Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Заубежка ДЕКИ.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
831.49 Кб
Скачать

24. Жанр філософської повісті у творчості Вольтера. Охарактеризуйте зміст філософської просвітницької дискусії у повісті «Кандід, або Оптимізм».

Основные особенности культуры французского Просвещения:1. Публицистическая острота, тесная связь с вопросами общественной жизни, нарастание революционного накала;2.Универсализм, энциклопедичность, взаимопроникновение наук и лит-ры, с одной стороны, наложило отпечаток на стиль научных сочинений – изящный, остроумный, а с другой – придало теоретическую глубину и масштабность научного обобщения художественным произведениям; объединяющее звено духовной культуры Франции – философия. Философские повести «Задиг» и «Микромегас» выдвинули на первый план неспособность человека постичь громадность Вселенной и высмеивали попытки превратить то малое, что мы знаем о мире, в картину мирового целого. Различные статьи из «Философского словаря» беспощадно высмеивали теории, предложенные философами и богословами в качестве описания Вселенной, якобы управляемой Богом. Лучшая философская повесть Вольтера - «Кандид» (1759). В «Кандиде» Вольтер поднимал вопрос о том, можно ли предложить какое-нибудь объяснение проблемы зла. Целью Вольтера было показать банкротство, абсолютную неприемлемость и неправдоподобие этой теории перед лицом актуального — физического и морального зла, с которым сталкиваются люди. Невыносимо наивный юноша Кандид, испорченный своим наставником-педантом доктором Панглоссом — использующим метафизическую теологию для того, чтобы приукрасить все существующее в мире природное и моральное зло. Однако после всех столкновений с реальной жизнью Кандид находит даже свои рационалистические объяснения неубедительными и удаляется в деревню, чтобы провести остаток жизни, возделывая свой сад.

Вольтер указывает, что мы не можем уловить даже намек на то, что действительно творится в мире, и тем более осуждать его. В своем первом стихотворении, посвященном Лиссабонскому землетрясению, Вольтер писал, что нам не остается ничего другого, кроме как страдать, покоряться и умирать. Все, что мы можем сделать, говорил он в конце «Кандида», — это возделывать свой сад.

Пассивное отношение ко Вселенной сочеталось у него с непреклонной критикой зла, порождаемого человеком и пронизывавшего всю общественную жизнь авторитарной католической Франции. Причиной многих зол он считал религиозную традицию и институты, господствовавшие в образовательной и культурной жизни Франции. Источник всех бед он видел в христианской религии и институтах, Вольтер изображал библейскую религию в ее историческом и теологическом аспектах источником тех зол, что выпали на долю европейцев. Результат этого — постыдное положение Франции восемнадцатого века, с которым необходимо бороться при любой возможности для того, чтобы сделать мир лучше.

Замысел «Кандида» возник у Вольтера из внутренней потребности пересмотреть свои взгляды на философию Лейбница, идеи которого, в частности его «теологический оптимизм», разделялись писателем в молодости. Но идейное содержание повести значительно шире полемики с тем или иным философом, будь то Лейбниц или Паскаль. Одним из внешних толчком к пересмотру Вольтером своих философских взглядов и – косвенным образом – к написанию «Кандида» было Лиссабонское землетрясение 1755 г., которому Вольтер посвятил небольшую философскую поэму «Лиссабонское землетрясение» (1756) и которое отобразил в повести (главы 5-6). «Кандид» явился также откликом на охватившую всю Европу борьбу с иезуитами. При первой публикации ни место издания,, ни типография, ни имя автора не были названы, однако Вольтеру так и не удалось скрыть своё авторство. Повесть сразу приобрела популярность, по всей Европе последовали перепечатки, что встревожило власти. В Париже и Женеве были приняты решения об изъятии книги из обращения и сожжения её рукой палача. Подвижная интрига (действующие лица постоянно странствуют) позволяет автору дать широкий охват действительности. Правда, он не придерживается принципа исторически точного изображения тех или иных явлений. «Кандид» лишён национального и исторического колорита. Не ограничивая себя социальными и бытовыми подробностями, Вольтер свободно перемещает своих героев из одной страны в другую. Они быстро минуют огромные расстояния. Автор ведёт их от одного испытания к другому. Его мысль кажется иногда чересчур субъективной. Однако Вольтер глубоко и правдиво раскрывает существенные стороны действительности.

Главный герой повести – Кандид – человек, морально неиспорченный, с доверием относящийся к людям, сталкивается со страшным миром, полным зла и коварства. По характеристике автора, Кандид был одарён «от природы самым смирным нравом. Физиономия его соответствовала простоте души». Все несчастья героя предопределены отнюдь не его характером. Он жертва обстоятельств и ложного воспитания. Учитель Панглос учил его оптимистически воспринимать любые удары, которые может преподнести жизнь. Герой Вольтера никак не может привыкнуть к мысли, что человек не властен распоряжаться своей судьбой.

«Кандид», как и другие произведения Вольтера, проникнут чувством горячего протеста против насилия над личностью. В повести осмеян «просвещённый» монархический режим прусского короля Фридриха П, при котором человек легко может умереть или быть замученным. Изображая мытарства Кандида у болгар, Вольтер не измышлял факты. Многое им было описано с натуры, в частности экзекуция над Кандидом. Вольтер решительно осуждает войны, ведущиеся в интересах правящих кругов и абсолютно чуждые и непонятные народу. Кандид невольно оказывается свидетелем и участником кровавой бойни. Особенно Вольтера возмущают зверства над мирным населением.

Рисуя страшную картину мира, Вольтер разрушает философию оптимизма. Проводник её, Панглос, полагает, что «чем более несчастий, тем выше общее благоденствие». Следствием любого зла, по его мнению, является добро, и поэтому надо с надеждой смотреть в будущее. Собственная жизнь Панглоса красноречиво опровергает его оптимистические убеждения. Вольтер остроумно высмеивает церковь, которая ищет причины несовершенства мира и греховности людей. Даже возникновение лиссабонского землетрясения, свидетелями которого оказались Панглос и Кандид, он объясняет широким распространением еретичества.

Изведав все горечи унижения, Кандид постепенно прозревает. В его душу закрадывается сомнение в благости провидения. По его мнению, не может быть признано разумным общество, где человек подвергается насилию, где узаконены убийства и войны.

Жизнь Кунигунды – возлюбленной Кандида – страшное обвинение господствующему общественному строю. Через всю повесть проходит тема абсолютной незащищённости человека, его бесправия в условиях феодальной государственности. Кунигунда проходит разные испытания: её насилуют, принуждают стать любовницей капитана, который продаёт её еврею Иссахару. Затем она становится предметом сексуальных вожделений инквизитора и т.д. кунигунда поистине игрушка в руках судьбы, которая, однако имеет вполне реальное содержание – это феодально-крепостнические отношения, где торжествуют меч и кнут, где попрано всё человеческое, основанное на законах разума и природы.

История жизни старухи, в прошлом красавицы, дочери римского папы и принцессы Палестринской, также трагична. Она подтверждает мысль Вольтера, что жизнь Кунигунды не исключение, а вполне трагическое явление.

Таким образом, писатель стремится раскрыть всю глубину безумия современной ему жизни, в которой возможны самые невероятные, фантастические случаи.