Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-я Сессия 7 февраля 2011 год - Отечественная и...docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
990.35 Кб
Скачать

Е

Иоганна-Елизавета

ё мать, Иоганна Елизавета Голштейн-Готторпская представляет собой несколько более сложный характер, чем у отца. Она четвертая дочь князя Гольштейн-Готторпского и воспитывалась при дворе своего дяди, владетельного князя Брауншвейга. В ту пору Брауншвейгский двор являлся самым значительным в Германии. Но Иоганна-Елизавета играла при этом дворе роль бедной родственницы.

По воспоминаниям современников, она была очаровательная, легкомысленная, темпераментная, охотно следовавшая всем веяниям тогдашней моды. Она отличалась необычайной фамильной гордостью и посвящала большую часть своего времени поддержанию родственных связей посредством корреспонденции и разъездов с визитами. С русским царствующим домом ее соединяли семейные связи. Её кузен Фридрих Голштинский женился на младшей дочери Петра Великого, Анне. Родной же брат Иоганны-Елизаветы был женихом царевны Елизаветы.

Появление на свет Екатерины явилось разочарованием для её родителей, мечтавших о сыне. Помимо Фике (так называли ее домашние), было еще четверо детей, которые росли болезненными и требовали дополнительного внимания. Она росла подвижной, веселой и независимой девочкой. Ее гувернантка, француженка-гугенотка Елизавета Кардель отмечала в ней независимый нрав, а сама Екатерина более всего любила играть с другими детьми, предпочитая при этом грубоватые мальчишеские игры спокойным и чинным играм девочек. Родители были недовольны "мальчишеским" поведением дочери, но это их тоже устраивало.

Екатерина получила домашнее образование. Учителя обучали принцессу тому, чему и положено было учить девушку ее круга, – английскому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Отношения с матерью не были особенно сердечными. Считалось, что шансов на удачное замужество у Фике немного, и принцесса Иоганна Елизавета старалась воспитывать дочь в строгости, подавляя всякие проявления гордости и высокомерия. Того и другого у девочки было, видимо, вдоволь.

Екатерина писала потом: «Меня воспитывали с тем, чтобы я вышла замуж за какого-нибудь мелкого соседского принца, и соответственно этому меня и учили, всему, что тогда требовалось, уметь танцевать, чуточку разбираться в музыке и тогдашней классической литературе, писать красивым подчерком, поддерживать беседу, изящно кланяться,…Что там ещё? Французский язык. Вот и все, пожалуй».

София Августа Фредерика

Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих произвела впечатление развитой и много обещающей девочки. Уже в детстве она была склонна к самостоятельным рассуждениям и позднее вспоминала, что «сохранила на всю жизнь обыкновение уступать только разуму и кротости». Свои природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней. Когда ей исполнилось 15 лет, жизнь ее резко поменялась.

В 1742 году императрица Елизавета, не имевшая детей, назначила наследником российского престола своего племянника герцога Шлезвинг-Голштинского Карла Петра Ульриха, который принял православие и стал великим князем Петром Федоровичем. И хотя Петр не отличался каким-нибудь блестящим умом, Елизавете заменить его было не кем.

Князь Петр Федорович

В 1744 году императрица решила женить племянника и выписала ему невесту из Германии. Это была 15-летняя девочка София Августа Фредерика. Ее матери императрица написала письмо с приглашением в далекий Петербург. К письму был приложен чек на 10 000 рублей для покрытия путевых издержек. Хотя в письме

Хотя в письме ни слова не говорилось о замужестве, родители сразу сообразили, в чём дело…

Путешествие в Россию было похоже на сказку и оставило в памяти будущей императрицы неизгладимый след. Первая встреча с ней произвела на юную принцессу неизгладимое впечатление. «Когда мы прошли через все покои, – вспоминала впоследствии Екатерина, – нас ввели в приемную императрицы. Поистине нельзя было тогда видеть ее в первый раз и не поразиться ее красотой и величественной осанкой.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Романовой (1709-1762)

…Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая… Ее платье было из серебряного глазета с золотым галуном; на голове у нее было черное перо, воткнутое сбоку и стоявшее прямо, а прическа из своих волос с множеством брильянтов».

Елизавета приняла Екатерину и её мать чрезвычайно радушно. Пётр впервые дни также был очень предупредителен к ней. Однако Екатерина очень быстро его раскусила. Вскоре Пётр, между прочим, сказал своей будущей невесте. Что ему более нравится в ней то, что она его двоюродная сестра, и он может говорить с ней откровенно. Мечта о счастье, как ей казалось, становилась явью: ее окружали почет, роскошь, а будущее сулило корону, о которой она так давно мечтала.

Екатерина не могла не быть благодарна за это судьбе. Судьбу олицетворяла Елизавета Петровна, а платой за счастье был брак с Петром - Ульрихом, уже провозглашенным к тому времени великим князем Петром Федоровичем. Надо полагать, что поначалу принцесса искренне благоговела перед императрицей и готова была служить ей верой и правдой, тем более что и Елизавета была к ней очень добра. Что же касается будущего мужа, то ему принцесса не особенно симпатизировала. Будучи на два года старше, он явно уступал ей в развитии.

Сразу после приезда в Россию она стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией; которую воспринимала как новую родину. И 28 июня 1744 года София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день была обручена с будущим императором, которому исполнилось 17 лет, и который был ей троюродным братом. Позже она писала об этом времени:

«Сердце не предвещало мне счастья, одно честолюбие меня поддерживало. В глубине моей души было не знаю что-то такое; не на минуту не оставлявшее во мне сомнения, что рано или поздно я добьюсь того что сделаюсь самодержавною русской императрицею»

И так, 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, и Екатерина Алексеевна получила титул императорского высочества.

Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало. Петр по-прежнему играл в куклы и, к ужасу молодой жены, даже приносил их на брачное ложе. Визг собак, клацанье ружейных затворов, стук сапог и звяканье бутылок, грубые шутки, табачный дым и невыносимые звуки скрипки – вот что в течение семнадцати лет доносилось в ее спальню из покоев мужа. Но самым оскорбительным было то, что он пренебрегал ею как женщиной. Об этом Екатерина позже пишет:

«Я очень хорошо видела, что великий князь меня совсем не любит; через две недели после свадьбы он мне сказал, что влюблён в девицу Карр, фрейлину императрицы. Правду сказать, я говорила самой себе, что с этим человеком я непременно буду очень несчастной, если и поддамся чувству любви к нему, за которое так плохо платили, и что будет с чего умереть от ревности безо всякой для кого бы то ни было пользы.

Итак, я старалась из самолюбия заставить себя не ревновать к человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна, исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было».

У Екатерины Алексеевны все дни были наполнены множеством разнообразных впечатлений. Строго держала посты, много и усердно молилась, особенно при людях. В это время отношения с великим князем были достаточно приятельскими.

Жизнь при дворе

Жизнь Екатерины при дворе была строго регламентирована. Специально приставленные люди следили за каждым ее шагом, она не имела права выйти на прогулку без разрешения императрицы, и, конечно, ей не позволяли вмешиваться в политику. Она продолжает заниматься самообразованием, читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, большое количество другой литературы. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. Страстная и горячая от природы Екатерина пристрастилась к охоте и верховой езде.

Поначалу роскошь русского двора, постоянно сменявшие друг друга балы, маскарады и другие развлечения увлекли юную принцессу, закружили ее в бешеном вихре. Иначе и не могло быть, ведь когда она приехала в Россию, ей было всего 15 лет. Впервые у нее, девочки из небогатой семьи, появились собственные средства. Она могла покупать себе наряды и драгоценности и веселиться, как того требовали ее молодость, природная веселость и нравы того времени. Впервые она оказалась и в центре внимания большого двора, ей говорили комплименты, льстили, перед ней заискивали. Выяснилось, что она вовсе не дурнушка, как думала о себе, но, напротив, привлекательная и даже очаровательная молодая женщина. Казалось, именно ради такой жизни она и приехала в Россию.

Но уже скоро Екатерина обнаружила, что, в сущности, оказалась в золотой клетке. Ее мать, возомнившая себя крупным политиком и неуклюже пытавшаяся выполнить задание прусского короля – агитировать в Петербурге в его пользу, быстро испортила отношения при дворе и сразу после свадьбы Екатерины и Петра вынуждена была покинуть Россию. Ни с отцом, ни с матерью будущей императрице увидеться, уже не было суждено. Когда Христиан Август умер, от имени Елизаветы Петровны Екатерине передали, что слишком горевать не стоит, поскольку ее отец не был королем. Когда же умерла и Иоганна Елизавета, Екатерине пришлось оплачивать ее долги.

За каждым шагом великой княгини зорко следили, она должна была подчиняться строгим правилам, и даже письма к родителям за нее писали в Коллегии иностранных дел. Стоило ей с кем-нибудь подружиться, сблизиться, как этого человека сразу же удаляли прочь. Да и окружавшие ее вельможи на поверку оказались совсем не так благодушны и благожелательны, как казалось вначале. Они постоянно плели интриги, сплетничали и отчаянно боролись между собой за влияние на императрицу Елизавету.

Что же касается самой императрицы, позднее, по мере того как ее собственная красота угасала, стала ревновать к молодости, уму и очарованию юной Екатерины. Великая княгиня понимала, что для сохранения и упрочения своего положения ей надо бороться. Сама жизнь учила ее искусству лести, компромисса, политического маневра. Между тем придворные развлечения постепенно стали ей приедаться. Сколь бы ни были они пышны и роскошны, удовлетвориться лишь ими Екатерина не могла. Ее пытливый ум нуждался в пище иного рода.

Но от великой княгини ждали, что она принесет царскому роду наследника. Год шел за годом, а брак Екатерины и Петра Федоровича оставался бездетным. В 1750 г., императрица приставила к Екатерине М.С. Чоглокова, которая обвинила ее в отсутствии детей, великая княгиня отвечала, что, будучи уже пять лет замужем, она до сих пор сохранила девственность.

И тут мы подходим к весьма щекотливому вопросу, который так любят смаковать романисты и перед которым обычно умолкают историки. Речь идет о любовниках Екатерины.

Первый из них, гвардейский офицер Сергей Салтыков. Он появился, когда она терпела свое замужество уже 7 лет. Что же удивительного, если молодой женщине захотелось испытать настоящую любовь, и почему не предположить, что она влюбилась в Салтыкова?

В 1754 году Екатерина родила сына, будущего императора Павла I. Вопрос о том, кто был его отцом, также весьма занимателен. Совершенно не пытаясь скрывать свою связь с Салтыковым, впрямую о его отцовстве Екатерина нигде не говорит. Таким образом, она и Петру предоставила честь считать себя отцом Павла. Елизавета Петровна считала, что невестка выполнила отведенную ей задачу. Правда, новорожденного она забрала в свои покои, воспитывала, как сама находила нужным, и мать допускали к сыну только с её разрешения.

Но зато великая Екатерина была теперь предоставлена сама себе. Место отосланного из Петербурга Салтыкова через некоторое время занял молодой польский дипломат Станислав Август Понятовский.

Станислав Август Понятовский (1732-1798)

Изящный, красивый, образованный, он был достойным собеседником и приоткрыл перед Екатериной еще одну, неведомую ей область: влюбленную в него женщину Понятовский посвящал в тайны международной политики. Сама же Екатерина к этому времени уже в полной мере освоила искусство придворного поведения и научилась делать то, что ей нравилось, умело скрывая это от императрицы и иных любопытных глаз.

Так, она тайно убегала на свидания к любовнику и каталась верхом, используя мужское седло, что было строжайше запрещено Елизаветой. Одновременно она делала все, чтобы завоевать симпатии двора: была подчеркнуто, набожна, соблюдала все обряды Православной Церкви, делала придворным богатые подарки, проявляла о них всяческую заботу. Слух о её уме, доброте и религиозности постепенно выходили за стены царского дворца и распространялись по стране.

И 20 декабря 1758 Екатерина родила дочь Анну, что вызывало сильное недовольство Петра. Однажды он публично заявил: « Бог знает, откуда моя жена берет свою беременность, я не слишком – то знаю, мой ли это ребенок и должен ли я принять его на свой счет».

Составленный список "любимцев" Екатерины с 1753 по 1796г., т.е. за 43 года, насчитывает 15 человек, причем на первые девять лет до восшествия на престол приходятся трое, из которых первые два были от нее насильно удалены, а третий способствовал перевороту 1762 года. Действительно, ко времени воцарения Екатерины наличие у императриц фаворитов давно уже стало нормой, никого особенно не возмущавшей.