Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
219.65 Кб
Скачать

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в ранней юности - професси­ональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена об­щества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и на­значения в жизни.

Другим важнейшим фактором, составляющим пси­хологическую базу профессионального самоопределе­ния и обеспечивающим готовность старшеклассника ко вступлению в новую жизнь, является наличие способно­стей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на граж­данском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных фор­мах теоретического сознания (научном, художествен­ном, этическом, правовом), что выступает в виде сло­жившихся основ научного и гражданского мировоззре­ния, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность тру­диться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуще­ствляя ее на творческих началах.

Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Ею занимались многие специа­листы, опыт которых был обобщен Н. С. Пряжниковым. Сам автор предлагает содержательно-процессуаль­ную модель профессионального самоопределения, цент­ром которого является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональ­ной компетентности. По мнению Н. С. Пряжникова, психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения, являются: осоз­нание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, осознание необходимости общей и профессио­нальной подготовки для полноценного самоопределе­ния и самореализации, общая ориентировка в мире про­фессионального труда, выделение дальней профессио­нальной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (семейными, личност­ными, досуговыми), знание о выбираемых целях, зна­ния о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели (развитая рефлексия, самопозна­ние как важная основа самоопределения) и др.

По мнению Л. М. Митиной, основным фактором профессионального самоопределения является актив­ность личности, ее потребность в самореализации, осоз­нание и необходимость изменения собственной лично­сти, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессио­нальном труде. Оттого, насколько осознанным окажет­ся процесс профессионального самоопределения, во многом зависит жизненный путь личности в дальней­шем. Так, по С. Л. Рубинштейну, проблема само­сознания есть прежде всего проблема определения свое­го способа жизни. Обобщая, он выделил два способа су­ществования человека. Первый способ — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в ко­торых живет человек. Здесь весь человек находится внут­ри самой жизни: всякое его отношение — это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он свя­зан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жиз­ни выводит проблему профессионального самоопреде­ления в юности в иную плоскость — в плоскость выбора жизненного пути. В зависимости от степени развития рефлексии, самосознания, гражданских качеств лично­сти выбор профессии и дальнейший путь в профессио­нальной деятельности может осуществляться в соответ­ствии с двумя моделями: адаптивной моделью и моде­лью развития. Согласно первой модели, в самосознании человека доминирует пассивная тенден­ция к подчинению и в профессиональном самоопреде­лении, и в профессиональной деятельности. В будущем такой специалист, как правило, руководствуется посту­латом экономии сил и пользуется наработанными алго­ритмами решения профессиональных задач. В другой модели развития человек в своем профессиональном са­моопределении и в дальнейшей профессиональной дея­тельности стремится выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, увидеть ее и труд в целом, стать творцом собственной жизни, конструирующим свое настоящее и будущее.

Эти важнейшие задачи развития на данном этапе он­тогенеза по-разному соотносятся с живой психологиче­ской реальностью. Известно, что возрастные особенно­сти личности выступают в форме индивидуальных вари­антов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности в конкретных людях. Один из характернейших моментов развития современных старшеклассников состоит в крайней его неравномер­ности, неодновременности, которые проявляются как на межиндивидуальном уровне (в одном классе сталки­ваются два юноши, оба 16 лет, но один практически взрослый человек, другой едва начинающий взрослеть подросток), так и на внутрииндивидуальном (разные си­стемы организма созревают в разные сроки, не совпада­ет и время наступления физиологической, интеллектуа­льной, социальной зрелости). Такого рода ситуация ока­зывает влияние на его поведение и психику, нередко играя патогенную роль в возникновении эмоциональ­ных нарушений и трудностей развития.

Очень важно, чтобы схемы общевозрастного разви­тия не заслоняли собой человеческой индивидуальности и кажущаяся узнаваемость общевозрастных закономер­ностей не подменяла анализа подлинных трудностей, индивидуального развития старшеклассника.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. У старшеклас­сников жизненные планы зачастую еще весьма расплыв­чаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник про­сто воображает себя в самых разнообразных ролях, соиз­меряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. Чем старше юно­ша, тем насущнее становится необходимость выбора. Из множества воображаемых, фантастических или абстрак­тных возможностей постепенно вырисовывается неско­лько наиболее реальных и приемлемых вариантов, меж­ду которыми и предстоит выбирать.

Жизненный план — широкое понятие. Он охватывает всю сферу личного самоопределения — моральный об­лик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и т. д. Понятно, что многое вырисовывается лишь в самом общем виде. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склон­ный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершен­ные этапы юноша (особенно десятиклассник) внутрен­не уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой к подлинной жизни, которая одновременно ма­нит и немного пугает его. Он хорошо понимает, что со­держание этой будущей жизни прежде всего зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать профессию. Ка­ким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юно­ша, выбор профессии — его главная и постоянная забота

В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятель­ность. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответ­ствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, форми­рованием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

В социологии юношеский возраст связывается с изменением об­щественного положения и социальной деятельности личности, при­чем акцент делается на свойствах юношества как социально-демогра­фической группы. В древних обществах переход с одной возрастной ступени на другую оформлялся специальными обрядами — таинства­ми посвящения, инициациями, благодаря которым индивид не толь­ко приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново.

Все это заставляет считать, что социальная зрелость предполагает несколько критериев: завершение образования, приобретение ста­бильной профессии, начало самостоятельной трудовой деятельнос­ти, материальную независимость от родителей, политическое и граж­данское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка и т.д. И здесь также наблюдается гетерохронность: юноша может иметь образование и профессию, быть достаточно зрелым в профессиональном плане и при этом оставаться на подростковом уровне в межличностных отношениях, в сфере куль­турных запросов и т.д.