Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
заруб.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
175.76 Кб
Скачать

19.Ідейно-художні особливості творчості Вольтера. Загалтна характеристика філософської повісті «Простак».

Начало «Классического века» знаменуется тремя событиями: оглашением Нантского эдикта, коронацией Генриха IV в 1598 и открытием первого профессионального театра в Париже (Бургундский отель, 1599). «Классический век», растянувшийся в истории французской культуры на два столетия, характеризуется соседством барочных и классицистических традиций на раннем этапе, господством классицизма в царствование Людовика XIV, деятельностью энциклопедистов и философов эпохи Просвещения в 18 в. – вплоть до Великой французской революции.

Самым знаменитым из философов был Вольтер (1694-1778), необычайно плодовитый поэт, драматург, баснописец, историк и пропагандист новых идей, испытавший на себе всю несправедливость французского сословного общества. Когда он, избитый наемниками по приказу аристократа, вздумал пожаловаться, его тотчас упрятали в Бастилию, а выйдя на свободу, он около двух лет провел в изгнании в Лондоне. Вернувшись на родину, Вольтер посвятил жизнь борьбе с несправедливостью в сочинениях, прославившихся безупречной ясностью суждений и убийственным остроумием.

Философская повесть Вольтера «Кандид» (1759) - забавная и поучительная сказка, персонажи которой после многих превратностей судьбы постигают, что в пустых рассуждениях проку нет и надо «возделывать свой сад», иными словами, улучшать мир кропотливым трудом.

Едва ли не самым сенсационным событием середины столетия стал выход в свет 35-томной «Энциклопедии» (1751-80), редакторами которой были Дени Дидро (1713-84) и Жан Д'Аламбер (1717)/

ВОЛЬТЕР (Voltaire, псевд., наст, имя и фамилия — Франсуа Мари Аруэ (Arouet, François Marie); 21.XI.1694, Париж — 30.V.1778, там же) — французский писатель, историк и философ.

Его отец был богатым буржуа, нотариусом. В. получил образование в иезуитском коллеже

Людовика XIV, а затем в школе правоведения. За сатиру на регента Франции герцога Орлеанского посажен в Бастилию, где провел почти год. Там он сочинил трагедию «Эдип» («(Edipe», 1718), имевшую шумный успех. В. (именно этим именем он подписал пьесу) пророчат славу Корнеля.

Вольнолюбивые настроения поэта отражены в поэме «Лига, или Генрих Великий» («La ligue ou Henri le Grand», 1723), напечатанной за границей. За вызов на дуэль аристократа де Рогана В. сажают в Бастилию, а затем изгоняют из Франции. Три года он провел в Англии, где изучал труды Локка и Ньютона, творчество Шекспира. Позднее Рос. академия, избирая В. почетным членом, особо отметила популяризацию им идей Ньютона. По возвращении в Париж он издает «Письма об Англии» («Lettres anglaises», 1731), приговоренные парижским парламентом к сожжению, так как в книге прославляется английское государственное устройство и осуждается система французского абсолютизма.

Около пятнадцати лет В. прожил в Сирее у своей приятельницы маркизы дю Шатле. Здесь он создает труды по истории, сочинения по математике и философии, трагедии, комедии, поэмы, повести.

Прусский король Фридрих II писал: «Нет, конечно, это не один человек совершает ту поразительную работу, которую приписывают г-ну Вольтеру. В Сирее проживает целая академия, составленная из самых избранных людей. Там живут философы, переводящие Ньютона, эпические поэты, Корнели, Катуллы, Фукидиды, и труды этой академии издаются в свет под именем Вольтера, подобно тому как победы целой армии приписываются одному полководцу».

В Сирее он пишет цикл философских повестей, знаменитые трагедии «Заира» («Zaire», 1732) и «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le Fanatisme ou le Prophete Mahomet», 1740), сатирическую поэму «Орлеанская девственница» («La Pucelle d'Orleans», 1730— 1735) и др.

Первая философская повесть В. «Задиг» увидела свет в 1747 г. Условно ориентальный колорит повести вполне соответствовал вкусам людей XVIII в., зачитывавшихся знаменитыми арабскими сказками. Восточная тема интересовала и родоначальника французского Просвещения Монтескье («Персидские письма») и мн. др. авторов.

Обращение к Востоку, помимо намерения показать экзотический колорит, так привлекавший читателей, давало В. возможность говорить эзоповым языком о проблемах современной Франции. Создание жанра философской повести вызвано стремлением соединить образно-сатирический показ действительности с философским содержанием. Классицист по воспитанию и вкусам, В. отходит в «Философских повестях» от правил классицизма. Создавая новый жанр, он осуществляет один из основных принципов просветителей: «Поучать развлекая».

Истоки жанра философской повести В. находят в «Персидских письмах» Монтескье и в произведениях английского Просвещения, особенно в сочинениях Дж. Свифта — не только автора «Путешествий Гулливера», но и «Сказки о бочке». Однако В. сам по себе прозаик чрезвычайно оригинальный: наследуя чужие традиции, он проявляет себя подлинным новатором. В качестве основы он берет жанр любовно-авантюрного романа, столь популярного в XVII—XVIII вв.

Книжный рынок XVIII в. наводнили сотни слезливых романов о приключениях несчастных влюбленных. Это была своеобразная «массовая культура» эпохи Просвещения. Обращаясь к этому жанру, В. разрешал две задачи: во-первых, он привлекал к своим произведениям широкого читателя, а во-вторых, своим смехом уничтожал этот жанр, лишал его права на существование.

Взяв за основу столь популярный, но абсолютно безыдейный жанр, В. наполнил его философским содержанием. По словам А. Пушкина, он наполнил Париж произведениями, «в которых философия говорила общепонятным и шутливым языком».

Юмор подчас становится для В. не только удобным средством, чтобы скрыть свое отчаяние и печаль, но и для того, чтобы обмануть цензоров. «Шутливый язык» позволял говорить о таких проблемах, которых В. никогда не мог касаться в «серьезных» трактатах и сочинениях.

Со старыми философскими и социальными системами, литературными жанрами он расправлялся с помощью смеха. А. Герцен писал: «Смех — одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил и жег, как молния».

По словам литературоведа А. Михайлова, «героями этих произведений при всем их разнообразии, наполненности всевозможными событиями и действующими лицами оказываются не привычные нам персонажи, с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т. д., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия».

Главный вопрос, который волнует писателя, это соотношение добра и зла в мире, влияние этих сил на судьбы человеческие. Четкая поляризация добра и зла приводит к определенному схематизму и упрощению характеров. Это, конечно, не свидетельствует о какой-то творческой «беспомощности» В., а говорит о том, что перед писателем стояли совсем иные художественные задачи, которые он решал в соответствии с требованиями созданного им жанра.