Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы литра.doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
1.26 Mб
Скачать

60. Литература «потерянного поколения»: э.Хемингуэй (1899 - 1961)

«Потерянное поколение» - поколение молодых людей Европы и Америки, чья судьба была искалечена чужой войной за чужие интересы (1-й мировой), отняла у них здоровье, лишила психического равновесия, выбила из привычной жизненной колеи. Вернувшись домой, они также не находят ни понимания, ни применения в современной жизни → не видят перед собой ни надежды, ни ясной социальной цели. Молодые писатели «потерянного поколения» (Г.Стайн, Ш.Андерсен, Ф.С.Фицджеральд), полные разочарования и горечи, обрушились на самодовольную Америку; многие из них питали к американскому провинциализму такое отвращение, что перебрались в Европу. Ведущим автором «потерянного поколения» был Э.Хемингуэй (1899–1961). Искалеченный войной журналист Джейк Барнс, герой романа И восходит солнце (1926), воплощает веру писателя в то, что самое важное для человека – достоинство и мужество перед лицом рока. Стиль Хемингуэя повлиял на литературу сильнее и породил больше подражателей, чем стиль любого другого писателя современности. Он разработал простую и свежую манеру письма – сдержанную, экономную, объективную, приближенную к разговорной речи.

Эрнест Хемингуэй (Hemingway) - прозаик, публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1954). Родился в семье врача. Детство провел в северном Мичигане. В 1917-1918 гг. - репортер в канзасской газете "Стар". Весной 1918 г. уезжает добровольцем в воюющую Европу. Как шофер американского отряда Красного Креста находится на итало-австрийском фронте, где получает тяжелое ранение. Горький военный опыт, физическая и психологическая травма сыграли большую роль в формировании Хемингуэя, писателя и человека, ставшего убежденным антимилитаристом.

С 1920 по 1924 г. - работа в канадской газете "Торонто стар", сначала местным, а затем, после переезда в Париж, европейским корреспондентом. Одним из первых осудил итальянский фашизм. Некоторые эпизоды его газетных очерков позднее влились в художественную ткань его прозы, а журналистская практика способствовала кристаллизации таких черт стиля Х., как лаконизм, ясность, конкретность деталей.

Оставив газету, решив стать писателем, Хемингуэй целеустремленно работает над собой, очень много читает, творчески усваивая опыт классиков (Г.Флобер, Г.Джеймс, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой) и мастеров современной литературы, с многими из которых (Г.Стайн, Дж.Джойс, Ф.С.Фицджералъд) общается в эти годы.

Начало творческого пути. После небольшой книжки "Три рассказа и десять стихотворений" (1923), и сборника миниатюр, исполненных в экспериментальной манере, "в наше время" (Париж, 1924), где прослеживается влияние Г.Стайн и Ш.Андерсена, Хемингуэй заявляет о себе как оригинальном художнике сборником, также озаглавленном "В наше время" (1925). Ее называют прологом его зрелого творчества (цикл новелл, связанный "сквозной", во многом автобиографической фигурой Ника Адамса, юноши, входящего в суровую повседневность). 15 новелл, составивших сборник, включались в социальный контекст благодаря "прослаивающим" их и сюжетно с ними не связанным интерлюдиям (вставкам), в которых в остраненной, бесстрастной манере рассказывалось о насилии, жестокости, массовых убийствах, происходящих в "большом мире" (эти интерлюдии и составили парижский сборник 1924 г.)

В 1926 г. - повесть-пародия "Вешние воды": осмеяние стилистики Ш. Андерсона, одного из своих литературных наставников. Настоящий успех – роман "И восходит солнце" (1926), вышедшего в Англии в 1927 г. под названием "Фиеста". В нем кристаллизуется стиль Х.: специфические "рубленые" диалоги героев, недосказанность ("подтекст") и почти полное отсутствие авторских оценок происходящего и комментариев. Две линии:

  1. Главный герой, начинающий литератор Джейк Барнс, получивший тяжелую рану на войне, его друзья и приятели, стремящиеся утопить тоску и чувство неприкаянности в вине, любви и погоне за удовольствиями, выражали и тип поведения, и весь комплекс настроений, характерных для "потерянного поколения" - молодых людей, прошедших через тяжкое испытание фронтом и вернувшихся душевно опустошенными, чтобы столкнуться с миром мещанско-собственнического равнодушия.

  2. В описании природы Испании, которую Хемингуэй глубоко любил, в образах ее людей, в сценах народного празднества (фиесты) утверждается непреходящая ценность изначальных основ жизни.

1927 год - второй новеллистический сборник, "Мужчины без женщин" (в основе - мотив трагической действительности, где главенствуют бездушие и жестокость).

Если в первых произведениях Хемингуэя в поле художественного внимания - судьбы тех, кто вернулся с войны, то непосредственный окопный опыт "потерянного поколения" - в антивоенном романе "Прощай, оружие!" (1929), принесшем писателю мировую славу. Правдивое, точное изображение батальных сцен + лиризм и философская глубина. Противовесом войне с ее грязью и бессмысленной жестокостью - стихия пылкой и трагической любви лейтенанта Фредерика Генри и медсестры Кэтрин Баркли (современные Ромео и Джульетта). Формой протеста против преступной бойни была для героя иллюзия "сепаратного мира". Генри - "герой кодекса" = человек мужественный, немногословный, хладнокровный в самых экстремальных обстоятельствах (герой такого типа появляется во многих последующих произведениях Х).

30-е годы. Начало 30-х гг. - время напряженных идейно-творческих поисков (живет в Ки-Уэсте во Флориде). Работает в очерково-документальных жанрах (книги "Смерть после полудня" (1932) - своеобразный трактат о бое быков, свидетельство его глубокого постижения искусства корриды, и "Зеленые холмы Африки" (1935) - дневник его первого сафари, описания охоты и ландшафтов Африки + экскурсы в литературно-эстетические темы).

1933 - сборник "Победитель не получает ничего": пессимистическая тональность новелл (герои, обычно выходцы из низов общества, страдают от физических и психологических травм, одиночества, некоммуникабельности). В этих произведениях, а также в фельетонах и очерках для журнала "Эсквайр" 1934-1936 гг. Хемингуэй настойчиво возвращается к своей излюбленной теме - писательству, особенностям литературного труда, завершая свою достаточно стройную эстетику "объективного" искусства, сердцевиной которой было требование безукоризненной правды, независимой от преходящих обстоятельств. Писатель = талант + совесть, неизменная при любых обстоятельствах.

К середине 30-х гг. - поворот к общественной проблематике: он озабочен угрозой новой мировой войны, фашистской агрессией в Абиссинии (очерк "Крылья над Африкой"), бросает властям обвинение в преступном равнодушии к участи вчерашних фронтовиков (очерк "Кто убил ветеранов войны во Флориде"). Социальная критика углубляется в двух его знаменитых африканских новеллах: в "Недолгом счастье Френсиса Макомбера" объект осуждения - мораль богачей; в "Снегах Килиманджаро" - проблема загубленного таланта, уступившего соблазнам материального преуспевания. Новые мотивы - в романе "Иметь и не иметь" (1937), в центре которого Гарри Морган, ставший контрабандистом и идущий на преступление из-за нужды. Он по-своему проходит нелегкий путь прозрения, понимая преступность общества, обрекающего людей на голод, убеждаясь, что "человек один не может ни черта".

Испанский период. Хемингуэй - певец мужества: для него самого "моментом истины" стала Испания. Там он в полной мере раскрылся как художник и гражданин, хотя ему приходилось слышать упреки в том, что он зря занялся "политикой", пагубной для художественного творчества. Во время гражданской войны в Испании принял сторону республиканцев, антифашистов, в качестве военного корреспондента телеграфного агентства НАНА четыре раза приезжал в эту страну, бывал на фронте. Во время первого приезда в Испанию (март - май 1937) находился в осажденном Мадриде, подружился с американцами-интербригадовцами (чей подвиг позднее увековечил в лирической эпитафии "Американцам, павшим за Испанию"); вместе с режиссером И. Ивенсом создает документальный фильм "Испанская земля" (1937). По возвращении в США в речи "Писатель и война" на II конгрессе Лиги американских писателей (июнь 1937) призывал своих коллег противостоять фашизму. Он снова побывал в Мадриде во время боев под Теруэлем (осень 1937), в период наступления франкистов в Каталонии (весна 1938) и исхода республиканцев из Каталонии во Францию (поздняя осень 1938).

Меняется привычный герой Х.: Филип Ролингс из пьесы "Пятая колонна" (1938), американец, контрразведчик, занятый опасной работой, схваткой с фашистским подпольем в Мадриде, жертвует личным счастьем во имя общественных интересов. Эта пьеса, а также испанские очерки и корреспонденции - подготовка к роману "По ком звонит колокол" (1940) - выдающийся художественный памятник драматическим и горьким событиям тех лет. Американец Роберт Джордан - интербригадовец, получивший задание взорвать мост в тылу фашистов, - очередной вариант "героя кодекса", в то же время он интеллектуально глубже своих предшественников. Он мучительно размышляет над проблемами войны, революции, насилия. Горечь, вызванная поражением республиканцев + патетика, утверждение ответственности личности за происходящее в мире. Вызвавший по выходе острую полемику, роман воспринимается сейчас как один из шедевров литературы XX в.

Творческий кризис и последние годы жизни. Переселяется на Кубу. С начала 40‑х гг. - длительный творческий кризис. Весной 1941 г. вместе с третьей женой, Мартой Геллхорн - поездка в Китай; в серии статей дает проницательную оценку военно-политической ситуации в мире, предсказывает скорую японскую агрессию. В предисловии к составленной им антологии "Люди на войне" (1942) восхищается Л.Н.Толстым, автором "Войны и мира", мастером-баталистом. В 1942-1943 гг. на своем катере "Пилар" охотится за немецкими подлодками в Карибском море. Эти эпизоды - в незаконченном, посмертно изданном романе "Острова в океане" (1970), герой которого художник-маринист Томас Хадсон, - одинокий, переживший тяжелую жизненную травму человек. В 1944 г. Хемингуэй как военный корреспондент находится с союзными войсками в Нормандии, участвует в освобождении Парижа, наблюдает осенью тяжелые бои в полосе "линии Зигфрида".

В последние годы жизни - ностальгические настроения, посещает памятные ему места и страны, возвращается к темам и мотивам прежних произведений. Многое из того, что Хемингуэй пишет в это время, оставляет в письменном столе. Герой навеянного поездками в Италию в конце 40-х гг. романа "За рекой в тени деревьев" (1950) 50-летний тяжело больной полковник Кэнтуэлл-ветеран войны, усталый, разочарованный, переживающий последнюю любовь – бледная тень прежних персонажей. После очевидной неудачи с романом Хемингуэй вновь заявил о себе повестью "Старик и море" (1952, Пулитц. премия), вызвавшей мировой резонанс (история-притча о старике Сантьяго). Великолепные, впечатляющие картины моря, захватывающая "технология" рыбацкого труда + глубокие откровения о самой сущности человеческой жизни. Участие Хемингуэя в сафари в Африке (1953-1954), завершившемся тяжелыми травмами в результате авиакатастрофы, поездки на корриду в Испанию (1953, 1957, 1959, 1960) не принесли ожидаемых литературных плодов. В последние годы Хемингуэй много болел. В состоянии депрессии покончил с собой.

После кончины писателя, вызвавшей отклики во всем мире, начались активные публикации из его архива. Среди потока мемуаров о писателе выделяются ценные свидетельства его брата Лестера (1972), жены Мэри Уэлш (1976), сына Грегори (1976), литературоведа А. Самуэльсона (1984).

В не меньшей мере, чем произведения Хемингуэя, внимание публики привлекал и сам их создатель - как ветеран войны, спортсмен, охотник, рыболов. Публикации последних лет существенно корректируют легенду о Хемингуэе, который порой слишком прямолинейно отождествлялся с его "героями кодекса". Художник сложный, противоречивый, знавший внутреннюю борьбу и сомнения, Хемингуэй был озабочен коренными нравственно-этическими проблемами XX в. В своем творчестве, во многом автобиографичном, он утверждал философию стоицизма. Он создал свой прославленный, вызывавший подражания стиль, простой, ясный и исполненный внутреннего динамизма, обладающий тем подтекстом, с помощью которого Хемингуэй стремился донести до читателя "все чувства, образы и звуки", запечатлевал жизнь "не только в трех, но и в четырех измерениях".