
- •Скороходов л.Я. Краткий очерк истории русской медицины комментарии научного редактора 6-10
- •I. Первоначальный период русской медицины
- •Медицина в московском государстве
- •Р ис. 8. Помощь увечным в Московской Руси в XV-XVI вв. В основном оказывали монастыри (иллюстрация из книги Мирского м. Б., 1996)
- •Р ис. 9. Страница из русского рукописного «Вертограда» по списку XVII в. С заметками на польском языке (иллюстрация из книги Богоявленского н. А., 1960)
- •Р ис. 11. Монастырская больница. Лечение больных на Руси в XV-XVI вв. Рукопись XVI в. (иллюстрация из книги Богоявленского н. А., 1960)
- •А ртемон Сергеевич Матвеев (1625-1682).
- •Р ис. 12. «Диштилятор» за работой в «пропускной палате» русской аптеки. Из рукописи по списку XVII в. (иллюстрация из книги Богоявленского н. А., 1960)
- •Р ис. 14. План аптекарского сада на берегу реки Неглинной (иллюстрация из книги Мирского м. Б., 1996)
- •Р ис. 15. Распоряжение из Аптекарского приказа об отпуске бесплатных лекарств для лечения стрельцов, раненных в боях под Чигири- ном, 1678 г. (иллюстрация из книги Будко а. А. И др., 2002)
- •Р ис. 16. Сцена лечения больного «чепучинным сидением» (потогонная процедура). Миниатюра из «Вертограда» по списку XVII в. (иллюстрация из книги Богоявленского н. А., 1960)
- •Период иностранных влияний в русской медицине
- •Н . Бидлоо
- •И . Блюментрост
- •Г . Лесток
- •А . И. Черкасов
- •А . И. Васильев
- •Р ис. 18. Гражданская аптека XVIII в. (иллюстрация из книги Мирского м. Б., 1996)
- •Р ис. 22. Воспитательный дом в Москве в начале XIX в. (иллюстрация из книги Губерта в., 1896)
- •Т . Димсдэль
- •Р ис. 23. Герб Александра Оспенного. На детской ручке, подающей розу, привитая оспа (иллюстрация из книги Губерта в., 1896)
- •Ф . Рюиш
- •Р ис. 26. Петр I перевязывает раненого под Азовом. Бумага, акварель. Художник в. И. Передерей. Картина отражает реальное событие (иллюстрация из книги Будко а. А. И др., 2002)
- •Р ис. 27. Здание Московского университета на Моховой
- •Я . В. Виллие
- •Р ис. 28. Титульный лист докторской диссертации к. И. Щепина
- •Р ис. 29. Титульный лист руководства по хирургии и. Ф. Шрейбера для русских медико-хирургических школ (иллюстрация из книги Мирского м. Б., 1996)
- •М . Я. Мудров
- •И . В. Буяльский
- •Р ис. 30. Хирургический инструмент профессора и. В. Буяльского (Военно- медицинский музей Министерства обороны России, Санкт-Петербург)
Р ис. 11. Монастырская больница. Лечение больных на Руси в XV-XVI вв. Рукопись XVI в. (иллюстрация из книги Богоявленского н. А., 1960)
А меж тем никто так не страдал в ту пору от санитарных неурядиц, как именно широкие крестьянские массы. Голод и мор распространились по всей Руси, особенно поражая находившихся в тяжелых условиях жизни русских крестьян. После того как представители среднего поместного землевладения завладели властью, они довели эксплуатацию крестьян до таких размеров, какие не снились старому боярству. У крестьян отнимали землю, превращая ее в барскую запашку, часто за долги обирали самих крестьян в буквальном смысле слова, отнимая у них их жалкое имущество. Благодаря задолженности землевладельцам крестьяне постепенно лишались свободы и превращались в кабальных холопов. Разоряясь, они бежали, куда глаза глядят, а помещики, не желая расстаться с даровыми рабочими руками, выпрашивали у правительства один указ о беглых за другим. Таким образом, возникло крепостное право на крестьян, и уже в конце XVI в. оно было впервые формулировано в частных договорах крестьян с землевладельцами, хотя законом оно было утверждено только в Уложении царя Алексея Михайловича (1645-1647). Но в отличие от того, что мы видим в Западной Европе, крестьяне в Московской Руси были прикреплены не к земле, а к личности землевладельца. Объясняется это тем, что в Западной Европе с XII в. зародилось денежное городское хозяйство с небольшим местным рынком, что вызывало необходимость обеспечить каждому району постоянный состав покупателей. В России XVI в. не было изолированности рынков, а потому необходимо было постоянное передвижение покупателей, и крестьяне были прикреплены здесь не к земле, а к землевладельцам. В силу этого крестьянские восстания XVI в. направлялись только против землевладельцев, а не против государственной власти.
С другой стороны, в XVI в. в Московском государстве на обломках феодализма в результате борьбы царей со служилыми князьями и боярами, претендовавшими на непременное участие в решении государственных дел, сложилась самодержавная власть Московских государей. В этой борьбе Московские цари были вынуждены опираться на низшие слои населения. Неудивительно поэтому, что Михаил Федорович Романов (1613-1645), занявший благодаря поддержке демократических групп Пушкинского лагеря престол русских царей после Крестьянской революции 1613 г.[*], был вынужден вначале идти навстречу законным требованиям крестьян и остальных слоев населения. В ряду других государственных забот, появляется стремление сделать аптеку и врачевание доступными не одним только высокопоставленным особам. Возобновлением в 1620 г. деятельности Аптекарского приказа впервые ставится вопрос о создании русской медицины, медицины не только для бояр и вообще для богатых, а медицины для бедных, для широких слоев народа. Но династия Романовых, явившаяся плодом измены верхов революционных войск своим низам, вскоре не замедлила сама изменить тем, кто ее выдвигал. Она стала добросовестно служить торговому капиталу, она как бы срослась с ним. Поэтому и Аптекарский приказ, который вначале должен был обслуживать санитарные нужды всего народа, ограничился, так же как во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова, удовлетворением нужд царя и его двора.
Весьма возможно, что на расцвет при дворе врачебного и лекарственного дела оказало свое влияние плохое физическое здоровье русских царей XVII в. В то время условия жизни русских были весьма негигиеничны. Москва чрезвычайно грязна, постройки до крайности скучены. Благодаря суровому климату русские одевались чрезмерно тепло, подчас в несколько шуб, а в комнатах, сильно натапливаемых и не проветриваемых, дух, по рассказам иностранцев, был ужасный, и требования к чистоте — самыми минимальными. Высшие классы ели очень много и злоупотребляли спиртными напитками. На царских обедах сидели по 6-10 часов, съедая подряд несметное количество блюд. По немощеной Москве разгуливать пешком было почти невозможно, и вообще знатные лица вели образ жизни малоподвижный, что считалось признаком достоинства. Отсутствие движений при тяжелой и излишней пище и частом опьянении должно было вредно действовать даже на крепкий организм и вести к болезням и преждевременной старости. В силу этого представители Московского государства, русские цари не отличались крепким здоровьем и потому часто нуждались во врачебной помощи. Ненормальность психической организации Грозного совершенно очевидна. Преждевременно погибший сын его, Дмитрий, страдал падучей, а другой сын, Федор, был хил телом и слаб духом. Царь Борис был, по-видимому, крепкий человек, но страдал подагрой. Что касается первых представителей династии Романовых, то они были подвержены наследственной подагре, «ножками скорбели». Царь Алексей страдал тучностью, и врачи держали его часто на строгой диете. Федор Алексеевич уже вступил на престол больным, почти не мог держаться на ногах и, прохворав шесть лет, умер. В силу всех этих причин и появляется Аптекарский приказ, высшее медицинское учреждение, имевшее своим назначением централизовать и придать единство врачебному делу в Московском государстве [19].
В функции Аптекарского приказа входила организация дела закупки и разведения лекарственных трав, наблюдение за качеством лекарств, чтобы «никакого внешнего, ни внутреннего зла, ни смерти не навесть и не осквернуть», а также способствование появлению лекарственных книг, или врачебников. Заведование приказами находилось в руках судей, дьяков и подьячих. Судьей был кто-либо из членов Боярской думы, как например, Артемон Сергеевич Матвеев (1625-1682).