Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛАНДШАФТ ЛЕКЦИИ!!!2003.doc
Скачиваний:
114
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
5.72 Mб
Скачать

2.2. История развития ландшафтоведения

История и состояние ландшафтоведения в разные периоды времени привлекали к себе внимание ряда ученых: Т. Д. Александрова (1989), А.Г. Исаченко (1957, 1991, 2006), Л.К. Казаков (1999, 2007), И.И. Мамай (2008), В.А. Николаев (1988) и др. В работах вышеупомянутых авторов представлена разнообразная периодизация развития отечественного ландшафтоведения. Проанализировав многочисленные публикации, выделяем на основе периодизации В.С. Преображенского (1988) (с дополнениями автора) в истории ландшафтоведения три этапа развития науки, границы которых достаточно условны.

2.2.1. Первый этап – зарождение, проверка и распространение концепции (1880–1940)

К концу XIX в. в науках о природе, в том числе и в географии, обозначился кризис в изучении сложных систем, не познаваемых путем разложения на составные части. Специализация в исследовании природных ресурсов – минеральных водных, лесных, земельных – все усиливалась, что содействовало формированию частных географических дисциплин, относительно слабо связанных между собой.

В физической географии одними из первых осознали эту ситуацию А. Гумбольдт, К. Риттер, В.В. Докучаев, позже – Л.С. Берг. Каждый из них понимал, что, оставшись без собственного предмета исследования, география исчезает как единая наука. Стало неясным, чем должна заниматься собственно география, если существуют климатология, биогеография, почвоведение, геоморфология и т.д. Вопрос о судьбе географии породил оживленную дискуссию.

На этом фоне в России формируется мощная географическая школа. Основателем ее стал профессор Петербургского университета Василий Васильевич Докучаев (рис. 1). В.В. Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей дифференциации естествознания. Он вплотную подошел к созданию новой науки «…о тех многосложных и многообразных соотношениях и взаимодействиях, а равно и о законах, управляющих вековыми изменениями их, которые существуют между так называемой живой и мертвой природой…», изучение которых составляет «…лучшую и высшую прелесть естествознания…» (Докучаев, 1949).

Рис. 1. Василий Васильевич Докучаев (1846–1903)

Русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения и зональной агрономии. Научная работа В.В. Докучаева начиналась с геологии. Его диссертация на степень магистра называлась «Способы образования речных долин Европейской России» (1878).

Монография «Русский чернозем», являющаяся докторской диссертацией (защищенной в 1883), принесла В.В. Докучаеву мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения.

Комплексный подход к природе как целостному образованию нашел себя в книге «Наши степи прежде и теперь» (1892).

Вершиной научного творчества Докучаева стало обоснование закона мировой зональности в брошюре «К учению о законах природы» (1899). Он сформировал основы учения о естественно-исторических (а не только почвенных) зонах, о связи их с особенностями деятельности людей. Это одно из крупнейших обобщений века, где фиксируется внимание на теснейшей связи «…между растительным, животным и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой».

Идеи и предложения В.В. Докучаева были основаны на комплексных многолетних экспедиционных исследованиях. Три большие экспедиции, организованные им, работали 15 лет: Нижегородская (1882–1886) и Полтавская (1882–1892) по оценке земель и Особая экспедиция Лесного департамента (1892–1896). В итоге были созданы новые методы географических исследований – полевое тематическое картирование с учетом генетических факторов.

Представление В.В. Докучаева о широтных и вертикальных «естественно-исторических зонах» составило главное содержание русской научной школы в физической географии.

Научная школа, созданная В.В. Докучаевым, являясь исключительным явлением, сочетала университетскую подготовку с обучением в поле, во время экспедиционных работ. «Родовое дерево» Докучаева не имеет аналогов в мировой науке. Его непосредственными учениками были В.И. Вернадский, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, Н.М. Сибирцев, К.Д. Глинка, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцкий, Г.Ф. Морозов.

Ко второму поколению принадлежат Л.И. Прасолов, Б.Б. Полынов, С.С. Неуструев, В.Н. Сукачев, А.Е. Ферсман.

К третьему поколению «докучаевцев» можно отнести И.П. Герасимова, М.А. Глазовскую, А.И. Перельмана и др. В первые десятилетия XX в. идея об объективном существовании закономерных  взаимообусловленных территориальных сочетаний природных компонентов, подкрепленная накопленным опытом комплексных исследований с различными практическими задачами и на разных территориальных уровнях детальности воплотилась в понятии о ландшафте.

В течение десятилетия (1904–1914) научное представление о ландшафте в разных формах было сформулировано независимо друг от друга учениками и последователями В.В. ДокучаеваГ. Ф. Морозовым (рис. 2), Г.Н. Высоцким (рис. 3), А.А. Борзовым, Р.И. Аболиным.

Рис. 2. Георгий Федорович Морозов (1867–1920)

Основоположник российского лесоведения. В работе «Исследование лесов Воронежской губернии» (1913) сформулировал свой взгляд на ландшафт.

Ландшафты – это естественные единицы, на которые распадается природа любой территории, они представляют собой «как бы фокусы, или узлы, в которых скрещиваются взаимные влияния общего и местного климата, с одной стороны, рельефа, геологических условий – с другой, растительности и животного мира – с третьей и т.д.».

Называл лесоводство «географическим промыслом» и считал, что лесоводов и мелиораторов надо готовить на отделении прикладной географии географических факультетов.

Рис. 3. Георгий Николаевич Высоцкий (1865–1940)

Выдающийся русский ученый-лесовед. Самостоятельно развивал представление о ландшафте, который предпочитал называть русским термином «естественная округа», или «местность».

В статье «О карте типов местопроизрастаний» (1904) Высоцкий отметил, что различные местности должны отличаться однообразием условий местопроизрастания соответствующих растительных сообществ. В этой мысли заключено представление о морфологии ландшафта. Высоцкому также принадлежит идея создания синтетических карт, которые впоследствии стали называться ландшафтными картами.

Однако научное понятие «ландшафт» в российскую географическую науку ввел Лев Семенович Берг (рис. 4), ибо он впервые в статье «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913) высказал мысль, что ландшафты представляют собой предмет исследования географии.

Рис. 4. Лев Семенович Берг (1876–1950)

Ландшафтно-морфологическая школа Л.С. Берга развивала идеи В.В. Докучаева. Заведуя кафедрой Ленинградского государственного университета, Л.С. Берг заложил теоретические основы современного ландшафтоведения, первым осуществил зональное физико-географическое районирование СССР. Ландшафт у него был объектом изучения, а его территориальное размещение – предметом.

На рубеже 1920–30-х гг. наблюдается интерес географов к методологическим и теоретическим проблемам науки. Толчок к дискуссиям и теоретическим поискам дала работа Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930). Во введении к этой книге дается краткое изложение основ учения о ландшафте.

Интересны взгляды на ландшафт Леонтия Григорьевича Раменского (рис. 5).

Рис. 5. Леонтий Григорьевич Раменский (1884–1953)

Известный российский географ и геоботаник, специалист в области луговедения, доктор биологических наук, один из основоположников учения о морфологии географического ландшафта.

В своих работах «О принципиальных установках типологии земель» и «Введение в комплексное почвенно-геоботаническое исследование земель» (1930-е гг.) одним из первых акцентировал внимание на том, что географический ландшафт состоит из разнородных образований.

Главная географическая идея первой половины XX в. – идея районирования. К этому периоду относятся работы С.С. Неуструева (по Оренбургской губернии), Р.И. Аболина (по Средней Азии), Л.И. Прасолова, А.И. Безсонова. Опыт районирования дал возможность сформулировать принцип провинциальности, что явилось наиболее существенным вкладом в ландшафтную теорию.

Второе направление развития ландшафтно-географических идей двадцатых годов XX в. связано с детальными полевыми исследованиями на сравнительно небольших площадях, сопровождающимися составлением крупномасштабных ландшафтных карт. Пионерами ландшафтной съемки явились Б.Б. Полынов, А.Д. Гожев, И.В. Ларин.

Еще одним важным научным результатом детальных ландшафтных исследований было появление первых идей в области динамики и эволюции ландшафта.

Таким образом, в 30-х гг. XX в. отечественные географы приблизились к созданию учения о ландшафте, однако разработанной ландшафтной теории еще не существовало: четкие представления об объеме понятия «ландшафт» и его морфологических частях так и не были разработаны.