Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат КЦТ Роджерса .doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
110.08 Кб
Скачать

5. Особенность взаимоотношений между клиентом и терапевтом в процессе терапии.

Отношения психотерапевта с клиентом основаны не на интеллектуальных построениях. Отношения, способные помочь клиенту, позволяющие ему открыть в себе способность к изменению и росту, не имеют когнитивных, интеллектуальных аспектов.

Психотерапевтические отношения обладают или должны обладать рядом характеристик:

  • Принятие. Психотерапевту следует принимать клиента как человека, таким, каков он есть, с его конфликтами и противоречиями, дурными и хорошими сторонами. Сюда также включается симпатия и теплота по отношению к нему. Психотерапевт выражает безусловное позитивное отношение к клиенту.

  • Конгруэнтность. Идеального психотерапевта отличает конгруэнтность в терапевтических отношениях. Он осознает и принимает собственные чувства, готов выразить эти чувства и установки словами или поведением, когда наступит подходящий момент. Психотерапевт — реальная, истинная личность; он не играет роль.

  • Понимание. Понимание позволяет клиенту свободно и глубоко себя исследовать, составить о себе всестороннее представление. Желание психотерапевта понять ощущается клиентом как понимание, что позволяет клиенту делать успехи.

Необходимо, чтобы принятие, конгруэнтность и понимание были сообщены клиенту. Психотерапевт, обладающий этими установками или характеристиками, выразит их естественно и спонтанно различными способами, вербально и невербально.

Эти характеристики личности консультанта наряду с доброжелательным отношением составляют основные техники клиентоцентрированного консультирования.

Психотерапевт воспринимается как заслуживающий доверия и последовательный в своем поведении. Это отношения, благоприятные для возникновения изменений.

Для психотерапевта терапия - это новое путешествие в неизведанное. Его чувства: «Это другой человек, мой клиент. Я немного его побаиваюсь, опасаюсь таящихся в нем глубин так же, как боюсь своих собственных. Когда он говорит, я начинаю чувствовать к нему уважение, дружеское расположение. Я ощущаю, как его пугает собственный мир, как отчаянно он пытается удержать его на месте. Я хотел бы чувствовать его чувствами, и мне бы хотелось дать ему знать, что я стою рядом с ним в его тесном, ограниченном маленьком мире и что я гляжу на него без страха. Вероятно, я могу сделать этот мир для него более безопасным.»

Схематично чувства клиента меняются в например в таких направлениях:

  • «Я его боюсь. Я хочу получить помощь, однако я не уверен, что ему можно доверять. Он может увидеть то, чего я сам в себе не замечаю — пугающие и дурные элементы. Он, по-видимому, не собирается меня осуждать, однако мне кажется, что это обманчивое впечатление. Я не могу сообщить ему своих настоящих проблемах, однако вполне могу рассказать о некоторых своих прошлых переживаниях, которые связаны с этими проблемами. Он вроде бы меня понимает, так что можно рассказать ему о себе кое-что еще».

  • «Понимаете, я чувствую, будто плыву в потоке жизни, рискуя и попадая в водовороты, но будучи самим собой. Иногда я терплю поражения, терплю обиду, однако я учусь тому, что переживания не фатальны. Я точно не знаю, кто я такой, однако я могу ощутить свои реакции в каждый конкретный момент и они, по-видимому, служат прочной основой для моего поведения. Возможно, это как раз и значит быть собой. Но, конечно же, я могу это делать только потому, что ощущаю себя в безопасности, общаясь с психотерапевтом. Могу ли я быть собой вне этих отношений? Мне хотелось бы это знать. Очень хотелось бы. Не исключено, что могу».

Роджерс пишет о том, что на изменения клиента могут уйти годы, но при некоторых обстоятельствах они могут вовсе не произойти.