрастать.

Причины этого очевидны:низкий исходный уровень развития, отсутствие либо слабость имеющегося религиозно-цивилизационного фундамента, и скудость природных ресурсов, во всяком случае таких, которые, как нефть, могли бы легко прино­сить доход. Перед нами феномен некомпенсируемого существо­вания, неспособности к самообеспечению или, в ряде случаев, феномен полупервобытного комплекса, способного гарантиро­вать существование на полупервобытном уровне. Единственный выход — массированная целенаправленная политика, преследующая своей целью искусственное форсиро­вание развития с прицелом на постепенное втягивание в эконо­мику рыночного сектора все большего количества пока еще ма­лопригодного для этого местного населения. Нужно создавать рабочие места, вести работу по социопсихологической пере­стройке массового сознания. Тому и другому способствуют боль­шие города, число и размеры которых, в частности, в Африке, быстро увеличиваются.

«Марксистская» модель развитияВплоть до недавнего времени к этой модели развития принад­лежало больше восточных стран, чем сейчас. С 1975 по 1989 г. одной из самых одиозных стран «марксистской» модели явля­лась Камбоджа, называвшаяся в те годы Кампучией. После нача­ла «обвала» коммунистической идеологии в Восточной Европе в стране полностью вернулись как монархическая форма правле­ния, так и старое название государства. Еще дольше, с 1921 по 1992 г., в социалистический лагерь стран марксистской идеоло­гии входила Монголия, накрепко привязанная к СССР. После распада Советского Союза Монголия объявила себя парламент­ской многопартийной республикой (1992 г.).

В число стран с марксистско-социалистическими режимами включали также Анголу и Эфиопию. С некоторыми оговорками эти страны по-прежнему относят к «марксистской» модели. Од­нако главными и подлинными представителями этой группы стран всегда были Китай, Северная Корея и Вьетнам. Развитие названных выше стран имело ярко выраженные осо­бенности. В настоящее время руководство КНР (и Вьетнама) все время подчеркивает, что ориентируется на строительство социализма. на данном этапе речь идет преимущественно о сущест­венной роли социальных гарантий и об ограниченности функций рынка и частной собственности. Китай и Вьетнам сохраняют пол­ный контроль государства над процессами экономики и практи­чески всех типов инфраструктуры.

Китай и Вьетнам уже нако­пили огромный экономический потенциал и являются (особен­но Китай) объектами крупных западных инвестиций. Возможно, именно этим странам без разрушительной капиталистической трансформации удается найти стабильный путь быстроразвивающегося и рентабельного социализма.