Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
госник.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
78.85 Кб
Скачать

Постмодерн как состояние культуры

Как считал философ Ж.-Ф. Лиотар. Постмодерн - состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Оно обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве, сложившееся в последней трети ХХ века.

Постмодерн подразумевает: плюрализм языков, моделей, методов, причем не только в разных произведениях, но в одном и том же. Этим, по Лиотару, и определяется специфика искусства постмодерна: оно выдвигает на передний план непредставимое, неизобразимое в самом изображении... Р. Барт считал, что постмодернисткая литература не создаёт «произведений», но создаёт тексты, у которых нет Автора, т.е. создателя, придающего произведению заданный смысл (смыслов может быть много) или изобретающего что-то новое (текст состоит их цитат, принадлежащих ранее написанному). «Рождение читателя приходится оплачивать смертью автора» (Р. Барт).

Постмодернизм в социально-философском плане — это состояние западной культуры, когда базовая тенденция капитализма развивается до своего логического предела, чистой формы. В пределе любой феномен культуры позднего капитализма становится собственным образом, плоской "картинкой", имиджем, "симулякром" (копией без оригинала) — точным слепком товарной формы. Мир постмодернизма — мир поверхностей без глубины и диффузных, лишенных дистанций и традиционных членений "гиперпространств". Чувство историчности деградирует к специфической постмодернистской ностальгии, довольствующейся римейками и стилистическими подделками.

Как писал философ Ж. Бодрийяр для постмодеран характерна гиперреальность - бесконечная репродукция, микродетализация объектов, превращение их в модельные серии. Вещи теперь слишком правдивы, слишком близки, слишком детально различимы (детали пола порнографии, атомы звука в квадрофонии и пр.); Прозрачность упраздняет дистанцию, в жадной "прожорливости взгляда" мы сливаемся с объектом в непристойной близости. Все стремится вырваться за пределы, стать экстремальным; все превращено в бесконечную собственную гипертрофию: мода — более прекрасна, чем само прекрасное; терроризм — это больше насилие, чем само насилие; катастрофа более событийна, чем само событие.

Идеи и ценности (прогресса, богатства, демократии и пр.) утрачивают свой смысл, но их воспроизводство продолжается и становится все более совершенным. Как писал Бодрийяр: Секс, политика, экономика, спорт и т.д. теперь присутствуют везде и значит нигде. Политика сексуальна, бизнес — это спорт, экономика неотличима от политики и т.д. Мир культуры Запада – «тело гигантского полуживого и одновременно сверхактивного мутанта — бессмертного в своей оргиастической симуляции воспроизводства». Имя и совершенное воплощение этого мутанта — Америка. Америка — это «универсум, появившийся благодаря неудержимому развитию равенства, пошлости и убожества» (Бодрийяр). Америка есть реализованная антиутопия: антиутопия безрассудства, неопределенности субъекта и языка, нейтрализации всех ценностей, конца культуры.

Но при всех недостатках, культура постмодерна предполагает защиту культурной самобытности народов от унификации. В этом смысле идеология постмодерна противоречит глобализации как культурному единообразию.

5