Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диссертация.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
737.79 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

На правах рукописи

УДК 930.1 + 101.1

СНЕГИРЕВ Денис Александрович

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ

Специальность 09.00.03. – история философии.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Научный руководитель

доктор философских наук

профессор Слинин Я.А.

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 1991

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3

Глава 1. Становление феноменологии истории в формальной и трансцендентальной

логике………………………………………………………………………………….9

  1. Формальная герменевтика «смысла» познания в опыте суждения……………..9

2. Трансцендентальный опыт формальной логики в синтетических универсальных значениях………………………………………………………………………………44

  1. Фрагменты феноменологии истории в сочинениях Эдмунда Гуссерля……….66

Глава 2. Проблемы философии истории Гуссерля……………………………………..82

  1. История в опыте феноменологической философии………………………….82

  1. Феноменология истории Гуссерля и аналогичные интерпретации истории в философии:…………………………………………………………………..117

а/ Неокантианство……………………………………………………………….117

б/ Гадамер, Фуко………………………………………………………………..119

в/ Отечественные философы…………………………………………………….130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..138

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..140

ВВЕДЕНИЕ.

Ситуацию в профессиональной философии теперешнего времени можно оценивать как сложную. Изменения, накапливающиеся годами достигли критической черты. Философы интенсивно ищут конструктивные формы диалога. Возникает закономерный вопрос – что мы имеем с той и с другой стороны?

Со стороны зарубежья мы имеем стабильные институты философствования которые гарантируют нам определенные успехи при понимании философского наследия двадцатого столетия. И это справедливо, поскольку вместе с пониманием предполагается в наличии вся своеобразная западная культура в которой и вместе с которой и формируется такое понимание. Но каковы реальности нашей действительности? Авторы диссертаций по теме феноменологии ссылаются на тексты и документы опубликованные за рубежом, и не менее интенсивно ссылаются друг на друга. Возникает ощущение самого насыщенного диалога. Действительно трудно отрицать что много пишут и говорят о феноменологии и нет почти никого кто не имел бы на этот счет собственное мнение. Но можно ли утверждать что речь идет о чем то большем чем утоление информационного голода вызванного отчасти отсутствием достаточного переведенного материала.

Готовы ли мы перейти от экстенсивного этапа освоения феноменологии, этой очень трудоемкой и сложной дисциплины, к интенсивному? Рост исследований по ее проблемам за несколько десятилетий доказывает неослабевающий рост итереса к этой теме.

Чем привлекает феноменология, и чем она завоевала себе веский авторитет? Почему она так продолжает волновать студенчество которое жаждет знать о ней как можно больше и чем она привлекает тех исследователей которые используют ее элементы в своей работе?

Некоторые известные авторы, например Гадамер, видят значение феноменологии в том что она преподает уроки дискурса философского опыта, другие, как Сартр, ценят в ней преимущество целостного усмотрения опыта, третьи, как Мамардашвили, говорят о инвариантных структурах сознания и феноменологию находят на пути к самосознанию.

Многочисленные зарубежные исследователи феноменологии работают над частями феноменологии которых немало в общем русле. Немало и таких которые применяют феноменологический метод к собственным областям исследований, например социологии и психологии.

Зарубежье можно условно подразделить на тез кто занялся феноменологией как философией мировоззрения, ясную оценку которой дает и сам Гуссерль в работе «Философия как строгая наука», и другую, самостоятельную линию от Хайдеггера до Гадамера и далее. Если первые образуют что-то вроде лагеря «младогегельянцев» то последние идут по пути развертывания философии на гуманистических принципах, причем влияние Гуссерля на последних также почти бесспорно.

Российские авторы долго не сосредотачиваются на данной теме и занимаются как правило другой философией. Среди них распространенным методом является сравнение одной философии с другой. Это чрезвычайно, надо полагать, обогащает последнюю, но нельзя при этом сказать что последняя при этом разрабатывается. Развивается лишь интерес к нейтральным темам как феноменология науки, логики и некоторым темам историко-философского характера.

Однако при разработке этих тем мы сталкиваемся с определенной трудностью – некоторой заформализованностью феноменологии. Дело в том что если принимать ее не целиком и полностью, а выделять только отдельные части, считая их полезными, то этого не избежать.

Что же касается науки и логики, то изменяется ли понимание этих частей знания под влиянием Гуссерля? Вопрос этот и сам Гуссерль оставлял открытым и нам следует видимо поступать также, не придавая декларативный характер этим откровениям разума. Следует ожидать в дальнейшем накопления положительного опыта в этом направлении.

Кризис науки рассматривается Гуссерлем как кризис духа, и это даже нечто большее чем кризис культуры, хотя некоторые авторы, такие как Понсетто ставят знак равенства между культурой и духом.

В центре внимания моей работы попытка раскрытия всей глубины замысла феноменологии в рамках представленного текста, основой которого послужило произведение Гуссерля оказавшееся центром пересечения всех точек, в том числе поздней и ранней феноменологии, исторической проблематики и формальной логики, онтологикии и гносеологии, логики и психологии, феноменологической редукции и других, которые здесь оказались скованными одной темой. Эта тема определяется Гуссерлем в основном как прохождение или расширение опыта, всей исторической глубины познания в самом широком смысле этого слова. Кроме того, издание «Формальной и трансцендентальной логики» произошло при жизни автора, что выгодно его выделяет среди других текстов имеющих отношение к проблематике истории.

Основной тезис центрирующий тему отражен в названии – проблематика истории в феноменологии не является изолированной от всей совокупности понятий и феноменологии в целом. Феноменология выкристаллизовывает в себе самой ту особую реальность которая представляет собой основание для исторически развивающегося мира.

История по Гуссерлю это сама история в своем свершении. История таким образом это то что вводит в феноменологию ее собственные элементы, которые в качестве осознания представляют собой совокупную телеологию. Проблема «жизненного мира» заключается в том что не данный целиком и непосредственно жизненный мир представляет собой сотворяемое непрерывно познание которое репродуцирует из жизненного мира его целостность. В этом смысле жизненный мир есть историческая примордиальность пред-данного, которое не само по себе, но посредством над-индивидуального Я привносит в сознание мир с его данностями. Другими словами человек по природе вещей не участвует в познании и активно, и не только в качестве познающего, который по существу пассивен, а в качестве познаваемого. Познание направлено параллельно и на Я-Другое, которое является непрерывной субстанцией самосознающего процесса, которым и представляется

Человеческая история, в которой Европейский дух выделяется постольку поскольку наша собственная историческая активность совпадает с его современностью для нас и который выполняет роль духовной субъективности ограниченной абсолютной свободой выражающейся в представлении самосущего бытия.

Кроме того проблема истории имеет выход и на философское творчество Гуссерля которое следует рассматривать сообразно требованию самого Гуссерля не только в рамках собственной эпохи но и как значимом в теле культуры.

В диссертации решаются следующие задачи:

- анализ прежде всего тех понятий которые тесно увязаны с проблемой истории – наука, опыт, суждение, предмет и затем анализ понятий непосредственно ее выражающих – интерсубъективность, жизненный мир, историчность, Европейский дух и другие.

- уточняется роль важнейших ответвлений внутри самой феноменологии для проблематики истории – трансцендентальная психология, формальная онтология, трансцендентальная феноменология и другие.

- рассматривается проблематика истории для феноменологии в целом, рассматриваются ее основные положения и составные части

- обоснуется подход к историко-философским ретроспективам Гуссерля с его возможной обратной ретроспекцией на феноменологию

- дается новое обоснование для введения в феноменологию связанное с выходом в историческую проблематику.

Автором предлагается определенная этика обращения с феноменологическими текстами, без которой феноменология легко может быть превращена в хаос мало значащих утверждений.

Работа также является попыткой сочетать аналитический подход с универсальным, без которого рассмотрение феноменологии было бы недостаточно эффективным.

Уточняется и понятие философской критики применительно к данной теме которая понимается как развитие метода в его наиболее значащих моментах.

Научная новизна выражается в следующем:

  1. В диссертации выясняется что между понятиями употребляемыми Гуссерлем и также разделами феноменологии существует непрерывная и устойчивая связь, обеспечивающая их полную или частичную взаимозаменяемость которая осознается как уникальный исторический опыт философа раскрывающегося в процессе самопознания.

  2. Отчасти удается преодолеть формализм феноменологический понятий, и передать скрытый в них гуманитарный смысл который вполне обоснован на материале обращения Гуссерля к истории философии.

  3. По мере возможности удается избежать узкоспециального изложения феноменологии из которого могут проистекать недооценка роли и места каждого понятия феноменологии в общей системе ее собственных ценностей, которые Гуссерлем часто использовались инструментально, и в связи с этим не только приобретали некоторую естественную эрозию, но и могли случайно менять свой смысл на противоположный, впоследствии чего необходим более избирательный подход, чем принятый классификационный.

  4. Проблема естественного человеческого сознания и проблема феноменологически философствующего субъекта может эффективно решаться при постепенном введении в тему интерсубъективности и жизненного мира, а также требует непрерывного внимания к феноменологии в целом.

  5. Проблема адекватности феноменологии исторически представляемой ею реальности решается в принципе как бесконечная задача, что однако не исключает и точного выражения этой реальности как одна из задач реализации многостороннего замысла который оценивается Гуссерлем как путь к самоусовершенствованию основанного на осознании исторического целого.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры современной зарубежной философии философского факультета.

Материалы диссертации отражены в публикациях автора.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка основной литературы.

В первой главе дается непосредственный анализ текста параллельно с его представлением и комментариями к нему.

Во второй главе дается разбор концепции Гуссерля относительно философии истории и ее интерпретаций у авторов так или иначе связанных с феноменологий Гуссерля непосредственно или тематически.