Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31.Сталинский авторитаризм.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
91.14 Кб
Скачать

31. Сталинский авторитаризм (тоталитаризм): причины складывания и основные черты.

Ведущей тенденцией общественно-политической жизни 30-х гг. было укрепление репрессивно–бюрократических порядков и личной власти Сталина. Нарастание недемократических тенденций в жизни нашего общества после 1917 г., было длительным процессом, прошедшим ряд стадий. Важные шаги в этом направлении были сделаны уже в первые годы большевистского правления, особенно» в период «военного коммунизма». Решающий же перелом в данном процессе имел место в ходе первой пятилетки, главную роль в этом сыграла коллективизация. Подчинение крестьян государству, репрессии против интеллигенции и других групп общества укрепили в стране атмосферу страха и покорности. В то же время у кадров управленческого аппарата упрочилась привычка к насильственным методам руководства.

XVII съезд. Говоря же об укреплении личной власти Сталина, следует подчеркнуть, что он стремился, с одной стороны, усилить повиновение народа, с другой стороны, подавить определенную оппозицию в самой партийной верхушке. Существование недовольства политикой Сталина выявилось на XVII съезде партии в начале 1934 г. Во время выборов на нем в центральные органы партии в ряде бюллетеней имя Сталина оказалось вычеркнутым. Высказывается даже мнение, что на съезде была предпринята попытка его отстранения от власти, в качестве же возможной альтернативной фигуры называют С.М. Кирова. Как бы то ни было, даже слабая тень оппозиции встревожила Сталина и побудила его усилить подготовку к уничтожению всех недовольных и «сомнительных». Скоро для этого представился и соответствующий повод: убийство С.М.Кирова. С.М. Киров (член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь Ленинградского обкома) был убит 1 декабря 1934 г., что было использовано Сталиным для усиления репрессий. В убийстве были обвинены «троцкисты». В 1936 г. состоялся первый открытый судебный процесс над «врагами народа», в том числе над Зиновьевым и Каменевым. Они «признались» в подготовке убийства Сталина и были приговорены к расстрелу.

В этой атмосфере 5 декабря 1936 г. съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Это стало поводом для огромной пропагандистской кампании о «победе социализма» в СССР и его «огромных успехах». Советский Союз был провозглашен социалистическим государством рабочих и крестьян. Его политической основой объявлялись Советы, экономической — общественная собственность. Конституция говорила о широких демократических правах граждан — свободе печати, слова, собраний, демонстраций и т.п., но никаких гарантий этих прав Конституция не давала. Естественно, все это не помешало дальнейшей эскалации репрессий.

«Большой террор»

Непрерывно усиливавшиеся после убийства Кирова репрессии достигли своего пика в 1937 –1938 гг. К этому времени у Сталина созрела идея всеобщей чистки руководящих кадров, «кадровой революции». Исполнителем намеченной линии стал новый глава НКВД Н. Ежов (поэтому потом период террора называли «ежовщиной»). В исторической литературе 1937–38 гг. нередко именуют временем «большого террора.

В феврале–марте 1937 г. состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором Сталин выдвинул тезис о непрерывном «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму». Он доказывал, что вся страна, партия, в том числе руководящие кадры переполнены замаскировавшимися «врагами», «троцкистскими двурушниками», «шпионами» и т.д. Таким образом обосновывалась необходимость массовых репрессий.

Прямо на пленуме были исключены из партии и арестованы Н. Бухарин и А. Рыков. Несколькими днями ранее, покончил с собой крупнейший партийный лидер, нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе (возможно, – в знак протеста против репрессий). Официальной причиной его смерти был объявлен сердечный приступ. В июне 1937 г. были приговорены к расстрелу видные военачальники Красной армии во главе с М. Тухачевским, которых обвинили в подготовке «заговора» против Сталина. Волна репрессий нарастала, захватывая партийные, хозяйственные, военные кадры, а также рядовых людей. Тюрьмы были переполнены. НКВД официально получил разрешение применять пытки. Массовый террор пошел на спад только в конце 1938 г. Ответственность за «перегибы» была возложена Сталиным на Н. Ежова, которого сместили с его поста, а позднее арестовали и расстреляли. Новым главой НКВД стал Л. Берия, при котором для успокоения народа некоторые репрессированные были даже освобождены.

Всего за 1937–1938 гг. было репрессировано 1.372.692 человек, в том числе расстреляно 681.692. Массовые репрессии нанесли стране большой урон: была уничтожена значительная часть хозяйственных, военных, культурных кадров. Террор позволил еще более расширить «лагерную империю», в небывалой степени усилить роль принудительного труда в экономике.

В исторической литературе можно встретить по крайней мере три точки зрения на причины и сущность «большого террора»:

он не имел никакого смысла и был порожден болезненной подозрительностью Сталина;

это были репрессии против «настоящих ленинцев», противников сталинизма;

это была борьба против действительных врагов советской власти.

Существует возможная концепция: Сталин стремился к подавлению элементов оппозиции, но репрессии вышли далеко за пределы даже понимаемой таким образом целесообразности. Как бы то ни было, теперь Сталин приобрел теперь неограниченную власть, стал подлинным диктатором.

Сущность сталинского режима

В отечественной и зарубежной литературе существует чрезвычайное разнообразие точек зрения на характер общественной системы в СССР, сложившейся в 30-е гг. Коммунисты считают, что это был социализм, их противники говорят о тоталитаризме. Возможен следующий подход: главная черта этой системы — максимальное господство государства над всем обществом. Основа системы — огосударствление экономики — концентрация всех ресурсов в руках государства, которое в свою очередь находилось под контролем партийного руководства. С этим неразрывно связано формирование репрессивно–бюрократических порядков. Личная власть Сталина и была наиболее концентрированным выражением: этого политического режима.

Система базировалась на определенной социальной структуре. Основным привилегированным слоем советского общества являлась многочисленная и быстро растущая «номенклатура» (руководящие партийные, государственные, хозяйственные, военные кадры, верхушка интеллигенции).

Для укрепления своей социальной опоры режим стремился также сформировать привилегированные слои трудящихся, своего рода «рабочую аристократию», прежде всего из числа «стахановцев». Основу же этой пирамиды составляли не имевшие никаких привилегий массы рабочих и колхозников, а еще ниже – заключенные.

Характеризуя атмосферу в стране в тот период, было бы упрощением указывать только на бедность и террор. Следует иметь в виду, что в результате сталинской модернизации миллионы людей стали грамотными, часть наиболее неимущих получила кое какие блага. Уничтожение и изгнание «помещиков» и «капиталистов», последующие массовые репрессии освобождали массу «теплых местечек». Огромное количество людей из «низов» пришло в ряды управленческого аппарата, вдруг почувствовало себя «хозяева ми жизни».

Потому-то так противоречив образ «сталинской эпохи», так по-разному она запечатлелась и в памяти современников. Для одних — это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других — время бедствий, полуголодного существования, лагерей.

Тоталитаризм в политической жизни – однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата, отсутствие реальных свобод и насилие мощного репрессивного аппарата.

Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.

Пассивная оппозиция большинства населения и яростное сопротивление бывших имущих классов не могли не привести на каком-то этапе к возобладанию политического и духовного тоталитаризма, к разгулу террора. Вполне естественно, что в условиях преобладания крестьянского населения в стране по нему и пришелся основной удар. В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.

В 30-е г.г. тоталитаризм характеризуется тем, что он уже сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах.

Бюрократизация всех форм управления обществом происходит следующим образом. В условиях полностью огосударствленной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полнотой власти у него нет и не может быть политических конкурентов, в обществе не складываются и механизмы сдержек и противовесов. Государственно-партийный аппарат не может не обюрократиться в таких условиях.

Бюрократизм проявляется не только в чрезмерном разрастании аппарата, он выливается и в тотальную засекреченность всех форм и методов его деятельности. Господство централизованно-административных форм управления всеми сферами общественной жизни — необходимая черта бюрократизации. Здоровая конкуренция альтернативных управленческих решений подменяется аппаратной интригой, а соперничество специалистов — карьерно-клиентными отношениями. Развитие указанных черт бюрократизированного аппарата рано или поздно приводит к его неспособности осуществлять рациональное управление обществом. Но поскольку властные права его никем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида (включая права на выбор мёста жительства и передвижение внутри собственной страны, не говоря уже о праве выезда за ее пределы).

В области политической возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер.

Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.

Процесс становления и утверждения тоталитаризма также предполагает и насильственную «организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», что неизбежно сопровождается милитаризацией. В нашей стране дополнительные возможности этому процессу предоставлялись и самим принципом организации политической власти — концентрацией всех ее ветвей — законодательной, исполнительной и судебной — в руках одного субъекта, Совета. Номинальная реализация лозунга «Вся власть Советам» закономерно привела к концентрации ее в руках исполнительного комитета. В силу сложившейся однопартийной системы произошло слияние исполнительного комитета с аппаратом правящей Коммунистической партии, что предельно политизировало исполнительную власть.

Такая «организация» общественной жизни обусловливает применение средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной частью общества.

Ведущей и, безусловно, доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, поэтому политизация тоталитарного общества сопровождается его милитаризацией. В СССР, начиная со второй половины 20-х годов, политизированно-милитаризованными оказались все сферы общественной жизни.

Источником, экономической базой тоталитаризма является тотальная государственная собственность (на средства производства прежде всего). Экономическую основу этого строя составляет репрессивно-принудительный способ организации производства, базирующийся на монопольной государственно-бюрократической собственности.

В нашей стране отмена частной собственности означала сосредоточение собственности в руках узкой группы людей, стоящих у власти. Коллективно партия владеет всем, потому что она всем управляет и распоряжается продуктами так, как считает нужным. В годы после революции она смогла занять господствующее положение почти беспрепятственно, так как процесс шел под флагом национализации. Считалось, что если класс капиталистов лишить собственности, то наступит социализм. Однако В. И. Ленин намного глубже, чем его соратники, понимал, что социализм невозможно строить в условиях тоталитарной системы, как и нельзя «железной рукой загнать человечество в счастье».

Вынужденный переход к нэпу свидетельствовал о признании неготовности России быстро построить социализм и достичь этой цели одним скачком. Однако нэп оказался недолговечен. Развитие товарно-денежных отношений и связанная с ним демократизация общества начали понемногу лишать власть ореола святости и подтачивать таким образом основы тоталитаризма. Уже к началу 30-х годов побеждает курс на реанимацию «военного коммунизма». В области экономики это означало победу идеи единого экономического уклада. Личность в стране полностью утратила экономическую свободу и на всю жизнь попала в зависимость от государства, олицетворявшегося в лице партийно-бюрократического аппарата. Восторжествовала политика материальной уравниловки.