Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОП (Вн и П)лк.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
161.28 Кб
Скачать

Структура памяти человека.

Память человека широко исследовалась в когнитивной психологии, в результате чего были созданы различные модели памяти человека. Одной из таких моделей является трехкомпонентная модель Р. Аткинсона и Р. Шифрина. В этой модели память человека рассматривается как результат совместной работы трех блоков хранения и переработки информации: 1) сенсорных регистров, 2) кратковременной памяти, 3) долговременной памяти.

Сенсорный регистр. В него попадает информация из внешнего мира в виде сенсорных отпечатков. У человека столько сенсорных регистров, сколько у него сенсорных входов (анализаторов). У. Найссер назвал сенсорные регистры зрительной системы иконической памятью («икона» в переводе с латинского – «картина»), а сенсорный регистр слуховой памяти – эхоической памятью. В сенсорном регистре слуховой памяти информация хранится в течение до 3-4 секунд, а в иконической памяти от 0,8 до 1,0 секунды. Исследования Дж. Сперлинга показали, что в иконической памяти хранится до девяти символов. Информация, хранящаяся в сенсорном регистре, подвергается селекции, опознанию и перекодированию, в результате чего переводится в кратковременную память.

В кратковременной памяти (КП) информация хранится в вербально-акустическом коде. Объем кратковременной памяти составляет 7+ 2 единицы. Такими единицами могут быть числа, цифры, отдельные слоги, слова, словосочетания, отдельные фразы или даже куски текста. Чем крупнее такая единица, тем больше информации хранится в кратковременной памяти. Эти единицы называются оперативными единицами памяти. Информация из кратковременной памяти очень быстро теряется. Время хранения составляет около 30 с и зависит от активных процессов управления — проговаривания, кодирования, выбора способа запоминания и т. д. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается вновь поступающей информацией, либо переводится в долговременную память (ДП) с помощью процесса повторения. Повторение выполняет три функции: 1) сопротивление угасанию следов в КП, 2) предохранение материала от выталкивания, 3) перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Долговременная память характеризуется неограниченным объемом. Информация в ней может сохраняться несколько лет или даже постоянно. Долговременная память имеет две формы своего существования: 1) эксплицитная (декларативная) память — сознательное восстановление прошлого, память на факты, события, 2) имплицитная память, которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.). Имплицитная память, в отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии.

В структуре эксплицитной долговременной памяти Е. Тулвинг (1972) выделяет два хранилища. 1. Семантическая память, в которой хранится все необходимое для пользования речью. Она содержит слова, их смыслы, символы, правила обращения с ними. В семантической памяти информация (слова) образуется в соответствии со смысловыми связями. 2. Эпизодическая память, которая содержит сведения о событиях привязанные к определенному времени или месту, информацию о том, как выглядели вещи и события, когда мы их видели, щупали и так далее.

А. Пайвио (1971) делит познавательные процессы на вербальные и невербальные, которым ставит в соответствие две системы памяти. Эти системы памяти функционируют совместно, хотя в неодинаковой мере могут определять успешность запоминания. Например, в запоминании зрительного материала могут участвовать вербальные механизмы. Однако основную роль здесь играют специфические невербальные механизмы, способные сами по себе обеспечить высокую эффективность запоминания.

М. Познер (1978) разработал модель долговременной памяти, в которой выделяются три уровня мнемических структур:1) уровень следов, отражающих физические свойства стимуляции; 2) уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; 3) уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты.

Некоторые исследователи полагают, что данная модель должна быть дополнена четвертым компонентом, который должен быть помещен между кратковременной и долговременной памятью. Это – промежуточная память. В нее информация поступает из кратковременной памяти, подвергается переработке во время сна и передается в долговременную память. Основой для введения четвертого компонента является факт резкого ухудшения долговременного запоминания при лишении человека сна.

Лекция 7. Развитие и тренировка памяти. 4

Генетически обусловленные формы функционирования памяти: бессознательная память, непроизвольная память, переходная, внешнеопосредованная память; произвольная память, метапамять. Возрастные особенности генетически обусловленных форм памяти и связей между ними.

Культурно-историческая теория развития памяти. Опосредствование памяти с помощью знаковых систем. Параллелограмм развития памяти.

Пути развития различных форм памяти. Феноменальная память.

Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Роль оперативной памяти.

В своем развития память проходит различные генетически обусловленные формы функционирования.

1. Бессознательная (имплицитная) память. Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания. Осознаваемая память называется эксплицитной. Впервые эффект имплицитного научения был получен Э. Ребером в 1967 г. Он предлагал испытуемым автомат, который работал по сложной программе. Эту программу, названную “грамматикой”, испытуемые имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует. Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но и в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления. Например, К. Левин предлагал испытуемым серию фотографий женщин с длинными и короткими волосами. Показ фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождался рассказом об их доброте. В тестовой серии участников эксперимента просили высказать суждение относительно “доброты” ранее не демонстрировавшейся фотографии женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.

Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно имплицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа был обнаружен феномен модальной специфичности имплицитной памяти, проявляющийся в ее чувствительна к смене модальности. Например, при переходе от визуальной модальности к слуховой меняется продуктивность имплицитной памяти. Продуктивность эксплицитной памяти не зависит от смены модальности.

2. Непроизвольная память заключается в запоминания некоторого материала в отсутствие специальной цели запомнить ее. Она характеризуется тем что, человек не осознает как происходит запоминание, следовательно, не может влиять на этот процесс. Она является памятью непосредственной, так как не предполагает использования ни внешних, ни внутренних средств запоминания.

3. Переходная, внешне опосредствованная память характеризуется использованием внешних средств, облегчающих запоминание и воспроизведение информации. Здесь появляется мнемическая задача, для решения которой человек использует предоставляемые культурой внешние средства – знаки, которые имеют различную степень абстрактности. Она является переходной ступенькой между непроизвольной и произвольной памятью.

4. Произвольная память представляет собой намеренное запоминание и воспроизведение человеком своего опыта. Она предполагает постановку мнемической задачи, наличие и осознанное использование внутренних средств ее решения.

5. Метапамять – это память о своей памяти. Понятие метапамяти было введено У. Шнейдером как знание о процессах, относящихся к памяти. Наличие такого знания позволяет человеку осознавать достоинства и недостатки своей памяти, разрабатывать и использовать средства ее совершенствования. Это высший уровень развития памяти, характеризующийся возможностью сознательной регуляции мнемической деятельности.

Т. Боринг и соавторами установили, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания, особенно знания об условиях их применения. А. Пайвио полагает, что метакогнитивное знание о памяти репрезентируется в двух системах переработки – невербальной и вербальной. Его активация направляет процесс когнитивной переработки.