Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стратегия демографического развития России на б...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
706.56 Кб
Скачать

Стратегия демографического развития России на ближайшие 20 лет

Рыбаковский Леонид Леонидович - доктор экономических наук, руководитель Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, профессор.

Стратегическая цель демографического развития страны

Вслед за одобрением Правительством в сентябре 2001 г. Концепции демографического развития России в этой области был осуществлен ряд целенаправленных мер: дважды повышалось единовременное пособие в связи с рождением ребенка; утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.; реализуется Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»; внесены поправки в законы, регулирующие миграционные процессы; разрабатываются региональные концепции и программы мер по оздоровлению ситуации в области рождаемости, смертности и др.

Однако ощутимых изменений в демографической ситуации за истекшие годы не произошло. Причем не из-за инерционности демографических процессов и действия лага запаздывания между принятием решений и их результатами, а из-за того, что принятые меры, во-первых, в силу незначительности затрат на них оказались недостаточно сильными, способными переломить негативные тенденции в воспроизводстве и миграции населения. И, во-вторых, они по своей сути не были направлены на решение поставленной цели (например, в области рождаемости акцент делался не на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, а на осуществление социальной помощи тем, у кого и без этой помощи рождаются первенцы; в области миграции изменение норм получения гражданства исходило не из необходимости привлечения новых граждан в страну, а из того, чтобы ограничить их приток и затруднить получение гражданства. Неэффективными оказались также приказы бывшего Минздрава о регулировании цен на лекарственные средства для льготных категорий граждан и пр.

В результате происшедший в 2000-2004 гг. рост рождаемости был вызван не действием введенных мер, а в основном структурными факторами (пополнение репродуктивного контингента лицами, родившимися в «урожайные» 80-е гг.). По расчетам В.Н. Архангельского, в 2003 г. увеличение общего коэффициента рождаемости в России уже полностью было вызвано сдвигами в половозрастном составе населения [1, с. 16].

Наряду с ростом рождаемости возросла и смертность. В среднем за 4 года нового, XXI века число умерших по сравнению с аналогичным предыдущим периодом увеличились на 220 тыс. и держится на отметке в 2,3 млн. человек. В те же 2001-2004 гг. миграционный прирост сократился в 5 раз в сравнении с 1995-2000 гг. и составил в 2004 г. - 0,03% к численности населения страны, тогда как естественная убыль превысила - 0,55% (почти в 20 раз больше).

Таким образом, одобренная Правительством Концепция демографического развития не стала действенным рычагом воздействия на демографические и миграционные процессы. К тому же во властных структурах, не говоря уже о средствах массовой информации, до самого последнего времени отсутствовало осознание того, что углубляющийся в России демографический кризис становится главной опасностью для её настоящего и будущего. Действительно, все последние 10 лет демографическая проблематика в том или иной мере обсуждалась в различных законодательных и исполнительных структурах: в начале 1993 г. на этот счет даже было принято Постановление ВС РСФСР; состоялись десятки парламентских слушаний, в основном направленных на повышение демографической грамотности депутатов; в 2001 г. демографическая ситуация рассматривалась и Правительством РФ, одобрившим Концепцию демографического развития; несколько раз демографические вопросы, как крайне актуальные для страны, звучали в ежегодных посланиях Президента. Тем не менее, лишь в Послании 2005 г. озабоченность демографическим будущим получила конструктивное продолжение. В нем, в частности, говорилось: «Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции должны реализовываться одновременно. Уверен, что нашему обществу по силам решить эти задачи и постепенно стабилизировать численность российского населения» [2].

Сохраняющаяся в ряде властных структур и общественных институтов недооценка возможных последствий современных параметров демографического развития страны объясняется тем, что они еще не воспринимаются как катастрофические, поскольку динамика ухудшения носит пока эволюционный характер. Однако уже в ближайшее время произойдет резкое сокращение численности населения и масштабов трудового потенциала. Если уровни рождаемости, смертности и миграции останутся неизменными, то, начиная с 2008 г. население России ежегодно в среднем будет сокращаться на один миллион человек. Его численность (в целых числах) к 2010 г. составит 139 млн., к 2015 г. . 134 млн., к 2020 г. . 129 млн. и к началу 2025 г. снизится до 122 млн. человек. Но если в течение ближайших 20 лет продолжатся нынешние тенденции рождаемости и смертности (в 2005 г. уже началось снижение первой и рост второй), то численность населения к началу 2025 г. сократится до 114 млн. человек. И как следствие: бездействующая Россия (в первую очередь со стороны власти и бизнеса) за 20 лет, даже в мирное время, может потерять почти 30 млн. человек.

В текущем 2006 г. начнет уменьшаться численность населения трудоспособного возраста. К концу года она сократится на 330 тыс. человек, а затем, с 2009 г. вплоть до 2018 г., будет уменьшаться на 1,2-1,4 млн. в год. За ближайшее десятилетие (2006-2015 гг.) численность лиц трудоспособного возраста сократится на 11 млн. человек (более чем на 12%). Произойдет также обвал численности населения, из которого формируются репродуктивные, воинские и образовательные контингенты. В частности, численность 18- летних мужчин к началу 2016 г. уменьшится вдвое.

Чтобы превратить Стратегию в целенаправленный и конструктивный механизм выхода России из демографического кризиса, что в полной мере соответствует геополитическим интересам государства, необходимо, прежде всего, уточнить положения одобренной Правительством 4 года назад Концепции демографического развития страны, учитывая ухудшающуюся ситуацию в области рождаемости, смертности и миграции населения, а также перспективы возможной демографической динамики.

В Концепции 2001 г. записано, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту» [5, с. 250-262]. В первоначальной формулировке, которая была скорректирована правительственными структурами, речь шла о том, что для достижения поставленной цели должны быть мобилизованы как воспроизводственные, так и миграционные ресурсы. Кроме того, из документа было исключено геополитическое обоснование стратегии демографического развития России. И все же в целом поставленная в Концепции цель отвечала и отвечает интересам страны, ибо альтернативой ей может быть только сокращение численности населения. В качестве цели демографического развития (политики) не может выступать улучшение качества населения, поскольку это цель отнюдь не демографической, а социальной политики, хотя очевидно, что лишь одновременное осуществление и той (демографический рост), и другой (улучшение качества) позволит сохранить и преумножить население.

Одним из недостатков Концепции оказалось то, что не учитывалась специфика демографического развития России в первой четверти XXI века (влияние созданной в 80- 90-е гг. демографической волны). Суть её в том, что на смену повышению рождаемости, связанному с увеличением численности репродуктивных контингентов (они пополняются лицами, рожденными в 80-е гг., число которых за год в среднем составляло 2330 тыс. человек), придут женщины 90-х гг. рождения (1385 тыс.), с чем неминуемо будет связан обвал рождений: в 2010 г. число родившихся может составить 1479 тыс., в 2015 г. . 1287 тыс., в 2020 г. . 1066 тыс. и в 2025 г. . 944 тыс. человек. При меньшем (примерно на 30%) населении страны даже в труднейшие годы войны (1942-1943 гг.) число родившихся не опускались ниже отметки в один миллион человек.

Другой недостаток - в Концепции демографического развития не было учтено то, что как бы ни росла рождаемость, в ближайшие 15-20 лет она не сможет дать прирост трудовых ресурсов, призывных и репродуктивных контингентов. Поэтому в течение 2-3 пятилетий, во-первых, необходимо в максимальной степени использовать трудовой потенциал нового зарубежья, привлекая его в качестве как потенциальных граждан России, так и трудовых мигрантов, сглаживающих дефицит трудовых кадров в отечественной экономике. Во-вторых, необходимо добиться сокращения смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, ежегодная сверхсмертность которых (суммарное превышение аналогичных показателей у женщин в возрасте 20-59 лет) достигает почти 400 тысяч человек (по этой причине в течение 2006-2020 гг. потери трудовых ресурсов могут составить 6 млн. человек).

Третий недостаток заключался в декларативном характере Концепции, исключавшей какой-либо контроль за её реализацией вследствие, во-первых, отсутствия тех пороговых значений демографических параметров, которые должны быть достигнуты к определенному сроку, и, во-вторых, потому, что во властных структурах отсутствовал и до сих пор отсутствует орган, контролирующий демографическое развитие страны в направлении поставленной цели.

Наконец, четвертый недостаток - Концепции демографического развития России не был придан общегосударственный характер с тем, чтобы политика, проводимая в иных, а тем более в непосредственно влияющих на динамику населения сферах, не противоречила стратегической цели демографического развития. В частности, одобренная Правительством в марте 2003 г. Концепция регулирования миграционных процессов по своей сути противоречит цели, сформулированной в Концепции демографического развития, одобренной тем же Правительством в сентябре 2001 г.

Вектор демографического развития страны следует привести в соответствие с новыми демографическими и геополитическими реалиями. Причем эта корректировка должна исходить из того, что расширенное воспроизводство населения в современных условиях невозможно по определению. Маловероятно и простое воспроизводство, один из вариантов которого предполагает, что все семьи должны иметь по 2-3 ребенка, причем примерное соотношение между ними составляет 80% и 20%. Если такая пропорция невозможна, то естественная убыль рано или поздно станет правилом.

Тем не менее, снижение уровня замещения поколений родителей поколениями детей ниже границы простого воспроизводства еще не означает немедленного наступления естественной убыли. Благодаря особенностям возрастной структуры между ними лаг запаздывания может составлять десятки лет. В частности, в России суммарный коэффициент рождаемости оказался ниже границы простого воспроизводства населения в 1964-1965 гг., а естественная убыль наступила в 1992 г., т.е. спустя три десятилетия. Причем в 1992 г. число рожденных детей по отношению к 1964 г. составило 75%, что при сохранении числа умерших на уровне хотя бы 80-х гг. не привело бы в 90-е гг. к естественной убыли населения. Она наступила бы заметно позже.

Стало быть, современный уровень рождаемости, да и тот, который может быть достигнут в течение ближайших 10-15 лет, все равно останется ниже простого воспроизводства. Именно поэтому преодолеть депопуляцию нельзя, поскольку она определяется не параметрами смертности, а исключительно уровнем рождаемости: если он ниже величины простого воспроизводства (примерно 2,15), то депопуляция неизбежна. И все же естественная убыль может быть преодолена для ближайших 15-20 лет, для чего должны быть сокращены масштабы её другого компонента. Если бы сегодня умирало столько же, сколько в 70-80 гг. (в 1971-1980 гг.. в среднем за год 1325 тыс. человек и в 1981-1990 гг. . соответственно 1570 тыс.), или же показатели смертности (соответственно и ожидаемой продолжительности жизни) были такими, как в развитых европейских странах, что, кстати, и наблюдалось в 60-е гг., то уже в 2004 г., когда число родившихся превысило 1,5 млн. человек, естественная убыль сменилась бы приростом.

Но даже при сохранении естественной убыли, необязательно наступает сокращение численности населения. Его уменьшения можно избежать путем формирования положительного миграционного сальдо. Вроде бы всем понятно, что для сохранения стабильной численности населения нужно, чтобы миграционный прирост был равен естественной убыли. Это аксиома. Однако придание миграционной компоненте на долгие годы решающего значения в демографической динамике, причем за счет иммигрантов иной этнической культуры, нежели российская, способно привести к возникновению проблем сохранения государственности в том виде, как она исторически сложилась. Очевидно, что масштабы миграции не могут выходить за рамки, после которых нарушится этнодемографический баланс.

Естественно, что стратегия демографического развития России на предстоящие 20 лет, в течение которых произойдет катастрофический обвал числа родившихся, а также возможное в последующем радикальное изменение этнической структуры миграционного прироста и географии стран выхода мигрантов, должна учитывать эти реалии. В соответствии с ними стратегической целью демографического развития РФ на ближайшие 20 лет остается достижение стабильной численности населения и создание предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. Такая цель в различные периоды первой половины XXI века может быть реализована по-разному . в зависимости от динамики рождаемости (влияние волны) и возможностей предпочтительного использования миграционного потенциала разных стран. Вначале нужно обеспечить стабилизацию и даже некоторый рост численности населения, а затем, в период резкого спада рождаемости, не допустить её сокращения.

Для превращения демографической политики в конструктивный элемент воздействия на рождаемость, смертность и миграцию, сформулированную как стратегическую цель с её тактическими различиями, необходимо, во-первых, «привязать» к пятилетним этапам демографического развития страны, для чего следует установить соответствующие пороговые значения. Они могут различаться в зависимости от того, какую политику будет проводить государство: вялое, мало затратное влияние на демографическую динамику или достаточно затратное, но сильное и эффективное воздействие на воспроизводство и миграцию населения.

Во-вторых, Концепция демографического развития вместо ведомственного должна получить общегосударственный статус с тем, чтобы политика, проводимая в других, а тем более в непосредственно влияющих на динамику населения сферах, не противоречила стратегической цели демографического развития.

В-третьих, вслед за повышением статуса уточненного варианта Концепции демографического развития России до 2025 г. на федеральном уровне должны быть приняты адекватные меры по стимулированию рождаемости и укреплению института семьи, улучшению здоровья населения и росту продолжительности его жизни, привлечению мигрантов в страну, как на постоянное жительство, так и для временного покрытия дефицита в труде.

Демографическая политика обязана быть эффективной, а потому она не может быть дешевой. Её проведение потребует значительных финансовых ресурсов (жилищные льготы, единовременные пособия, возмещение женщинам в связи с рождением ребенка потерь доходов в течение ряда месяцев и др.). Эти затраты возможны только в том случае,

если будут рождаться дети нужной очередности, так как кредиты на жилье будут погашаться лишь после рождения очередного ребенка. То же относится и к многократно увеличенным единовременным пособиям. Затраты на все это будут необходимы, если будет происходить прирост вторых и третьих детей. Но если не будет такого прироста, то не будут нужны и расходы. Затраты также потребуются на организацию притока в Россию мигрантов и на их обустройство в специально предназначенных регионах. Но если не будет мигрантов, не будет и расходов. Следовательно, во всех случаях затраты потребуются только при условии непременного демографического эффекта.

Таким образом, Стратегия демографического развития страны должна быть подкреплена сильной и эффективной демографической политикой. Без существенных расходов на ее реализацию не будут достигнуты необходимые демографические результаты, вследствие чего продолжится обезлюживание территорий, ослабнет национальная безопасность России, снизятся темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) и соответственно сократятся финансовые возможности государства для формирования доходной части бюджета. Расчёты показывают: при недоборе ВВП по причине нехватки рабочей силы в 2010 г. бюджет может потерять 440 млрд. руб., в 2020 г. . 1,7 трлн. руб. В среднем в течение предстоящего десятилетия (2011-2020 гг.) бюджет ежегодно будет недобирать свыше одного трлн. руб. (в современных ценах). Теряемый триллион (2,5% от среднего объема ВВП в течение десятилетия) или 35 млрд. долл. -  это неизбежные потери, если не будет предотвращено наступление в стране демографической катастрофы.