Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IGU_ak_ugpravo1.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
2.85 Mб
Скачать

§ 4. Действие уголовного закона во времени

Для правильного применения уголовного закона необходимо точно установить время совершения преступления и какой закон в этот момент действовал.

В части 1 ст.9 УК формулируется общее правило: «Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Далее закон указывает: «Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Если убийство было совершено путем отравления, то временем совершения преступления будет день, когда виновный накормил жертву отравленной пищей, а не день смерти потерпевшего, за жизнь которого в течение месяца боролись врачи. В том случае, если закон обрисовывает преступление как ряд взаимосвязанных действий, то временем совершения преступления будет день совершения последнего из необходимых действий. Если, преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного (был задержан, гражданином при попытке совершить преступление), день прекращения преступного поведения (хотя и неудавшегося) и будет временем совершения преступления. Для соучастников преступления (организатора, подстрекателя, пособника, исполнителя), действовавших в разное время, день (время) совершения преступления для каждого из них определяется раздельно с учетом времени выполнения ими своей роли в совместном совершенном преступлении.

Необходимым условием применения уголовного закона является точное установление времени введения его в действие. Момент вступления закона в силу связан с его обнародованием. В соответствии с ч.5 ст.104 Конституции Республики Беларусь и ст.65 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативно правовых актах Республики Беларусь»1, уголовные законы вступают в силу на всей территории Республики Беларусь одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования. В случае разновременного опубликования в нескольких официальных изданиях десятидневный срок исчисляется с даты первоначального опубликования. Моментом истечения срока и вступления закона в силу будет наступление 24-00 часов десятого дня (день опубликования не считается).

Иной порядок вступления уголовного в силу может определить сам законодатель. Так, УК БССР 1960 г. был принят 29 декабря 1960 г., а введен в действие с 1 апреля 1961 г., УК Беларуси 1999 г. был подписан Президентом республики 9 июля 1999 г., а введен в действие с 1 января 2001 г.

Значительные сроки, устанавливаемые для введения в действие крупных уголовных законов, обусловлены необходимостью приведения в соответствие с новым законом законодательства в иных отраслях права, а также проведением подготовительной работы по переходу на практическое использование нового уголовного закона2.

Практика введения уголовных законов в действие со дня их опубликования нежелательна, особенно, когда новый закон устанавливает преступность деяния или усиливает его наказуемость. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с содержанием уголовно-правового запрета и если, они занимались запрещенной деятельностью, если они ею занимались. В этом заключается общепредупредительная роль уголовного закона.

Уголовные законы прекращают свое действие в результате их отмены или замены иными законами. Возможны ситуации, когда уголовный закон утрачивает силу в связи с истечением срока действия или в связи с отпадением обстоятельств, вызвавших его принятие (в настоящее время таких законов нет).

Таким образом, вопрос о том, какой закон подлежит применению, решается путем сопоставления момента вступления уголовного закона в силу и времени совершения преступления. Если преступление совершено после вступления в силу нового уголовного закона, то применяется этот закон, если преступление совершено ранее, то применяется прежний уголовный закон. Таково общее правило.

В части 6 ст.104 Конституции Республики Беларусь утверждается: «Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан».

Развивая конституционное положение, ч.2 ст.9 УК Беларуси гласит: «Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона ...».

Обратная сила закона — это распространение положений нового, более мягкого уголовного закона на деяния, совершенные до вступления его в силу.

Требования ч.2 ст.9 УК Беларуси являются проявлением принципов справедливости и гуманизма, исключающих ответственность лица по уголовному закону, действовавшему во время совершения деяния, поскольку новый закон устраняет преступность и наказуемость данного деяния вообще либо смягчает наказание за его совершение.

При решении вопроса о том, является новый уголовный закон более мягким, необходимо всесторонне сравнить новый и прежний законы по всем параметрам. В частности, закон будет более мягким, если:

а) уменьшает максимальный или минимальный пределы наказания;

б) при неизменном основном наказании обязательное дополнительное наказание заменяет факультативным;

в) уменьшает верхнюю или нижнюю границу дополнительного наказания, либо вводит более мягкий вид дополнительного наказания;

г) вообще отказывается от дополнительного наказания;

д) вводит альтернативную санкцию, позволяющую применить более мягкий вид наказания, чем прежний закон.

Более мягким признается закон, предусматривающий уголовную ответственность при наличии смягчающих обстоятельств.

Конкретизируя положения об обратной силе уголовного закона, ч.3 ст.9 УК Беларусь указывает: «Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет».

Все рассмотренные нами положения ст.9 УК Беларуси согласуются с требованиями ч.1 ст.15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., где сказано: «Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника».

В тех случаях, когда со времени совершения преступления до дня рассмотрения дела в суде уголовное законодательство изменялось неоднократно, возникает вопрос о возможности применения «промежуточного уголовного закона». Особенность «промежуточного закона» в том, что он вступил в силу после совершения преступления и устранил преступность деяния или смягчил наказание за него, но до момента рассмотрения дела в суде был заменен новым – более строгим законом. Долгое время в юридической литературе велись споры о том, как должен разрешаться вопрос в подобной ситуации. Часть 4 ст.9 УК Беларуси 1999 г. устанавливает следующее правило: «Если действующий во время совершения преступления уголовной закон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступления, но ко времени расследования уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной более строгий уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон».

Часть 2 ст.15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. гласит: «Правила настоящей статьи не препятствуют привлечению к уголовной ответственности любого лица за общественно опасное деяние, которое во время совершения являлось уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом». Это означает, что как бы ни менялось национальное уголовное законодательство Республики Беларусь, преступность и наказуемость таких деяний, как преступления против мира, человечности и военные преступления, остаются неизменными.

§ 5. Толкование уголовного закона

Практическая реализация каждой нормы уголовного закона требует выявления ее действительного смысла и раскрытия ее назначения. Это обеспечивает точное и единообразное понимание и применение уголовного закона, устранение неясностей и возможных ошибок при его реализации, что является предпосылкой законности. В части 2 ст.3 УК Беларуси подчеркивается, что нормы уголовного закона подлежат строгому толкованию.

Уяснению содержания норм уголовного закона в значительной мере способствуют разъяснения отдельных терминов в ст.4 УК, законодательные дефиниции (например, ч.1 ст.13, ч.1 ст.14, ч.1 ст.15, ч. 1 ст.16 УК), многочисленные примечания к разделам, главам и отдельным статьям Особенной части кодекса.

Под толкованием уголовного закона понимают деятельность органов правосудия, должностных лиц, ученых и отдельных граждан по установлению содержания норм уголовного права. Толкование необходимо в процессе правотворческой деятельности, при осуществлении правосудия, реализации норм уголовного права субъектами права, в научной деятельности, при изучении уголовного права студентами. Толкование уголовного закона различают по приемам, объему, субъекту и юридическим последствиям.

По приемам выделяют грамматическое, систематическое, историческое, логическое толкование.

Грамматическое (текстовое или филологическое) толкование основывается на анализе смысла отдельных слов нормы, построения фраз, расстановки знаков препинания и т.д. Для усвоения смысла закона иногда требуется морфологический, этимологический и синтаксический разбор его текста. Так, анализируя диспозицию ч.1 ст.211 УК, в которой сказано: «Присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено ...», можно сделать вывод, что закон говорит о двух самостоятельных формах хищения имущества, то есть каждое из перечисленных деяний может рассматриваться как самостоятельное оконченное преступление, поскольку законодатель разделил термины «присвоение», «растрата» союзом «либо».

Систематическое толкование основывается на установлении связей и взаимозависимостей толкуемой нормы с другими, близкими по содержанию нормами и правовыми институтами, на определении места, занимаемого определенной нормой в структуре УК. Так, сопоставляя содержание ст.185 УК «Принуждение» с другими нормами Особенной части УК, предусматривающими разновидности преступного принуждения, в частности, ст.200 «Принуждение к забастовке либо к отказу от участия в ней», ст.246 «Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения», ст.288 «Принуждение лица к участию в преступной деятельности», можно сделать вывод, что состав преступления, предусмотренного ст.185 УК, является родовым и к нему нужно обращаться лишь в тех случаях, которые не охватываются специальными нормами, формулирующими видовые составы данного преступления. Сопоставление текста ст.74 УК «Уклонение родителей от содержания детей» со статьями 82, 91, 134 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье позволяет определить лиц, которые должны отвечать по ст.74 УК. Ими являются не только родителя, но и юридически приравниваемые к ним лица — усыновители, а также лица, лишенные родительских прав.

Историческое толкование позволяет понять содержание уголовного закона путем анализа социального значения нормы с учетом намерения законодателя, общественно-политических обстоятельств, обусловивших ее принятие. Этот вид толкования, в частности, предполагает изучение исторической ситуации, предшествовавшей и сопутствовавшей принятию толкуемой нормы, текста законопроекта (его вариантов), результатов обсуждения проекта в специальных комиссиях, содержания докладов и выступлений в прениях на заседаниях Парламента.

Логическое толкование — это использование законов формальной логики для выяснения смысла уголовно-правовой нормы в целом или частично. Этот прием присутствует и при других способах толкования уголовного закона.

В результате толкования действительное содержание нормы может быть определено с различной степенью соответствия словесной формулировке закона. В зависимости от «объема» толкования выделяют буквальное, ограничительное и распространительное толкование.

Буквальное толкование заключается в трактовке положений закона строго в соответствии с его текстом, согласно «букве закона». Толкование в этом объеме должно являться типичным для судебной практики и науки уголовного права.

Ограничительное толкование имеет место в случаях, когда смысл нормы понимается уже текста содержания статьи УК. Так, ст.205 УК Беларуси 1960 г. «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность» не отвечала на вопрос, кто должен нести ответственность за данное преступление: взрослый или лицо, достигшее возраста, с которого возможна уголовная ответственность (16 лет). Судебная практика пришла к правильному выводу: лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, то есть ограничила круг субъектов данного преступления.

Распространительное (расширительное) толкование заключается в более широком понимании смысла нормы, чем это следует из текста статьи УК. Так, ст.175 УК «Уклонение детей от содержания родителей» при буквальном толковании ведет к выводу, что субъектами преступления могут быть только дети потерпевших. Однако приемы систематического и логического толкования позволяют включить в круг ответственных лиц усыновленных.

Распространительное толкование должно применяться в исключительных случаях, на основании скрупулезного анализа текста закона. Существует опасность, что под видом распространительного толкования будет осуществляться применение уголовного закона по аналогии, что прямо запрещено в ч.2 ст.3 УК Беларуси.

Толкование уголовного закона различается и в зависимости от того, какой орган, какое лицо дают разъяснение. По субъекту толкования выделяют легальное, аутентическое, судебное, доктринальное.

Легальное толкование дается органом, который в соответствии с законом наделен правом толкования закона. Видом легального толкования является аутентическое толкование, которое дается органом, принявшим закон (аутентический — исходящий из первоисточника). В соответствии с п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей Национального собрания рассматривает проекты законов о толковании законов.

Судебное толкование дается уголовному закону в процессе его применения и обобщения судебной практики. Следует различать судебное толкование, даваемое в приговорах, определениях и постановлениях судов всех инстанций по конкретным уголовным делам. Такое толкование обязательно лишь в отношении конкретного уголовного дела. Иной характер имеют разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам применения законодательства, в том числе и уголовного. Эти разъяснения являются обязательными для всех судов, иных органов и должностных лиц при применении ими уголовного закона.

Однако следует учитывать, что руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда республики не являются источником уголовного права. Эти постановления, основанные на обобщении и анализе судебной практики, достижениях правовой науки, ориентируют суды на определенное толкование уголовного закона, создавая условия для единообразной и соответствующей закону судебной практики.

Доктринальное (научное) толкование уголовного закона дается научными учреждениями, учеными в монографиях, учебниках, комментариях к закону, научных статьях и иных публикациях, в лекциях. Доктринальное толкование учитывается в правотворческой деятельности, способствует повышению эффективности уголовного законодательства и практики его применения, содействует формированию у населения правосознания.

В зависимости от юридических результатов, к которым приводит толкование уголовного закона, выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование имеет директивный характер, оно обязательно для исполнения и дается уполномоченным на то органом в специальном акте (так, постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь о судебной практике по уголовным делам той или иной категории), адресовано конкретному кругу органов и должностных лиц. Официальным является легальное и судебное толкование. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное толкование обязательно для всех органов и должностных лиц, подведомственных органов, осуществляющих толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой уголовно-правовой нормой. Это обеспечивает правильное и единообразное применение закона. Казуальное толкование — это официальное разъяснение уголовно-правовой нормы, даваемое судом или иными компетентными органами и должностными лицами по поводу рассмотрения конкретного уголовного дела.

Неофициальное толкование дается в виде рекомендаций, советов, комментариев практическими работниками и другими лицами. Видом неофициального толкования является доктринальное толкование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]