Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Страноведение.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
375.81 Кб
Скачать

1.2.2. Цивилизации мира

По современным понятиям, имеется большая степень согласия относительно наличия, по меньшей мере, двенадцати основных цивилизаций, семь из которых уже не существуют. Пять из цивилизаций, по мнению современного американского исследователя М. Мелко, бесспорно, продолжают существовать (табл. 1).

Таблица 1.

Цивилизации, относительно существования которых имеется

«большая степень согласия»

Исчезнувшие цивилизации

Существующие цивилизации

Месопотамская

Китайская

Египетская

Японская

Критская

Индуистская

Классическая (греко-римская)

Исламская

Византийская

Западная

Месоамериканская

Андская

Источник: Melko, 1969 (по: Huntington, 1996).

К указанным существующим цивилизациям многие исследователи добавляют русско-православную цивилизацию, обособившуюся от своих прародителей – византийской и западно-христианской цивилизаций.

К этим уже шести современным цивилизациям С. Хантингтон присоединяет еще две потенциальные цивилизации – латиноамериканскую и африканскую.

Таким образом, к современным цивилизациям (по времени зарождения) относятся:

Китайская. Исследователи цивилизаций говорят о существовании либо одной-единственной китайской цивилизации, датируемой с 2000-1500 гг. до н. э., либо двух китайских цивилизаций, последовательно сменивших друг друга в первые века христианской эпохи. С. Хантингтон обозначил эту цивилизацию как конфуцианскую, хотя и заострил внимание на большей корректности термина «синоистская», мотивируя это тем, что хотя конфуцианство – основной компонент китайской цивилизации, она все же нечто большее конфуцианства. Термин «синоистская» глубже описывает культуру, связывающую Китай, китайский общности в Юго-Восточной Азии, а также родственные культуры Вьетнама и, отчасти, Кореи.

Японская. Некоторые авторы объединяют японскую и китайскую культуры под общим названием «дальневосточная цивилизация». Большинство же исследователей рассматривают японскую цивилизацию как самостоятельную, появившуюся между 100 и 400 г. нашей эры. При этом признается существенное влияние китайской континентальной культуры на островную японскую. Однако, как признают многие исследователи, в Японии конфуцианство органически синтезировано с синтоизмом (от японского слова «синто», означающего культ божества предков и природы). В отличие от Китая Япония создала особую, восточную по духовности культуру, но достаточно восприимчивую к культуре и технологии Запада.

Индуистская. Среди исследователей существует единодушие, что на индийском субконтиненте примерно с 1500 г. до н.э. существовала одна или больше связанных общим наследием цивилизаций. В литературе они именуются как индская, индийская, хинду или индуистская. Причем последний термин предпочтительней для обозначения современной цивилизации. Индуизм играет центральную роль в культуре значительной части Индостана еще со второго тысячелетия до н. э. Несмотря на то что в самой Индии имеется многочисленная исламская общность, а также значительное число малочисленных культурных групп, индуизм продолжает оставаться сердцевиной социума страны и в современную эпоху. Подобно термину «синоистский», термин «индуистский» отделяет название цивилизации от названия государства, на территории которого возникла цивилизация, но ареал ее распространения вышел за рамки государственных границ.

Исламская. Эта цивилизация возникла в 7 в. на Аравийском полуострове. Исламская религия быстро распространилась в Северной Африке, на Иберийском полуострове, в Центральной Азии, на Индостане и в Юго-Восточной Азии. В результате ислам охватывает множество отдельных культур или субцивилизаций, таких, например, как арабская, турецкая, персидская и малайская. Однако их объединяют шариат – совокупность религиознообрядных и юридических норм, основанных на общих правилах ислама. Шариат во многих странах обеспечивает единство светской и религиозной жизни. По существу религией здесь являются сами формы жизни, что резко отличает эту цивилизацию от многих других, особенно от западной и православной.

На этой почве возникли различные формы фундаментализма, в частности исламизм – политизированный ислам. Однако в ряде исламских стран, выбравших путь модернизации общества, созданы светские государства на основе кемализма – противоположного фундаментализму течения. Термин «кемализм» произошел от имени турецкого лидера начала 20 в. Мустафы Кемаля Ататюрка, который отделил ислам от государства.

Западная. Признано, что эта цивилизация начала оформляться в 8 – 9 вв. Она включает следующие основные ареалы: европейский, североамериканский, австралийский, новозеландский, южноафриканский и, вероятно, латиноамериканский. По уровню развития на протяжении нескольких сотен лет она отставала от многих других цивилизаций. Китай во времена династий Тань, Сунь и Минь, исламский мир с 8 до 12 в. и Византия с 7 до 11 в. далеко превосходили Европу по богатству, по территории, военной мощи и достижениям в области искусства и науки.

Европейская культура начала развиваться между 11 и 13 в., систематически заимствуя и адаптируя достижения византийской и исламской цивилизаций. В этот период Венгрия, Польша, скандинавские и прибалтийские страны приняли христианство, а вместе с ним римское право и другие аспекты западной цивилизации, что стабилизировало восточную границу этой цивилизации. В течение 12 – 13 вв. Запад вел борьбу за владычество над Испанией и установил господство в Средиземноморье. Однако рост турецкой мощи в это время сдерживает западноевропейскую экспансию. Тем не менее к 1500 г. происходит ренессанс европейской культуры, а расширение торговых связей и технические достижения создают основу новой эры мировой политики. Запад проявляет устойчивую экспансию и оказывает влияние на другие цивилизации.

В конце 15 в. к Западу окончательно отходит Иберийский полуостров, который до этого был занят маврами. В то же время начинается португальское проникновение в Азию, а испанское – в обе Америки. В последующие 250 лет все западное полушарие и большая часть Азии попадают под европейское управление или господство. Однако в конце 18 в. приходит конец непосредственному европейскому контролю сначала в США, затем на Гаити, на большей части Латинской Америки. Но во второй половине 19 в. Запад интенсивно распространяет свой контроль над Африкой, утверждается на Индостане и в других регионах Азии, а в начале 20 в. прямо и косвенно подчиняет Ближний Восток, за исключением Турции. К 1914 г. европейцами или бывшими европейскими колониями (в обеих Америках) контролировалось 84 % поверхности земной суши, а в 1920 г. эта величина была еще выше, поскольку значительная часть Османской империи была поделена между Великобританией, Францией и Италией. В результате последующей деколонизации в 20 в. Запад теряет преимущественную часть зависимых территорий.

Сегодня Запад отождествляется с тем, что раньше называлось западным христианством. Как пишет С. Хантингтон, Запад – это единственная цивилизация, определяемая посредством стрелок компаса, а не по имени народа, религии или географической области. С Западом связана идея «вестернизации» и модернизации остальной части человечества.

Следует отметить огромный вклад немецкого социолога М. Вебера в исследование особенностей западной цивилизации (Вебер, 1990, 1994). В центе внимания Вебера – влияние различных направлений протестантизма 16-17 вв. на происхождение «капиталистического духа», закрепившего в общественном сознании рационализм, содержание которого определяется мерой возможного расчета и знания.

С 16 в. в Западной Европе рационализируется все: способы ведения хозяйства, социальная и культурная сферы. Так, в экономике окончательно утверждается калькулируемость, когда все без остатка поддается количественному учету, что служит повышению рентабельности производства. В юриспруденции закрепляются строгие нормы и т. п. В результате в Западной Европе развивается новый, прежде нигде не существовавший и потому имеющий аналогов в мировой истории тип общества, названный социологами индустриальным.

Православная. Тойнби считал, что исторические предпосылки возникновения православной цивилизации аналогичны тем, «что обнаруживаются самом основании западной истории. Эллинское общество стало «отцом» двух «сыновей» (Тойнби, 1996). В результате схизмы (от греч. schisma – раскол), продолжавшейся в течение трех веков, «из одной куколки – католической церкви – образовалось два самостоятельных организма: римско-католическая и православная церковь». Разрыв между католической и православной церквями в 1054 г. завершил процесс дифференциации общественных структур, в результате чего сначала в Византии, а затем и в государствах, принявших православие позже, стала формироваться самостоятельная цивилизация. Уже в Средние века, отмечал Тойнби, православное христианство было в высшей степени непохожее на средневековое западное христианство.

Расширение православной цивилизации в пределах России происходило двумя путями. После татаро-монгольского ига (1237-1480) шла борьба на западе за выходы в Балтийское и Черное моря. В результате военных компаний и реформ Петра I Россия в начале 18 в. окончательно утвердилась как балтийская держава и присоединила часть украинских и белорусских земель, некогда входивших в Киевскую Русь. После получения в период царствования Екатерины II доступа почти ко всему северному побережью Черного моря в последней трети 18 в. Россия стала великой европейской державой. Она стала проводить мессианскую общеправославную программу – освобождение православных стран от османского ига и последующего их объединения под эгидой России.

После окончательного распада Золотой орды и ослабления ее наследников, особенно после покорения Московским государством во второй половине 16 в. Казанского и Астраханского ханств – союзников Османской империи, Россия начала освоение колоссальных редкозаселенных пространств Сибири Дальнего Востока.

В период, который называют империалистическим (вторая половина 19 в.), завершается колонизация Кавказа и завоевывается Средняя Азия.

Латиноамериканская. Латинская Америка обладает сравнительно ярко выраженной идентичностью, отличающей ее от Европы и Северной Америки. Хотя ее происхождение и связано с западнохристианской цивилизацией, тем не менее она интегрирует несуществующие в Европе местные культуры, которые были уничтожены в Северной Америке. При этом значимость интеграции европейского компонента с аборигенным больше в Мексике, странах Центральной Америки, Перу и Боливии, чем в более европеизированных Аргентине и Чили. Остальные страны по этому критерию занимают промежуточное положение между указанными странами. В субъективном отношении в своей самоидентификации латиноамериканцы разделены по линии: «мы часть Запада» – «нет, у нас собственная уникальная культура».

Латинская Америка может рассматриваться или как субцивилизация в рамках западной цивилизации, или как отдельная цивилизация, тесно связанная с Западом и внутренне разъединенная по вопросу принадлежности к Западу.

Африканская. Большинство известных специалистов, кроме Ф. Броделя, отрицают существование отдельной африканской цивилизации. Северная часть африканского континента и его восточное побережье принадлежат к исламской цивилизации.

Особую культуру представляет Эфиопия. В Южной Африке сначала голландцы, затем французы, а после английские поселенцы сформировали европейскую культуру, значительно фрагментированную африканским племенным компонентом. Важно отметить, что в свое время европейский империализм привил христианство в значительной части континента к югу от Сахары. И все же в этой части Африки доминируют различные племенные идентичности и язычество. На почве трайбализма происходят многочисленные локальные внутри- и межгосударственные вооруженные конфликты, уносящие сотни тысяч человеческих жизней, приводящие к вынужденной миграции.

Известный кенийский ученный А. Мазруи так характеризуют состояние на африканском континенте южнее Сахары: «Значительная часть современной Африки находится в процессе угасания и распада. Даже относительный уровень зависимой модернизации, достигнутый при колониальном владычестве, теперь утрачивается. Последовавшее крушение государственности в одной за другой африканской стране в начале 90-х годов подсказывает невероятное доселе решение: реколонизация. Для все большего числа африканцев это становится горькой правдой. Если африканцы весьма успешно объединились при борьбе за национальную свободу, то, очевидно, нам не удалось объединиться во имя экономического развития и политической стабильности. Война, голод и разруха стали постколониальной реальностью для слишком многих африканцев. В результате встает вопрос о реколонизации извне, на сей раз под знаменем гуманизма» (Сухоруков, 2000).