Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право,ответы.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
727.55 Кб
Скачать
  1. Ответственность соучастников. Эксцесс исполнителя преступления.

Соучастники в преступлении отвечают в равном объеме с лицами, совершившими преступления в одиночку. При этом каждый соучастник отвечает самостоятельно за содеянное и несет персональную ответственность. Приверженцы акцессорного (не самостоятельного, придаточного) характера соучастия обосновывают мысль о том, что основанием уголовной ответственности соучастников является содеянное исполнителем. В действиях исполнителя содержатся все признаки того или иного преступления, остальные соучастники не выполняют само преступление.

Рассматривая соучастие как самостоятельную форму преступной деятельности, следует отметить, что деяния соучастников нельзя оценивать в отрыве от деяния исполнителя. Между соучастниками преступления (организатором, подстрекателем, пособником) и исполнителем существует взаимосвязи и взаимообусловленность, которая, в частности проявляется в том, что степень осуществления преступного намерения исполнителем, приближения его к намеченной цели обусловливают решение вопроса ответственности соучастников. Если исполнитель по независящий от него обстоятельствам прерывает преступную деятельность в стадии приготовления, то и все остальные соучастники могут быть привлечены к уголовной ответственности за соучастие в приготовлении преступления.

Принцип индивидуальной ответственности соучастников проявляется в том, что иногда возможна различная ответственность соучастников и исполнителя (при расхождении содержания умысла, когда исполнитель обладает определенными личными качествами, влияющими на квалификацию содеянного). Учитывая, что каждый из соучастников совершил преступление, суд при назначении ему наказания обязан определить роль в совершенном преступлении и степень общественной властности содеянного каждым.

Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического соучастия каждого из них в совершении преступления. Такой подход обусловлен тем, что само соучастие не создает каких-либо дополнительных основания уголовной ответственности. Однако необходимо отметить, что деяния соучастников необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с деянием исполнителя (исполнителей). Поэтому соисполнители несут ответственность по конкретной статье Особенной части УК за преступление совершенное ими совместно, без ссылки на статью 33 УК РФ. Между тем уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, с обязательной ссылкой на ст. 33 Уголовного кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

При назначении наказания суд обязан определить роль в совершенном преступлении и степень общественной опасности каждого соучастника.

При не доведении исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам, остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление.

За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления. При этом необходимо учитывать то, что уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению.

Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет применение более строгого наказания в пределах, предусмотренных Особенной частью УК и предусматривается как обстоятельство, отягчающее наказание (п. «в» ч.1 ст. 63 УК РФ).

Особое место в теории соучастия занимает понятие эксцесса исполнителя преступления. Excessus (лат.) – отступление, уклонение, крайнее проявление чего-либо. Эксцесс исполнителя – это совершение преступного деяния, которое не охватывалось умыслом других соучастников. За эксцесс отвечает только сам исполнитель, а соучастники несут ответственность лишь за те деяния, которые охватывались их сознанием.

Следовательно, при эксцессе имеют место отклонения деятельности исполнителя, когда он совершает какие-либо действия, выходящие за пределы сговора с другими соучастниками. Например, если соучастники договорились о совершении разбойного нападения на квартиру, а один из них по собственной инициативе при этом изнасиловал хозяйку, то он будет привлечен к ответственности за совершение и разбойного нападения и за изнасилование, а остальные соучастники только за совершение разбойного нападения, поскольку об изнасиловании хозяйки квартиры они не договаривались, а его совершил исполнитель без ведома соучастников.

Отклонение исполнителя от общего замысла возможно лишь в объективной стороне преступления и в объекте посягательства.

В зависимости от характера отклонений от общего замысла которые могут относиться к способу совершения преступления, обстоятельствам, квалифицирующим преступное деяние, совершению неоднородного преступления относительно предварительного сговора с другими соучастниками, эксцессы подразделяются на количественные и качественные.

Под количественным эксцессом следует понимать случаи, когда исполнитель совершает действия однородного характера, охватывающиеся умыслом других соучастников, но причиняет при этом более тяжкий вред, чем это было предусмотрено сговором. Например, если подстрекатель склонил исполнителя к совершению кражи, а он совершил грабеж, то налицо количественный эксцесс исполнителя, так как кража и грабеж являются однородными преступлениями. В этом случае исполнитель отвечает за реально совершенное преступление, а подстрекатель должен отвечать за приготовление к краже. При количественном эксцессе исполнитель совершает преступление, которое выходит за пределы умысла соучастников, и совершает однородное менее опасное или более опасное преступление. Преступление, совершенное исполнителем, находится в причинной связи с действиями соучастников.

При качественном эксцессе исполнитель совершает неоднородное преступление с тем, к которому его склонили или в котором оказали содействие соучастники и о чем не было сговора с ними, а поэтому совершенное преступное деяние не может вменяться в вину остальным соучастникам. В этом случае исполнитель посягает совсем на другой объект, который не охватывался сознанием соучастников. Например, К. по договоренности с В. должен был незаконно приобрести у С. огнестрельное оружие, но во время совершения криминальной сделки К. в ссоре убил С. и забрал оружие. В данном случае В. будет нести уголовную ответственность только за соучастие в незаконном приобретении огнестрельного оружия.

  1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

  2. Необходимая оборона: понятие и условия право мерности.

  3. Обоснованный риск.

  4. Физическое и психическое принуждение как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

  5. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

  6. Крайняя необходимость: понятие и условия правомерности.

  1. Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

  2. Понятие и признаки уголовного наказания.

Статья 43. Понятие

  1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Данное понятие имеет некоторые признаки:

  • Наказание устанавливается уголовным законом. Этот признак означает, что наказанием признаются только те меры гос. Принуждения, которые устанавливаются УК и составляют систему наказаний.

  • Уголовное наказание – это мера государственного принуждения. Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

  • Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда. В соответствии с ч.1 ст.118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности, рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание. Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершённое преступление.

  • Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

  • Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление. Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д. При таком виде наказания, как лишение свободы, осуждённый ограничивается в целом ряде личных прав и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осуждённый лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности виновного и других обстоятельств.

  • Уголовное наказание носит личный характер. Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов – физических лиц.

  • Уголовное наказание влечёт особое правовое последствие – судимость. Этот признак наказания не назван законодателем в ч.1 ст.43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.