Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корчагин Историко-культурный туризм архпамятник...doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
504.32 Кб
Скачать

Лекция 2. Памятники архитектуры и градостроительства

Понятийный аппарат в сфере исследования и охраны культурного наследия менялся в зависимости от развития научных представлений о памятниках, от изменения политической ситуации в России и мире. В различные исторические периоды для определения объектов культурного наследия использовались термины «древности», «памятники старины», «памятники искусства и старины», «памятники зодчества», «памятники истории», «памятники революции, социалистического строительства и труда», «памятники истории и культуры», соответствующие отдельным этапам развития исследования и охраны историко-культурного наследия. Определение понятия «памятник», его оценка менялись в зависимости от уровня исторических и культурных представлений. Взаимосвязь и взаимовлияние уровня общественного сознания, исторической культуры и системы охраны культурного наследия не подлежат сомнению.

Термин «памятник» возникает и конкретизируется в России в первой половине XIX в., постепенно вытесняя бытовавший до того расплывчатое понятие «древности». Первоначально, памятниками в России считались исключительно предметы быта, оружие, монеты, мелкая пластика, ювелирные изделия и т.п. Положение Комитета Министров от 4 июля 1822 г. «О средствах к сохранению достопамятностей Тавриды» впервые отнесло к памятникам произведения зодчества – мечети и старинные крепости. Циркуляр Министра внутренних дел от 31 декабря 1826 г. упрочил и расширил эту важную позицию, потребовав от гражданских губернаторов собирать сведения «в каких городах есть остатки древних замков и крепостей или других зданий древности», а Указ Синода 1842 г. отнес к памятникам старинные церкви и имеющиеся в них фрески.

К середине XIX в. сложились первые представление о том, что же является памятниками. Оно формулировалось в правительственных актах, дававших им лишь одну, далекую от научной объективности – хронологическую – характеристику: «древний». Для уточнения этого критерия, Императорское (Петербургское) археологическое общество предложило в 1851 г. «назначить 1700 год крайним пределом для исследования русских древностей». Этот принцип, устанавливающий минимальный возраст для выявляемых и рассматриваемых специалистами памятников в 150 лет, не был никем оспорен и надолго утвердился в науке.

Термин «памятники искусства и старины», сложившийся еще до революции был окончательно закреплен в советском законодательстве 1920-х гг. Критерием для отнесения объекта к памятникам служило «большое научное, историческое или художественное значение». Памятники делились на «монументальные» и «вещевые». Современное памятнико-охранное законодательство, введя критерий «недвижимости», создало предпосылки для дальнейшей разработки классификации объектов культурного наследия, однако пока этого не сделано, стоит придерживаться традиционной типологии, тем более что с памятниками архитектуры неразрывно связаны произведения монументального и декоративного искусства, объекты городской планировки и инфраструктуры, имеющие историко-культурное значение.

Памятники градостроительства и архитектуры, как составная часть творческого наследия предыдущих поколений, подчиняются общим законам его развития. В научной литературе принята периодизация истории архитектуры по стилистическому критерию.

Стиль (от греч. stylos — остроконечная палочка для письма по воску) — общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно–художественного содержания. Применительно к архитектуре следует говорить о стиле целых эпох или крупных художественных направлениях, имеющих аналогии в пластических и др. искусствах: романский стиль, готика, барокко, рококо, классицизм и пр.

К приведенному перечню стилистических направлений архитектуры необходимо добавить следующее. Во-первых, здесь перечислены не все стили, а только представленные на территории России, в которой развитие архитектуры стало подчиняться общеевропейским закономерностям с петровской эпохи. Во-вторых, используемая искусствоведами классификация в известной мере условна, разрабатывалась в основном на европейском материале и не охватывает всего разнообразия мировой архитектуры, не только по территориальному и хронологическому признакам, но и критерию материала. Так в Европе сложилось только две развитые (иначе – «великие») деревянные архитектуры: норвежская и русская, которые остаются за рамками общепринятой стилистической типологии.

Несмотря на сложность и неоднозначность теоретических установок искусствоведения, историку, специализирующемуся в области охраны и использования культурного наследия, необходимо овладеть его понятийным аппаратом, а кроме того уметь оперировать терминами из области строительства и архитектуры.

Древнеримский архитектор и инженер Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре», сформулировал три основных принципа создания произведений архитектуры – польза, прочность, красота. Известная утилитарность, подразумеваемая первыми двумя принципами, отделяет архитектурные памятники от произведений искусства по характеру их использования. В отличие от живописных полотен они изначально были призваны противостоять неблагоприятным природно-климатическим условиям, и весьма немногие из них создавались в расчете «на вечность». Этим простым фактом порождается особое отношение к реставрации, реконструкции и воссозданию памятников градостроительства и архитектуры.

Реставрация (от позднелат. restauratio — восстановление) — восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде. Данный термин равноправно применяется как к архитектурным памятникам, так и к произведениям искусства.

Реконструкция (от ре... и лат. constructio — построение) — 1) коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города); 2) восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (например, реконструкция памятника архитектуры). Уже само двойное значение термина предполагает, что реконструкция не применима к произведениям искусства, поскольку принципиально немыслимо «реконструировать» всегда неповторимый «почерк», «руку» живописца или скульптора, но вполне возможно восстановить утраченные архитектурные элементы по сохранившимся аналогам или строительным чертежам.

Воссоздание — как создание вновь, возобновление, воспроизведение в точности – строго говоря, не может рассматриваться как реставрация, а вновь возведенные сооружения не могут быть признаны памятниками. Повторное создание утраченного древнего здания (иначе – «новодела» или «макета в натуральную величину») занятие бессмысленное и дорогостоящее. Оно может быть оправдано только в исключительных случаях, как одно из средств решения более широкой задачи: градостроительной, мемориальной или для восстановления цельности ансамбля2. Возможно лишь воссоздание утраченных доминант, отдельных элементов ансамбля или части исторической среды при обязательном условии тщательной научной разработке проекта, сборе иконографического, архивного и др. материалов.

В связи с современной интенсивной застройкой исторических центров городов, при которой зачастую происходит искажение или даже утрата подлинных градостроительных и архитектурных объектов прошлого, встает неотложная проблема определения пределов допустимого вмешательства в сложившуюся историко-архитектурную среду. Часто эти прецеденты носят политический характер (особенно в Москве – строительство «новоделов» храма Христа Спасителя, Казанского собора и Воскресенских ворот с Иверской часовней на Красной площади). Специалисты-архитекторы и реставраторы едины во мнении – уникальные архитектурные памятники воссоздавать нельзя.