Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Концепция символического интеракционизма Дж.Г.М...docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
63.87 Кб
Скачать

1.2. Взгляды Мида как символического интеракциониста

Мид — самый значительный мыслитель в истории символического интеракционизма, а его книга «Разум, самость и общество» — важнейшее произведение в рус­ле данной традиции. История его влияния заключается прежде всего в том, что он явился родоначальником символического интеракционизма, одной из социологических школ, которая придает особое значение открытости общественных структур и субъективному сознанию действующих лиц.

Мид считал, что традиционная социальная психология в попытке объяснить социальный опыт шла от психологии индивида; сам же Мид, напротив, в понима­нии социологического опыта всегда считает приоритетным мир социальный.

Действие. Мид рассматривает действие в качестве самой «примитивной единицы» своей теории. Мид выделял четыре основные взаимосвязанные ступени действия, они образуют органичное целое: импульс, восприятие, манипуляция, потребление. Действуют и низшие животные, и люди; Мида интересуют сходства и особенно различия между ними.

Жест. Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид называет «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся значимыми символами, - писал он, - когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других индивидов» [Mead, 1934, р. 47]. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению.

Особое значение в системе символов принадлежит языку. Язык, в понимании ученого, есть не что иное, как голосовой жест. По значимости в жизни общества и человека он не знает себе равных. Эта истина обнаруживается индивидом в сравнительно раннем возрасте. И самоконтроль, который присущ личности, жестче всего заявляет о себе в языке, голосовом жесте. «Решающая значимость языка в развитии человеческого опыта состоит в самом факте стимула для говорящего, с одной стороны, и реакции на стимул со стороны слушателей». Человечество знает самые разные языковые формы, каждая из которых имеет свою символику, и в этом их социальная ценность. Язык звуковых жестов приобрел наибольшую значимость в системе коммуникации, посредством ее.

«Значение». Определяя сущность этого понятия, Мид подчеркивал: «Значение находится в поле отношения между жестом данного индивида и последующим поведением этого индивида при фиксации другим индивидом в самом жесте». Значение есть содержание процесса символической коммуникации, сторонами которого выступают стимул и реакция, его участниками – либо непосредственно присутствующие индивиды, либо воображаемые индивидом «обобщенные другие».

Самость – центральное понятие символического интеракционизма. В его трактовке проявилось, на наш взгляд, главное достоинство стиля мышления Мида – диалектичность. И вполне закономерным представляется принципиальный вывод Мида о том, что самость не есть врожденное, но приобретенное в обогащении социального опыта качество. «Обретение способности к широкой социальной активности в обществе как целостности в экспериментальном поле любым индивидом… есть наивысшая мера развития самости». Самость есть производная от двух осей развития – истории общества и биографии конкретной личности.

Социальная активность требует от индивида соединения качеств субъекта и объекта. Будучи объектом, человек несет в себе информацию о прошлом и сообразует с ней свои будущие действия. И в то же время активность предполагает статус субъекта. Двоичность поведения и формирует сущность и структуру явления самости.

Обобщённый другой. В соответствии с духом времени, Мид описал роль «обобщенных других» в процессе развития самосознания личности. Группа «обобщенных других» по своему количеству и составу зависит от того уровня развития, которого реально достигла личность за предшествующий период социализации. В раннем детстве в нее входят родители, которые являются источником символического опыта ребенка. В детстве возможно выявление роли «обобщенных других», формирующих первое представление ребенка о самом себе и своих возможностях, выстраивающих линию его поведения. В последующие этапы развития личности группа «обобщенных других» становится все более разнообразной, в ней представлены носители самых разных социальных ролей. Ролевая структура группы обогащает социальный опыт индивида, позволяя ему впоследствии выступать в качестве активного участника экономических, политических, правовых и т. д. отношений.

Развитие ребёнка. Наиболее интересными для нас разделами теоретического наследия Мида являются положения, в которых рассматривается стадиальность процесса развития самости. Мид выделял в нем три фазы.

Первая получила название «play stage» - стадия ролевой игры. Она имеет место в период начальной социализации, в период, когда группа «обобщенных других» ограничена членами семьи, а родительские роли исчерпывают ролевой кругозор ребенка. Мальчик или девочка идентифицируют себя с тем образом, который навязывают (или подсказывают) им родители. В игре на этой стадии их социализации они проявляют не себя, не свое отношение к действительности, но родительское; их игры «в папу и маму» есть принятие единственно знакомых им ролей. Их социальная несамостоятельность проистекает из естественной возрастной ситуации. Мид писал о том, что способность к формированию и развитию самости обнаруживается в чистом виде у примитивных народов и у детей. Ритуальные танцы народов, находящихся на начальной стадии развития цивилизации, есть не что иное, как форма ролевой игры.

Вторая стадия формирования получила у Мида название «game stage» - собственно игровая стадия. (стр.86) Она принципиальным образом отличается от первой. В круг общения ребенка и подростка входят люди, представляющие социальные институты – школу, клуб и т. д., а также сверстники, пришедшие из разных социальных слоев. Это важнейшее обстоятельство создает возможность появления абстрактного социального воображения. Расширенный круг общения позволяет посмотреть на себя со стороны, глазами людей, представляющих разные интересы и социальные цели. Последнее становится решающим основанием формирования «меня». Самость получает значительный импульс развития. Для понимания социализирующего значения второй стадии необходимо обратиться к ключевому слову «game». В английском языке оно имеет несколько значений. В одном из них оно синонимично употреблявшемуся в названии первой стадии слову «play» - «игра»; второе адекватно мысли Мида и означает – «соблюдать правила». Первая стадия развития самости связана с игрой – подражанием, вторая требует от человека (ребенка) сознательного усвоения определенных правил. На второй стадии человек познает и приспосабливается к принятому в обществе комплексу правил. Он входит в игру, подчиняясь принятым правилам, и стремится проявить себя хорошим игроком. Такая игра является отличным социальным тренингом.

И, наконец, третья, завершающая процесс стадия – стадия «обобщенных других». На ней общение индивида должно окончательно потерять свою первоначальную ограниченность. Взрослея, ребенок обретает право на избирательность и стремительно расширяет сеть социальных связей. Что несет это обстоятельство в процессе развития самости? Мид непосредственно ответил на этот вопрос так: «Мы не можем иметь прав до тех пор, пока мы не обрели общих отношений». Входя в общество, отдельную группу, человеку необходими понять и освоить ту систему отношений, которую они собой представляют. Предшествующие стадии развития самости вооружили индивида навыком усвоения, приспособления, который и должен быть реализован на завершающей стадии. Индивид через свою самость обретает качество субъектности. (стр.87) «Человек является личностью потому, что он принадлежит сообществу. Проходя через его институты, он обретает линию собственного поведения. Он берет язык в качестве посредника в созидании собственной личности, а затем через овладение различными ролями… он приходит к определенным отношениям к себе со стороны других членов сообщества. Такова в известном смысле структура человеческой личности».

Структура личности. Мид считал, что (Me) образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как (Me). Совокупность (I) и (Ме), образует собственно личностное, или интегральное Я (Self). (I) трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому, бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего (I) , но далее развивается и заканчивается как (Ме), поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. (I) дает импульс к движению психической жизни; (Ме) направляет его в определенные рамки.