Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы в пед-1.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Влияние биологии

В конце девятнадцатого века биология под влиянием дарвиновской теории эволюции развивалась очень быстро. Эта теория, в частности, способствовала возрастанию интереса к сравнительному анализу, предполагающему наблюдение за тем, как одни и те же качества проявляются у представителей разных видов. Начав с описания неких нестандартных случаев и анализа наблюдений, Дарвин и его современники, в конечном счёте, способствовали тому, что в двадцатом веке стало возможным проводить настоящие, с высокой степенью контроля эксперименты с животными. Такие исследования поведения животных оказались весьма полезными во всех отношениях для развития дифференциальной психологии. Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение новой области психологической науки – дифференциальной психологии, импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других учёных не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для многих областей психологии, в том числе и дифференциальной. Таким образом, с середины девятнадцатого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

Особенно важными для дифференциальной психологии являются исследования английского биолога Френсиса Гальтона, одного из наиболее знаменитых последователей Дарвина. Гальтон первым попытался применить эволюционные принципы изменчивости, наследственности, отбора и приспособляемости к исследованию человеческих индивидов. В 1869 году он издал книгу под названием «Наследственный гений» («Hereditary Genius»), в которой, применяя хорошо известный сегодня родовой исторический метод, попытался продемонстрировать, как наследуются способности к тем или иным видам деятельности. Также он написал ещё две книги на эту тему: «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874) и «Наследственность» (1889). Решающую роль в развитии способностей к научной деятельности Ф. Гальтон приписывал наследственности, влияние же внешних условий и воспитания считал незначительным, а иногда и отрицательным.

Для Гальтона, изучавшего человеческую наследственность, вскоре стало очевидным, что для определения степеней сходства между индивидуумами их можно измерять, – каждого в отдельности, в сравнении друг с другом, целенаправленно и большими группами. Для этой цели он разработал многочисленные тесты и процедуры измерений, основав в 1882 году в Музее Южного Кенсингтона в Лондоне свою знаменитую антропометрическую лабораторию. В ней люди за небольшую плату могли измерить уровень восприимчивости своих органов чувств, моторные способности и другие простые качества.

Измеряя сенсорные процессы, Гальтон надеялся получить возможность оценивать интеллектуальный уровень человека. В сборнике «Исследование человеческих способностей», опубликованном в 1883 году, он написал: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности» [1,13]. Кроме этого, на основе обнаруженного им пониженного уровня чувствительности у идиотов он сделал вывод, что сенсорные различия «в целом должны быть наивысшими у интеллектуально одарённых» [1,13]. По этой причине измерение сенсорных возможностей, таких как зрение и слух, занимают сравнительно большое место в тестах, которые разработал и создал Гальтон. Например, он создал шкалу для визуального определения длины, свисток для проявления слуховой чувствительности к предельно высоким звукам, кинестетические тесты, основанные на сериях взвешиваний, а также тесты на прямизну движения, на скорость простых реакций и многие другие. Гальтон также впервые использовал тесты на свободные ассоциации, – технику, которую впоследствии применял и развивал Вундт. Столь же новаторским было исследование Гальтоном индивидуальных и групповых различий образного мышления. Это было первое развёрнутое применение метода анкетирования в психологии.

Свои исследования по диагностике различий в психических качествах людей Гальтон использовал для обоснования идеи о необходимости отбора наиболее приспособленных. Он утверждал, что человеческий род можно улучшить тем же путём, каким выводится новая порода собак или лошадей – путём соответствующих браков в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евгеникой. Понятие евгеники впоследствии использовалось для выделения особой породы людей, отобранных среди тех, кто выделялся своим высоким уровнем одарённости. Эта идея была антигуманной, хотя сам Гальтон поставил её совсем не как социальную, но как важную медицинскую и психологическую проблему учёта наследственных факторов в развитии индивида.

Таким образом, Гальтон первым заговорил об индивидуальных различиях, первым создал диагностические тесты. Его попытки оценить роль наследственности в формировании психологических характеристик открыли дорогу для целого исследовательского направления, развивающегося в контексте психологии индивидуальных различий и оказывающего влияние на смежные области психологии.

Существенное влияние на формирование дифференциальной психологии оказало и развитие современной генетики. Законы наследственности Менделя, заново открытые в 1900 году, привели к возобновлению экспериментальных работ в области механизмов наследования. На дифференциальную психологию оказало многостороннее влияние в высшей степени результативное изучение наследования физических черт у животных. Развитие генетики человека позволило использовать методы статистического анализа, для того чтобы находить черты родового сходства и различия, что получило широкое применение в психологии.