Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОМР.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
2.03 Mб
Скачать

12.3. Кейнсианская модель общего макроэкономического равновесия

Кейнсианская модель ОМР дает формализованное представление о теоретической трактовке Дж. М. Кейнсом и его последователями механизма функционирования рыночной экономики в целом. Эта модель имеет ряд существенных отличий от неоклассической модели, которые проявляют себя, в первую очередь, в предпосылках модели:

  • рынки благ и факторов производства являются рынками несовершенной конкуренции;

  • цены на товары и услуги, а также цены на факторы производства не достаточно гибкие для адаптации экономики к изменениям рыночной конъюнктуры и самостоятельного (за счет рыночного (ценового) механизма) восстановления равновесия. В частности, ставка номинальной заработной платы стабильна. При этом, жесткость цен и на блага, и на ресурсы обусловлена тем, что они зафиксированы в договорах поставки, заменивших разовые поставки на плановые, и коллективных трудовых договорах между корпорациями и профсоюзами, а их пересмотр сопряжен с большими издержками. В таких условиях фирмам становится целесообразным манипулировать величиной выпуска, а не изменением цен. Другими словами, они приспосабливаются к изменениям конъюнктуры по Маршаллу, а не по Вальрасу. Таким образом, заключение подобного рода договоров приводит к тому, что конкурентный механизм формирования цен деформируется и разрушается;

  • поскольку важнейшую роль в представлениях кейнсианцев играет антипод закона Сэя, а именно закона Хансена: «Совокупный спрос сам создает себе предложение», - постольку ведущую, конъюнктурообразу-ющую роль в экономике играет совокупный спрос. Это связано с тем, что в условиях жесткости цен все хозяйствующие субъекты принимают решения, опираясь не на рыночные цены, а на количественные показатели своей деятельности. Для фирм таким количественным показателем является величина спроса потребителей их продукции. Иными словами, величина совокупного предложения (объема выпуска) автоматически приспосабливается к величине совокупного спроса;

  • деньги выполняют не только функции меры стоимости и средства обращения, но также служат средством сбережения. Иными словами, экономические субъекты предъявляют спрос на деньги не только по транзакционному, но и по спекулятивному мотивам;

  • в кейнсианской модели реальный и денежный сектора экономики тесно взаимосвязаны между собой, в ней нет ни нейтральности денег, ни классической дихотомии. Все показатели, как реальные, так и номинальные, формируются во взаимосвязи друг с другом под влиянием процессов приспособления к равновесию, происходящих в обоих секторах экономики;

  • наемные работники подвержены денежным иллюзиям на рынке труда.

В настоящее время данные предпосылки справедливы для краткосрочного периода, поэтому можно считать, что кейнсианская модель, в отличие от неоклассической, пригодна для анализа функционирования экономики в краткосрочном периоде.

Механизм достижения общего макроэкономического равновесия в кейнсианской модели имеет ряд принципиальных для нее особенностей, отличных от неоклассической модели.

1. В кейнсианской модели ведущую роль в формировании ОМР играет не рынок труда, как в неоклассической модели, а взаимодействие всех национальных рынков в системе. В результате этого взаимодействия, в первую очередь, определяется реальная величина эффективного совокупного спроса на товары и услуги, а также общий уровень цен, исходя из значений которых, впоследствии, формируются равновесные значения остальных как реальных, так и номинальных величин.

2. Поскольку в кейнсианской концепции формой сбережений могут быть не только облигации, но и деньги, постольку в данной модели ОМР рынок ценных бумаг относится не к реальному, а к денежному сектору. Макроэкономической ценой на рынке ценных бумаг в кейнсианской модели является не реальная ставка процента (r), как в неоклассической модели, а номинальная процентная ставка (i). Иными словами, в кейнсианской модели ОМР, в отличие от неоклассической, сначала установится равновесное значение номинальной ставки процента (i*), а уже потом с учетом инфляционных ожиданий (πe) сложится равновесное значение реальной процентной ставки (r*). Тогда в данном случае более корректным будет не равенство: i* = r* + πe, а равенство r* = i* + πe. При этом, устойчивость равновесия на рынке финансовых активов в кейнсианской концепции обеспечивается самим рыночным (ценовым) механизмом, благодаря гибкости номинальной ставки процента.

Более того, кейнсианцы и неоклассики по-разному трактуют сущность ставки процента как экономической категории. Так, с позиций неоклассиков процентная ставка представляет собой компенсацию за отказ от текущего потребления в пользу будущего. С кейнсианских позиций, ставка процента – компенсация за отказ от удобств, связанных с хранением богатства в наиболее ликвидной (денежной) форме. Иными словами, люди вполне могут хранить свои сбережения в форме наличности, не получая никакого процентного дохода, только вследствие предпочтения ликвидности.

В алгебраическом виде кейнсианская модель ОМР представляет собой систему уравнений, описывающих функционирование каждого из включенных в нее рынков:

Ys = Y(A, K, N), A, K – const;

I = I(r-);

S = S(Yv+);

C = C(Yv+), ty – const;

IS: Y=E; E = C(Yv+) + I(r-) + G, G – const;

Ms = M/P, M – const;

Ld = L(Y+, i-), v – const;

LM: M/P = L(Y+, i-);

IS = LM → Yd = Yd(P);

Nd = Nd(w-), если Y<Y*;

Nd = Nd(Y*), если Y≥Y*;

Ns = Ns(W+), если N<NF, Ws – const;

Ns = Ns(w+), если N≥NF;

При этом рынок благ и рынок труда образуют реальный сектор экономики, а рынок финансовых активов, объединяющий в себе рынок денег и рынок ценных бумаг (в частности, облигаций), - денежный.

В связи с тем, что ключевую роль в определении уровня занятости и равновесного объема выпуска в кейнсианской теории играет эффективный спрос (Y*), ОМР в закрытой экономике формируется в следующей последовательности (рис. 12.3.).

В результате взаимодействия рынка благ и рынка финансовых активов определяется кривая совокупного спроса как проекция скольжения кривой LМ вдоль кривой IS. Эта кривая является геометрическим множеством точек, которые отражают все возможные величины эффективного спроса при каждом данном уровне цен: IS=LМ => Yd=Yd-).

Из ценового равновесия на рынке труда (Wd = Ws) с учетом производственной функции (Ys = Y(A, K, N)) определяется функция совокупного предложения (Ys=Ys(Р)):

Wd = P  MPN = Wd (P+, N-);

Ws = Ws (N+) из Ns = Ns(W+)

Wd = Ws => Wd (P+,N-) = Ws (N+) => N = N(P+)

При заданной технологии производства (A=1) и фиксированном объеме капитала (K=К0) функция совокупного предложения будет иметь следующий вид: Ys = Y(K, N) = Y[K0, N(P+)] = Ys=Ys+).

В результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения устанавливаются равновесный уровень цен (P0) и величина эффективного спроса (Y*), приводящие рынок товаров и услуг и рынок финансовых активов к совместному равновесию: Yd-) = Ys+) => Р0; Yd = Yd0) = Y* (квадрант I рис. 12.3.б).

Затем предприниматели при заданной технологии производства (A=1=const) и фиксированном объеме капитала (K=К0) определяют, сколько необходимо нанять работников для производства объема выпуска, соответствующего величине эффективного спроса, т.е., иными словами, величиной спроса на труд определяется уровень занятости в экономике: т.к. Y = Y*, то Nd = Nd(Y*) = N* (квадранты IV, III рис. 12.3.б). Тогда в условиях стабильности номинальной ставки заработной платы (Ws – const), ее реальная величина составит: w0=Ws/P0.

В свою очередь, в результате сложного взаимодействия реального и денежного секторов экономики (модель IS-LM) своего равновесного значения достигает номинальная процентная ставка (i0) – значения, при котором на рынке товаров и услуг и рынке финансовых активов устанавливается совместное равновесие (рис. 12.3.а). Тогда значение реальной ставки процента составит: r* = i* + πe.

Рис. 12.3. Кейнсианская модель ОМР

Таким образом, как это видно из рис. 12.3., в кейнсианской модели ОМР может иметь место сочетание ценового равновесия на рынке труда (Wd=Ws) с его объемным неравновесием (Nd≠Ns) и существованием устойчивой конъюнктурной безработицы (NF-N*). Это происходит в том случае, когда равновесный уровень цен не позволяет достичь потенциально возможного объема выпуска (P0<P1, Y*<YF). От такой безработицы, как было показано в §11.3. настоящей работы, нельзя избавиться, снизив реальную ставку зарплаты посредством повышения уровня цен или снижения ставки номинальной заработной платы.

В кейнсианской модели ОМР, в отличие от неоклассической, объемное равновесие на рынке труда достигается только тогда, когда величина эффективного спроса совпадает с потенциальным объемом выпуска: Y*=YF. В случае, когда эффективный спрос меньше потенциального объема выпуска (Y*<YF), ОМР существует только по ценовым, но не по объемным показателям. Таким образом, для установления ОМР как по ценовым, так и по объемным показателям необходима полная занятость на рынке труда. Для этого необходимо увеличить объем эффективного спроса до уровня потенциального объема выпуска. Иными словами, добиться полной занятости возможно только вследствие проведения стимулирующей макроэкономической политики государства – политики, направленной на расширение совокупного спроса.

Данная цель с позиций кейнсианцев может быть достигнута инструментами как фискальной, так и денежно-кредитной политики. Использование инструментов денежно-кредитной политики возможно, благодаря тому, что в кейнсианской модели ОМР, в отличие от неоклассической, нет ни нейтральности денег, ни классической дихотомии. Иными словами, изменение количества денег в экономике влияет не только на уровень цен и другие номинальные показатели, но и на реальные показатели функционирования национальной экономики. Рассмотрим механизм и последствия стимулирующей денежно-кредитной политики (рис. 12.4.).

Предположим, что первоначально в экономике было достигнуто ОМР при определенных значениях показателей реального и денежного секторов экономики. В реальном секторе установились значения Y*, N* и w0, в денежном – i*0 и P0. Увеличение денежной массы (M0 → M1) отобразится в сдвиге кривой LM вправо (LM0 → LM2) и приведет к росту эффективного спроса (Y* → Y2). Одновременно кривая совокупного спроса сдвинется вправо, но на меньшее1 расстояние, чем кривая LM (AD0 → AD1). В результате, при уровне цен P0 в экономике образовался дефицит благ (Yd=Y2 > Ys=YF), который вызывает повышение уровня цен (P0 → P1).

Рост уровня цен отразится как на величине эффективного спроса, так и на величине совокупного предложения. Вследствие повышения уровня цен реальные кассовые остатки уменьшатся (M1/P1 < M1/P0), что отобразится обратным сдвигом кривой LM влево (LM2 → LM1). В итоге эффективный спрос станет равен YF. В то же время рост уровня цен при стабильной номинальной заработной плате (Ws – const) уменьшит ее реальную ставку (w0 → w*): w*(=Ws/P1) < w0(=Ws/P0). Снижение реальной заработной платы в условиях безработицы и наличия у работников денежных иллюзий позволит предпринимателям увеличить занятость (N* → NF). В свою очередь, рост занятости увеличит объем совокупного предложения до YF.

Рис. 12.4. Не-нейтральность денег в кейнсианской модели ОМР

Таким образом, в результате изменения количества денег в обращении новое ОМР характеризуется отличными от исходных значениями показателей как денежного, так и реального секторов при сохранении неизменного значения номинальной ставки заработной платы. В денежном секторе произойдет снижение цены заемных средств (i*1<i*0) и повышение уровня цен на товары и услуги (P1>P0). В реальном секторе уровень занятости увеличится до уровня полной занятости (NF>N*) при сократившейся ставке реальной заработной платы (w*<w0), а объем выпуска возрастет до своего потенциального значения (YF>Y*). При этом уменьшение номинальной ставки процента в сочетании с инфляцией приведет к снижению реальной процентной ставки (r*1<r*0).

Тем не менее, нейтральность денег и классическая дихотомия возможны и в кейнсианской модели ОМР, если экономика находится в состоянии инвестиционной или ликвидной ловушки. Это связано с тем, что и в той, и в другой ситуации кривая AD, полученная, как проекция скольжения кривой LM вдоль кривой IS при изменении уровня цен, принимает вертикальное положение на уровне эффективного спроса Y*. Иными словами, в данных обоих случаях кривая AD абсолютно неэластична по общему уровню цен (рис. 12.5.).

а) в инвестиционной ловушке

б) в ликвидной ловушке

Рис. 12.5. Кривая совокупного спроса

Так, вертикальное положение кривой AD при инвестиционной ловушке обусловлено вертикальным положением кривой IS (рис. 12.5.а). Как бы ни сдвигалась вдоль абсолютно кривой IS кривая LM при разных уровнях цен, проекции всех точек их пересечения будут находиться на вертикальной прямой, соответсвующей тому объему эффективного спроса, на уровне которого проходит кривая IS.

Вертикальное положение кривой AD при ликвидной ловушке вызвано тем, что кривая IS пересекает кривую LM на ее горизонтальном участке (рис. 12.5.б). В этой ситуации изменение уровня цен не вызывает смещение кривой LM в точке совместного равновесия. Поэтому разным уровням цен соотвествует одна и та же величина эффективного спроса, на уровне которого и будет проходить кривая AD.

Рассмотрим последствия изменения номинального предложения денег в инвестиционной ловушке (рис. 12.6.). Пусть количество денег в экономике увеличилось в размере, аналогичном росту денежной массы на рис. 12.4.: M0 → M1, причем M1=2M0. Тогда кривая LM сдвинется вправо (LM0 → LM2) (рис. 12.6.а.). В результате уменьшится номинальная процентная ставка: i0 → i2. Однако, поскольку экономика находится в инвестиционной ловушке, постольку роста объема инвестиций, соответствующего снижению номинальной ставки процента, не произойдет. В итоге ни первоначальная величина эффективного спроса, ни соответствующий ему объем выпуска не изменятся (Y1=Y0=Y*). Тогда на рынке товаров и услуг единственным следствием роста денежной массы будет пропорциональный рост общего уровня цен на блага: P0 → P1, P1=2P0 (квадрант I рис. 12.6.б.). Это следует из уравнения обмена И. Фишера, записанного в темпах прироста при стабильности скорости обращения денег (v – const): m=π=2, v^=0, y^=0. В свою очередь, данный рост цен на товары и услуги обусловит обратный сдвиг кривой LM в ее первоначальное положение: LM2 (M1/P0) → LM1 (M1/P1=2M0/2P0) = LM0 (M0/P0) (рис. 12.6.а.). В результате значение номинальной процентной ставки вернется к своему прежнему равновесному значению: i2 → i1=i0, чего нельзя сказать о ее реальной величине. При неизменности номинальной ставки процента и росте общего уровня цен (πе>0) с известной долей вероятности можно утверждать, что реальная процентная ставка уменьшится (r1 < r0): r1 = i0 – πе.

Поскольку рост общего уровня цен на блага не привел к изменению величины эффективного спроса, постольку не изменится ни объем спроса на труд, ни, соответственно, уровень занятости, который по-прежнему будет продолжать оставаться меньше уровня полной занятости: N1=N0=N*<NF (квадранты IV, III рис. 12.6.б.). Также неизменной останется и ставка реальной заработной платы (w1=w0). Тогда в условиях стабильности реальной заработной платы и роста общего уровня цен увеличится ставка номинальной заработной платы: W1>W0, что графически отобразится сдвигом кривой W0 влево: W0 → W1 (квадрант II рис. 12.6.б.). Если бы номинальная ставка заработной платы не увеличилась (W1=W0), то из-за уменьшения ставки реальной заработной платы до w* (=W0/P1) спрос на труд возрос бы до уровня полной занятости (NF), а предложение благ – до потенциального объема выпуска (YF). Из-за возникшего на рынке благ избытка (YF-Y*) уровень цен понизился и принял бы исходное значение. Соответственно сдвигу кривой W0 произойдет сдвиг графика функции совокупного предложения (ASst0 → ASst1), т.к. вследствие снижения номинальной цены труда каждому уровню цен будет соответствовать меньший объем производства и предложения благ (квадрант I рис. 12.6.б.). Но из-за абсолютной неэластичности по общему уровню цен кривой AD точке ее пересечения с новой кривой AS (ASst1) по-прежнему соответствует фиксированная величина эффективного спроса (Y*).

Рис. 12.6. Нейтральность денег в кейнсианской модели ОМР

в ситуации инвестиционной ловушки

Таким образом, в ситуации инвестиционной ловушки изменение денежной массы приводит к изменению значений показателей преимущественно только денежного сектора. Реальные величины остаются на прежнем уровне. Так, в реальном секторе ставка реальной заработной платы, уровень занятости и объем выпуска останутся прежними: w1=w0, N1=N0=N*, Y1=Y0=Y*. В денежном секторе произойдет повышение цен на блага и факторы производства: увеличатся общий уровень цен (P1>P0) и ставка номинальной заработной платы (W1>W0). При этом неизменность номинальной цены заемных средств (i1=i0) в сочетании с инфляцией приводит к снижению ее реальной величины (r1<r0). Иными словами, количество денег в экономике, попавшей в инвестиционную ловушку, не влияет на величину реальных показателей, т.е. в инвестиционной ловушке деньги нейтральны.

Однако, следует отметить, что, несмотря на нейтральность денег в условиях инвестиционной ловушки, реальная ставка процента изменяется вследствие изменения величины денежной массы. Это происходит потому, что в кейнсианской модели ОМР, в отличие от неоклассической, реальная процентная ставка определяется не в реальном секторе, а в результате взаимодействия реального и денежного секторов экономики.

Последствия изменений величины денежной массы в условиях ликвидной ловушки будут аналогичны ситуации инвестиционной ловушки за исключением одного. В данном случае изменение количества денег в обращении не приведет даже к первоначальному уменьшению номинальной ставки процента (i0 → i2). Это связано с тем, что в ситуации ликвидной ловушки номинальная процентная ставка и так уже опустилась до своего минимального значения. В этой ситуации все дополнительное количество денег в обращении поглощается спекулятивным спросом на деньги, т.е. спрос на деньги возрастает в той же пропорции, что и прирост денежной массы. Иными словами и в ликвидной ловушке, подобно, инвестиционной ловушке, деньги являются нейтральными. Графически нейтральность денег в ликвидной ловушке (рис. 12.7.) изображается аналогично инвестиционной ловушке (12.6.) кроме верхней части рисунка – модели IS-LM, которая модифицируется в соответствии с рис. 12.5.б.

Таким образом, в соответствии со взглядами кейнсианцев рыночный механизм может привести национальную экономику в состояние общего макроэкономического равновесия при существовании устойчивой конъюнктурной безработицы. При этом с данной безработицей рыночный механизм не может справиться самостоятельно. Благодаря отсутствию нейтральности денег и классической дихотомии государство способно устранить безработицу, стимулируя совокупный спрос инструментами не только фискальной, но и денежно-кредитной политики. Исключение составляют ситуации ликвидной и инвестиционной ловушек, в которых деньги становятся нейтральными, а результативной фискальная политика.

Рис. 12.7. Нейтральность денег в кейнсианской модели ОМР

в ситуации ликвидной ловушки