Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Концепция символического интеракционизма Дж.Г.М...docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
63.87 Кб
Скачать

1.3. Основные принципы символического интеракционизма

Мыслительная способность.

Представители символического интеракционизма придерживаются такой концепции разума. Они утверждают, что разум возникает в процессе социализации сознания. Они отличают его от физиологического мозга. Чтобы возник разум, люди должны обладать мозгом, но мозг не порожда­ет разум с неизбежностью, как это понятно в случае низших животных. Символические интеракционисты также понимают разум не как предмет, физическую структуру, а, скорее, как длящийся процесс. Это процесс, который сам оказывается частью более общего процесса «стимула-реакции». Разум связан прак­тически с каждым понятием символического интеракционизма, в том числе с по­нятиями социализации, значения, символов, самости, взаимодействия и даже об­щества.

Мышление и взаимодействие.

Особый подход символических интеракционистов, который заключается в том, что способность мыслить должна совершенствоваться в процессе социального взаимодействия, приводит к анализу специфической формы со­циальной интеракции — социализации. Человеческая способность мыслить начи­нает развиваться на этапе социализации ребенка и совершенствуется на протяже­нии социализации взрослого человека. Соци­ализация — это процесс динамичный, который позволяет людям развивать спо­собность мыслить, развивать ее характерным для человека образом. С точки зрения символических интеракционистов, социализация — это не просто однонаправленный процесс получения акто­ром информации, он представляет собой динамичный процесс формирования и приспособления информации к своим собственным потребностям.

Нашу способность мыслить совершенствует интеракции всех видов, а не только интеракции в процессе социализации. Кроме того, мыш­ление формирует процесс интеракции. Не любое взаимодействие, включает мышление. Существует две формы социального взаимодействия – несимволическая интеракция, не включающая мышление, и символическая, требующая активации мыслительных процессов.

Усвоение значений и символов

Люди усваивают символы, а также значения, в процессе социального взаимо­действия. И если на знаки люди откликаются бессознательно, то на символы они реагируют обдуманно. Знаки обозначают сами себя (например, жесты разъяренного животного). «Символы есть социальные объекты, используемые для представления (или "обозначения", "замены") того, что, согласно договоренности людей, они будут представлять» (Charon, 1998, р. 47).

Не все социальные объекты обозначают другие вещи, но те, которые обознача­ют, становятся символами. Слова, артефакты и физические действия (например, слово «лодка», крест или Звезда Давида и сжатый кулак) могут быть символами. Люди часто пользуются символами, чтобы сообщить что-либо о себе: они летают отдыхать на дорогие курорты, например, чтобы сообщить об определенном стиле жизни.

Символы в целом и язык в частности обладают для актора рядом специфических функций.

  1. Символы дают возможность людям взаимодействовать с матери­альным и социальным миром, позволяя им называть, классифицировать и запо­минать объекты, с которыми они сталкиваются. Таким образом, люди способны упорядочивать мир, который иначе был бы запутанным. Язык позволяет людям называть, классифицировать и особенно запоминать значительно эффективнее, чем они могли бы это делать с помощью символов другого рода, например, изо­бразительных образов.

  2. Символы улучшают человеческую способность постигать окружаю­щую среду. Вместо того чтобы подчиняться потоку множества неотличимых сти­мулов, актор может испытывать более сильное воздействие одних элементов сре­ды по сравнению с другими.

  3. Символы улучшают способность мыслить. Хотя набор рисованных символов обычно дает ограниченную способность мыслить, язык значительно ее расширяет. Мышление с этой точки зрения может пониматься как символическая интеракция с самим собой.

  4. Символы значительно повышают способность решать различные проблемы. Низшие животные должны использовать метод проб и ошибок, но люди могут символически обдумать разнообразие альтернативных действий пе­ред тем, как совершить реальный поступок. Такая способность уменьшает шанс совершить трудно исправимую или непоправимую ошибку.

  5. Использование символов позволяет акторам выходить за пределы времени, пространства и даже собственной личности. С помощью использования символов они могут вообразить, что представляла собой жизнь в прошлом или какова она может оказаться в будущем. Кроме того, акторы символически могут выходить за пределы своей собственной личности и представить мир с точки зре­ния другого человека. Это хорошо известная в символическом интеракционизме концепция принятия роли другого (D. Miller, 1981).

  6. Символы позволяют нам представить метафизическую реальность, например рай или ад.

  7. На самом общем уровне символы позволяют людям избегать порабощения их окружением. Они могут быть активными, а не пассивными, т. е. управлять своими действиями.

Действие и взаимодействие

Значения и символы придают отчетливые характеристики социальному дей­ствию (в котором участвует единичный субъект) и социальному взаимодействию (которое охватывает двух или более акторов, участвующих в совместном социаль­ном действии). Предпринимая действие, люди одновременно пытаются оценить его влияние на других участвующих акторов. Они демонстрируют бессознательное, привычное поведение и обладают спо­собностью вступать в социальное действие.

В процессе социального взаимодействия люди с помощью символов сообщают значения другим участникам интеракции. Иначе говоря, в слу­чае социального взаимодействия акторы вовлечены в процесс взаимного влияния.

Осуществление выбора

Люди, в отли­чие от низших животных и благодаря способности использовать значения и символы, могут в своих действиях делать выбор. Они не обяза­тельно должны принимать значения и символы, навязываемые им извне. На ос­нове своей собственной интерпретации ситуации люди способны создавать новые значения и новые границы значения. По мнению символических интеракционистов, акторы, до некоторой степени, обладают автономией. Они не просто испытывают на себе принуждение или детерминацию; они способны осуществлять нестандартный и независимый выбор. Более того, они способны создавать уникальный стиль жиз­ни.

Группы и общества

Символические интеракционисты часто критикуют пристрастие других социологов к исследованию макроструктур. Они отвергают большую часть макросоциологических воззрений как ненадёжную и чрезмерно амбициозную метафизику. И, несмотря на то, что символический интеракционизм целиком не избегает понятия социальной структуры, его акцент на деятельности и процессе отво­дит структурным метафорам самое незначительное место.

В попыт­ке оградиться от детерминизма и механического взгляда на акторов, символические интеракционисты принимают неординарную точку зрения на крупные социальные структуры. Взгляд Блумера и отражает эту точку зрения.

Общество не состоит из макроструктур. Сущность общества обнаруживается в действующих субъектах и действии. И к этому, общество рассматривается как состоящее из активных людей, а жизнь общества – это сума действий и взаимодействий активных людей. Человеческое общество – это действие, комплекс непрерывной деятельности. Вместе с тем общество не состоит из множества изолированных поступков.

Блумер следовал за Мидом, ко­торый признавал существование крупных структур и их крайнюю важность. Однако в символическом интеракционизме такие структуры играют крайне ограниченную роль. С одной сто­роны, Блумер в большинстве случаев утверждал, крупные структуры — это немного больше, чем «костяк», внутри которого находятся по-настоящему важные аспекты социальной жизни, действие и взаимодействие. Эти структуры могут влиять и ограничивать действия людей, но они не могут их определять. С его точки зрения, люди не действуют в контексте та­ких структур, как общество; скорее, они действуют в ситуациях. Крупные структу­ры важны в том смысле, что они формируют ситуации, в которых действуют инди­виды, а также снабжают акторов фиксированным набором символов, позволяющих им действовать.