
- •Памятники градостроительства и архитектуры в историко-культурном туризме
- •Введение
- •Лекция 1. Основные понятия курса
- •Лекция 2. Памятники архитектуры и градостроительства
- •Лекция 3. Объекты культурного наследия как исторический источник
- •Лекция 4. История строительства и развития планировки городов прикамья.
- •Лекция 5. Культовая архитектура пермского края
- •Лекция 6. Традиционная деревянная архитектура пермского края.
- •Лекция 7. Промышленная архитектура пермского края
- •Лекция 8. Памятники истории и архитектуры перми
- •Лекция 9. Памятники истории и архитектуры перми. Лекция 2-я.
- •Лекция 10. Памятники истории и архитектуры соликамска.
- •Лекция 11. Памятники истории и архитектуры чердыни и ныроба.
- •Лекция 12. Памятники истории и архитектуры кунгура
- •Лекция 13. Памятники истории и архитектуры усолья
- •Лекция 14. Памятники градостроительства и архитектуры городов-заводов прикамья.
- •Лекция 15. Архитектурно-этнографический музей хохловка
- •Лекция 16. Использование объектов культурного наследия в историко-культурном туризме.
- •Заключение
- •Примерная тематика курсовых работ
- •1. Основная
- •2. Дополнительная:
Лекция 6. Традиционная деревянная архитектура пермского края.
В XII в. земли, располагавшиеся к северо-востоку от русских княжеств, начали осваиваться Новгородом. Позже инициативу колонизации Прикамья перехватило великое княжество Московское. Источники фиксируют два основных колонизационных потока. С середины XV в. север Пермского края в основном осваивается населением Поморских уездов страны. А после падения Казанского ханства и более южные районы Верхнего Прикамья стали интенсивно заселяться выходцами из Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Русские переселенцы приносили привычные для них типы сооружений и строительные приемы, которые перерабатывали в соответствии с местными климатическими и социально-экономическими условиями. При создании традиционного прикамского жилого дома также нашли применение конструкции коми-пермяцкой избы «керку».
Формы народного жилища в Прикамье чрезвычайно многообразны. Но все они произошли от простого сруба, четырехстенной избы, к которой по мере обживания и роста материального благополучия пристраивались сени или неотапливаемая «горница» - еще один сруб, соединяемый с первым сенями.
Все наличное разнообразие народных жилищ Прикамья с известной долей условности можно свести к двум основным типам изб, привнесенных на Урал из разных частей страны. В основе первого из них лежит принцип планировки северной избы «кошелем», у которой хозяйственные постройки примыкают сбоку к жилой части и перекрываются с ней общей крышей. Такие избы и усадьбы встречаются как в коми-пермяцких, так и в русских селениях Прикамья. В отличие от северных изб «кошелем», амбары, конюшни, ледники и кладовые отделены от жилого помещения и размещались по периметру двора. Рядом с избой располагались ворота во двор. Сама изба по размерам значительно меньше северной и строилась из двух клетей, соединенных сенями («изба со связью»). Длинная сторона сруба обращалась на улицу и считалась главным фасадом. В центре его к сеням пристраивалось крыльцо. Изба имеет подклет, высотой не более полутора метров. Попадали в подклет через «западню» - люк в полу у печи. Пол из теса настилали, как правило, непосредственно на землю, потолок устраивался из колотых бревен, опирающихся на брус-«матицу». С чердака потолок для теплоизоляции обмазывали глиной и засыпали слоем прокаленного песка. Двускатная тесовая крыша настилалась по стропилам-«курицам», сверху фиксировалась охлупнем, внизу тес упирался в «потоки» - желоба для стока воды. У прикамских изб устраивались три вида крылец: на столбах, на консолях и прирубом.
Избы второго типа распространены по всей территории Пермской края, но по большей части в его южных районах. Торцевая сторона сруба считается фасадом и выходит на улицу. Фасад имеет от двух до пяти, но обычно три окна. Длинная стена с крыльцом оказывается во дворе. Такой тип жилища развился из избы «брусом», в которой хозяйственные постройки являются продолжением жилой части и примыкают к ней сзади. В отличие от северного варианта такой избы, прикамская – меньше, а усадьба организуется иначе: хозяйственные постройки отделены от основного сруба и размещены по периметру двора. Ворота устраивались рядом с избой, иногда в стенке хозяйственного сарая.
На основе этих двух разновидностей избы прикамские плотники создали впечатляющее разнообразие новых типов и вариантов жилищ. В деревнях и селах Прикамья встречаются «двойные» и «тройные» дома, в которых собственно изба входит в общую композицию не как главный сруб, а равный по объему со срубами вспомогательных построек. Такие дома, как правило, объединены с крытым двором. Они могут быть покрыты общей кровлей, а могут иметь отдельные крыши, образующие живописные композиции – группы построек «под три коня» и «под четыре коня». Интересен характерный только для Урала тип «подсарайной избы» с расположенным над жилой частью сенным сараем. Встречаются избы, близкие жилым домам русского Севера, например, изба «кошелем» в д. Моргунова Суксунского района и д. Турай Кунгурского, дом «глаголем» с хозяйственными постройками, в плане напоминающий букву «Г» в д. Писаное Красновишерского района, изба «брусом» в с. Новорождественское Лысьвенского района. Но в условиях Прикамья типы этих зданий имели свои особенности: они имеют небольшие размеры, в избах отсутствует подклет, постройки почти лишены декоративных элементов. В Ильинском, Кунгурском, Березовском, Октябрьском и Суксунском районах встречаются избы, срубленные из «циклопических» бревен, достигающих в диаметре 50-80 см. Таковы дом В.Е. Малмыгина в с. Алтынное Октябрьского района, изба по ул. Советской в с. Березовка, жилой дом учителей в д. Моргуново Суксунского района, дома в д. Турай Кунгурского района.
В южной части края типы домов и усадеб близки сельским постройкам Поволжья. Избы окружены с трех сторон открытым двором, некоторые покрыты дощатой обшивкой и затейливой резьбой, например в с. Бардабашка Куединского района.
В дальнейшем в развитии конструкции деревянных жилищ Прикамья большую роль стал играть технический прогресс. В конце XVIII – начале XIX в. в связи с распространением пильных мельниц вместо колотых и тесаных плах все шире стали использоваться пиленые доски и брус, что обусловило новые принципы формообразования в деревянной архитектуре. Стали исчезать самцовые (щипцовые) фронтоны крыш, на смену им пришли двух- и четырехскатные дощатые покрытия. Вместо крепостного вида бревенчатых оград появились более легкие дощатые заборы.
Большинство крупных прикамских поселений имело оборонительные сооружения. Первый на Урале кремль был возведен в 1535 г. в Чердыни дьяком С.Д. Курчевым. Уральские плотники при возведении крепостей использовали несколько устойчивых типов башен и фортификационных сооружений, отличавшихся отточенной веками простой и рациональной конструкцией. Своеобразным «модулем» оборонительной архитектуры служило стандартное бревно длиною «по полутретье сажени, а в отрубе пять вершков». «Глухие», т.е. непроезжие башни имели квадратный или прямоугольный план, от чего зависела конструкция кровли: квадратные башни увенчивались шатром, а прямоугольные четырехскатной коньковой крышей. Проездные башни, наряду с прямоугольными планами, имели и более сложное устройство. На главных выездах из крепости устанавливались стройные башни-шестерики, а в Верхотурском деревянном и Кунгурском кремлях приезжающих встречали впечатляющие башни, срубленные «на 12 углов».
Особый переходный характер имели заводские остроги XVIII в. В них объединялись строительные приемы и инженерные решения, унаследованные от средневековья, и планы, заимствованные из европейской оборонительной архитектуры. Так, крепость Егошихинского поселка имела две традиционные башни, но в то же время в острожных стенах были устроены пятиугольные бастионы для удобства обстрела пространства вдоль стен (куртин). Деревоземляных укреплений, выстроенных по системе Вобана, столь распространенных на Южном Урале, в Прикамье не строили.
Оборонительное зодчество было одним из первых видов архитектуры, где было применено «типовое» проектирование. Это позволяло быстро восстанавливать башни, тарасы и остроги после пожаров, которые поражали уральские города в примерно раз в четверть века.
По этой же причине немногие из кремлей и острогов Прикамья простояли до конца XVIII в., когда они, как утратившие оборонительную функцию, были разобраны. Сохранился лишь единственный памятник этого типа – дозорная башня острога с. Торговища Суксунского района.