Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чуковский+.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
139.26 Кб
Скачать
  1. Литературные сказки для малышей «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Тараканище», «Телефон», «Муха-цокотуха».

Особенности сказок К.И.Чуковского:

  1. Начинаются с приключения или столкновения, которое приводит к драматическому конфликту и заканчивается победой добра и справедливости.

  2. Знакомит с миром вещей домашнего обихода.

  3. Населяют сказки насекомые, звери, домашние животные, как знакомые, так и экзотические (это развивает фантазию). Все они, как и положено в сказке, разговаривают, наделены характером и действуют в конкретное время (олицетворение). Часто героем сказок является крокодил, который охарактеризован всесторонне.

  4. В сказках есть носители зла, которые в конце или уничтожаются, или исправляются под давлением обстоятельств.

  5. Присутствие реалистических героев.

  6. Часто сказка заканчивается всеобщим весельем.

  7. Художественные средства:

  • юмор (на неправдоподобии событий или смех-осуждение);

  • фольклорные традиции (перевертыши, дразнилки,.'загадки, считалки,

  • повторы, звукоподражания);

  • прием приключенческой литературы (бегства, сложности на пути,внезапное спасение);

  • сценичность (есть все элементы композиции).

Для детей К. Чуковский создавал песенки, загадки. В издательстве «Радуга» вышли сборники обработанных К. Чу­ковским народных песенок и стишков «Свинки» (1926), «Рыжий и Красный» (1927), «Скок-наскок» (1927) и др.

Следует помнить, что эти сказки создавались К. Чуковским в годы, когда педологи и вульгарные социологи отрицали сказку как жанр литературы для детей. По их требованию все народные, литературные сказки удалялись из библиотек. Подвергались запрету и сказки К. Чуковского. Чуковский вспоминает: «Сказки мои были приняты в штыки: скопом напали на них леваки педологи и прочие человеки в футляре, которые гнездились тогда в Наркомпросе. Их возмутила и новая, непривычная форма стиха, и фантастичность сюжета, и несоответствие моей простодушной тематики с их мертвыми, канцелярскими схема­ми»8. Преодолевая непонимание и заушательскую критику, К. Чуковский убежденно и последовательно работал в избранном жанре. Его сказки пользовались неизменным успехом, и успех этот не был случайностью. Созданию веселой сказки предше­ствовало длительное изучение детской психологии и языка. В статье «Работа над сказкой» Чуковский рассказывает, что прежде чем написать свою первую сказку, он лет пятнадцать изучал малышей.

«Я... ни­когда не дерзнул бы приступить к сочинению моих «Мойдодыров»,— говорил Чуковский,— если бы не попытался дознаться заранее, каковы потребности и вкусы малолетних «читателей», к которым мне предстоит адресоваться со своими стихами, и каков наиболее правильный метод сильнейшего воздействия на их психику». ,

Писатель подчеркивал исключительное значение для детей сказки, которая не только развлекает, но и учит. Определяя цель сказок, он в 1956 г. писал: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастья­ми, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так как при слушании ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужествен­ных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или муха-цокотуха, или бесстрашный комар, или просто «деревяшечка в зыбочке»,— вся наша задача заклю­чатся в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприим­чивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек — не человек. Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, созда­вала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некра­совых, Чеховых, Горьких...».

Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках. В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состояла в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им наши «взрос­лые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), но и по возможности поднять их литера­турный и умственный уровень. Выполняя поставленную задачу, писатель ввел в сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского развивают в детях творческие способности, воображение, вкус и любовь к художественному слову. Они веселят, смешат читателей, учат их сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других.

На Втором всесоюзном съезде советских писателей в содо­кладе о советской литературе для детей и юношества Б. По­левой говорил о трех путях развития нашей сказки: «Это путь творческой обработки народных сказок, по которому пошли П. Бажов, А. Толстой, Д. Нагишкин: это, во-вторых, путь созда­ния поэтических сказок о природе типа сказок Виталия Биан- ки. И, наконец, у нас проторен и третий путь, по которому идет полностью К. И. Чуковский,, написавший еще в давние, дореволюционные времена своего «Крокодила Крокодиловича»,— путь веселой, озорной сказки-шутки... В веселой, искренней, легкой форме сказки эти несут серьезную воспитательную идею, но несут так, что ребенок этого не замечает, без надрыва, без поднятого вверх пальца, без риторики».

Сказки Чуковского начинаются с приключения или столк­новения, которое приводит к драматическому конфликту, и закан­чиваются полной победой добра и справедливости. Они знакомят ребенка с миром вещей домашнего обихода. Сказки населяют насекомые: муха, паук, таракан, комар; звери: слоны, жирафы, ягуары, гиппопотамы, гориллы, львы, тигры, медведи, кит; встречаются домашние животные: коровы, бараны, козы, свиньи, кошки; домашние птицы: утки, куры; создан и новый сказочный герой — Мойдодыр, «умывальников начальник и мочалок коман­дир». Все они, как и положено в сказке, разговаривают, наделены определенным характером и действуют в конкретных условиях жизни (времени написания сказок).

Героем сказок Чуковского часто является крокодил. Он вы­ступает в самых различных ситуациях главным или второсте­пенным лицом. В одноименной сказке он главный персонаж. В «Путанице» крокодил тушит горящее море, в «Мойдодыре» — гуляет по Таврическому саду, глотает мочалку и угрожает проглотить грязнулю. В «Краденом солнце» крокодил глотает солнце, в «Тараканище» он от испуга проглотил жабу, а в «Телефоне» обедает в кругу семьи, глотает калоши. Крокодил охарактеризован разносторонне: он уродлив, но он и спасает детей от Бармалея, заставляет неряху умыться. Он любит де­тей. У крокодила свои детеныши — Кокошенька и Лёлёшенька. Наконец, он весельчак, шутник.

Носители зла — кровожадный, беспощадный разбойник Бар­малей, Паук, Таракан, Колдун-Индюк — в конце сказки уничто­жаются. Комарик срубил голову кровососу Пауку, Воробей клюнул Таракана, Крокодил проглотил Бармалея. Некоторые отри­цательные персонажи в сказках Чуковского под давлением обстоятельств исправляются: мальчуган-грязнуля испугался кро­кодила и умылся; бабушка Федора становится аккуратной.

В сказках Чуковского живут реалистические герои и персо­нажи. Храбрый Ваня Васильчиков — Крокодила победитель и освободитель зверей:

Он боец, Молодец, Он герой Удалой.

(«Крокодил»)

Добрый доктор Айболит самоотверженно лечит больных «и ко­рову, и волчицу, и жука, и червяка, и медведицу». По зову гиппопотама он летит в Африку, чтобы лечить бегемотиков, тигрят и верблюжат. Доктор Айболит спасает Танечку и Ванечку от злого Бармалея. Малыши любят Айболита, хотят ему подра­жать. Об этом говорит хотя бы такой любопытный факт, описан­ный в одной из газет в 1965 г. Накануне первого сентября корреспондент взял -интервью у людей разных возрастов, начи­нающих свой учебный год. Он спросил у малыша, который вместе с мамой покупал портфель, кем он хочет быть. Не задумы­ваясь, малыш ответил: «Айболитом». Такова популярность сказочного образа.

Сказкам К. Чуковского свойствен мягкий юмор, вызванный неправдоподобием описываемых событий. Нельзя без доброй улыбки читать строчки:

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда. («Телефон»)

Другую тональность приобретает юмор, когда речь идет о неряхе («Федорино горе»), о грязнуле («Мойдодыр»), о трусли­вых, ненадежных зверях («Тараканище»). Там ясно звучит смех- осуждение. Достаточно вспомнить строчки о мальчике-грязнуле:

У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя.

(«Мойдодыр»)

Когда опасность устранена, герои сказок бурно радуются:

Рада, рада, рада, рада детвора.

Заплясала, заиграла у костра... («Бармалей»)

То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют

Удалого Воробья! («Тараканище»)

И рада и счастлива вся детвора:

«Приехал, приехал! Ура! Ура!» («Айболит»)

В «Путанице» радуются звери, в «Краденом солнце» — ребя­та и зверята радуются вместе:

Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки...

Ничуть не хуже умеют радоваться насекомые в «Мухе- Цокотухе». Веселится и посуда в «Федорином горе»:

Засмеялися кастрюли. Самовару подмигнули...

В создании сказок К. Чуковский широко пользовался тра­дициями русского детского фольклора. В фольклорных песенках- небыличках мир изображен заведомо неверно:

Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота.

Из устного народного творчества К. Чуковский перенес в литературу не только перевертыш. Его сказки буквально прони­заны детским фольклором: потешками, дразнилками, считалка­ми, загадками, повторами, звукоподражанием, эмоциональным ритмом, соответствующими интонациями.

Кроме фольклора, К. Чуковский ввел в свои сказки приемы приключенческой литературы. В статье «Работа над сказкой» он писал, что для сказок взял весь инвентарь приключенчес­ких романов для юношества: и бегство из родительского дома, и экзотику дальних стран, и встречу с разъяренными зверями, и пребывание в плену у дикарей, и внезапное спасение из этого плена. Все эти приемы Чуковский творчески перерабатывал, строго придерживаясь принципа, что поэзия для маленьких детей должна быть и для взрослых поэзией.

К. Чуковский настойчиво искал новых путей в детской поэзии, вырабатывал свою поэтику. В «Заповедях для детских поэтов» он писал, что стихи для детей должны быть «графичны, то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии, должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойст­венна абсолютная образность». Поэтому все стихи сказок Чу­ковского — цепь словесных рисунков. Например:

Ехали медведи На велосипеде. Л за ними кот Задом наперед. Л за ним комарики

На воздушном шарике. («Тараканище»)

Сказки Чуковского динамичны. В них все движется:

А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек. Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток

И молчок! («Муха-Цокотуха»)

К. Чуковский утверждал, что, если стихи «невозможно ни петь, ни плясать... они никогда не зажгут малолетних сер­дец». Поэтому своим произведениям он придает лирически- песенный характер. «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и другие сказки воспринимаются детьми как песня, под которую можно двигаться, жестикулировать, приплясывать.

Сказки Чуковского отличаются игровым характером. «Игра,— писал А. С. Макаренко в статье «Игра»,— имеет важное значе­ние в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». К. Чуков­ский пришел к такому же выводу в книге «От двух до пяти».

Он указывал, что детским писателям нельзя забывать о том, что «... их стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность младших и средних школьников, за очень небольшими исключениями, выливается в форму игры». Дети могут не только читать, но и разыгрывать «Айболита», «Мойдодыра», «Телефон» и др.

Стихи поэта музыкальны, ритм подвижен, переменчив. К. Чуковский разнообразит фактуру стиха в соответствии с его содержанием. В ритмической основе почти всех сказок лежит хорей, что создает стремительный плясовой характер сказки. Каждый стих поэта— синтаксически законченное целое:

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. («Мойдодыр»)

Большое внимание уделяется рифме стихов. Поэт считает: «... слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики... Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особое внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку». В стихах Чуковского выполняется еще одно его требование: «... не загро­мождать своих стихов прилагательными. Стихи, которые богаты эпитетами,— стихи не для малых, а для старших детей...».

Таковы некоторые принципы поэтики Чуковского, они дают возможность увидеть отношение поэта к детской книге. Теперь уже не приходится доказывать, что создание стихотворения для маленьких требует от автора разностороннего таланта, что поэ­зия для малышей должна быть большим искусством.