Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm...doc
Скачиваний:
161
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Эффекты восприятия секса через масс-медиа

Хотя многие люди предпочли бы, чтобы это было не так, секс, даже откровенный секс, хорошо продается. И печатные издания и телепередачи, ориентированные на секс, коммерчески необычайно выгодны, и этот факт имеет последствия для всех масс-медиа. Тем не менее, поскольку экономические вопросы не являются основной темой этой книги, мы обратимся теперь к различным психологиче­ским эффектам (см.: Linz & Malamuth, 1993; Lyons, Anderson & Larson, 1994; и работы Greenberg, Brown & Buerkel-Rothfuss, 1993; Zillmann & Bryant, 1989, в них дается обзор литературы об эффектах восприятия секса через масс-медиа).

Возбуждение

Первый непосредственный эффект секса в масс-медиа — сек­суальное возбуждение, драйв, который вызывает и усиливает сек­суальное поведение. Сексуально ориентированные масс-медиа, в особенности откровенные журналы и видеофильмы, действительно возбуждают людей сексуально, этот эффект измерялся субъектив­ным уровнем возбуждения с помощью теплографии (Abramson, Perry, Seeley, Seeley & Rothblatt,-1981) и с использованием таких физиоло­гических параметров, как эрекция пениса (Eccles, Marshall & Barbaree, 1988; Malamuth & Check, 1980 a; Schaefer& Colgan, 1977) и вагинальные изменения (Sintchak & Geer, 1975). Сексуальное наси­лие особенно возбуждающе действует на сексуальных маньяков и намного слабее на нормальных мужчин, если только не изобража­ется, что жертва испытывает возбуждение от изнасилования.

Сексуальное возбуждение в ответ на стимул, который естествен­ным путем не вызывает эту реакцию, может быть усвоено посредст­вом классического формирования условных рефлексов. Этим объяс­няются широкие индивидуальные различия специфических стимулов, сексуально возбуждающих разных людей. По мере приобретения ин­дивидуального опыта наше восприятие обусловливается различными стимулами, ассоциирующимися с теми, кого мы любим. Поскольку эти ассоциации связаны с определенным человеком, тот или иной человек возбуждается от запаха определенных духов, типа одежды или специфической манеры поведения.

Вопреки ожиданиям, уровень возбуждения не обязательно строго коррелирует со степенью откровенности масс-медиа. Порой чело­век больше возбуждается менее откровенной в сексуальном плане историей (Bancroft & Mathews, 1971). Вырезанная из фильма эроти­ческая сцена может сделать фильм даже более возбуждающим, пото­му что зрители могут сами вообразить ее. Сексуальное возбуждение очень индивидуально. Когда людям предоставляется возможность самим придумать окончание романтического эпизода, они скорее всего вообразят ситуацию, гораздо больше возбуждающую их лично, чем если бы они смотрели на чужое видение сексуальной сцены. Есть доля правды в старом трюизме, что самый важный сексуальный орган — это мозг.

Установки и ценности

Секс и ценности. Большой класс эффектов СМИ связан с воз­действием масс-медиа на установки и ценности. Люди испытывают озабоченность чаще всего в связи с десенсибилизацией (снижением чувствительности) к определенным проявлениям сексуальности, которые могут считаться «неприличными». Например, комедии по­ложений, изображающие сексуальную активность тинэйджеров, ве­роятно, ослабляют ценности, усвоенные в семье, в которой запре­щается добрачный секс. Автомобильные журналы, рекламируя амор­тизаторы, показывают на обложках женщин в бикини, в шутку привязанных к гигантскому амортизатору. Такая реклама может спо­собствовать развитию десенсибилизации читателей к насилию в отношении женщин.

Иногда масс-медиа могут действительно изменить ценности и установки человека, а не просто вызвать десенсибилизацию или подкрепление уже существующих установок. Очень вероятно, что тинэйджеры, которые смотрят «Дома лучше» и видят, что один из мальчиков в сериале решает заняться сексом со своей подружкой, тоже могут усвоить ценности этого телегероя. Более вероятно, что такое произойдет, если подобных взглядов придерживаются поло­жительные, уважаемые персонажи телесериалов или фильмов, с ко­торыми зрители могут идентифицировать самих себя. Сексуальная распущенность проститутки вряд ли повлияет на ценностную ори­ентацию зрителя, а вот распущенность уважаемой матроны, живу­щей за городом, может воздействовать на аудиторию достаточно серьезно. Беспокойство такого рода выразил, в частности, бывший вице-президент США Дэн Кейл, когда в 1992 году критиковал ге­роиню комедии положений Мэрфи Браун как недопустимую ролевую модель, потому что у нее родился ребенок (и, по всей вероят­ности, была любовная связь) вне брака (см. главу 5).

Еще одна проблема, касающаяся влияния на ценности и установ­ки, состоит в том, что сексуально ориентированные масс-медиа побу­ждают людей не воспринимать сексуальные темы настолько серьезно, насколько они этого заслуживают. Когда сексуальный журнал регулярно выпускал карикатуры «Честер-приставала», изображавшие заигрыва­ние с детьми, публика сочла, что это слишком легкомысленное отноше­ние к серьезной теме. История из Penthouse «Ублажая рядового Райана» рассказывала, как барменша надевала презерватив на член рядового*, и это была пародия на серьезный военный фильм «Спасение рядового Райана». Одна из статей в секс журнале, адресованном мальчикам-тин-йджерам, называлась «Хороший секс с застенчивыми девчонками», это тоже открытая для критики тема. И хотя почти все согласятся, что в сек­се есть много комичного, для большинства людей существуют неко­торые сексуальные темы, не допускающие легкомысленной трактовки.231

Иногда юмористическое отношение к сексу несет серьезное посла­ние. Когда отец из «Женатого мужчины с детьми» ругает дочку, которая получила плохую оценку, он чувствует облегчение, потому что, по край­ней мере, это была плохая оценка за сексуальное образование. Смеш­но, но эта сексуально-либеральная комедия подтверждает очень кон­сервативное, и в данном случае скрытое, убеждение, что знание о сек­се и контрацепции ведет к распущенности. Когда в рекламе автомобиля две женщины обсуждают, не для того ли мужчины ездят на больших машинах, чтобы компенсировать размер своих пенисов («Интересно, что у него под капотом»), эти женщины передают послание о том, что именно привлекает женщин в мужчинах (Leo, in: Strasburger, 1995).

Ценности, касающиеся установок в отношении женщин, пред­ставляют особый интерес. Самая острая критика в адрес сексуально откровенных материалов говорит об их общей направленности про­тив женщин. Обычно именно женщины, а не мужчины, изобража­ются игрушками или жертвами противоположного пола. Хотя эта оза­боченность касается всей палитры сексуальных эпизодов и сцен в масс-медиа, больше всего она затрагивает тему сексуального насилия. Какое представление сложится о том, чего ждут женщины от заня­тий сексом, у тех мальчиков-тинэйджеров, которые видят фотогра­фию отбойного молотка, засунутого в вагину, в качестве иллюстра­ции к рассказу под названием «Как лечить фригидность»? Когда жур­нал Hustler печатает серию фотографий с изображением того, как массовое изнасилование перерастает в оргию, показывая, что жен­щины возбуждаются, когда на них нападают, то чему учат такие фо­тографии о женщинах и об их реакции на принудительный секс? Исследование, рассматривающее этот вопрос, мы обсудим далее.

Наконец, люди иногда жалуются, что секс в масс-медиа, в особенно­сти наиболее откровенные вещи, лишает человека ощущения мистики, какой-то ауры в этой таинственной, почти священной сфере. Это мне­ние трудно сформулировать, еще труднее опровергнуть или тестировать эмпирически, но именно такие аргументы высказываются чаще всего.