
- •Заключение
- •Этика малого джихада
- •Религиозная война с точки зрения других конфессиональных традиций
- •Джихад первых мусульман
- •Цели ислама сегодня
- •Необычные примеры джихада
- •Примеры из сунны пророка (мир ему и благословение Всевышнего)
- •Интересные примеры борьбы за свои права
- •Неудачные примеры джихада
- •Заключение
- •Примечания:
Необычные примеры джихада
При тщательном изучении нашей темы — методов ведения джихада[13] в современных условиях — открываются весьма интересные факты. Так, хорошо известная битва при Бадре была ответом на лишение мекканцами имущества мусульман, и удар изначально планировался именно по торговому каравану, т.е. многобожники лишались бы не только товаров, необходимых для жизни, но и части торговых путей (экономика того времени в этом и заключалась). И если караван все-таки достиг Мекки, то дороги, по которым велась торговля, оказались под угрозой[14]. И Всевышний Аллах, никогда не оставляющий истинно верующих без своей помощи, помогал мусульманам, посылая бедствия на их врагов, что выразилось в засухе, постигшей мекканцев около 630 г. (незадолго до завоевания мусульманами Мекки[15]).
Экономика — это не только деньги, это и ресурсы (как сырьевые, так и энергетические), и структура (заводы, фабрики), и промышленность, и еще многое другое. Стоит вспомнить, что богатейшие люди планеты живут в Брунее, Саудовской Аравии[16], Арабских Эмиратах, Кувейте и т.д. — и они так же мусульмане.
К сожалению, мусульмане не пользуются в полной мере теми благами, которыми одарил их Всевышний. Серьезной проблемой на данном уровне является отсутствие квалифицированных специалистов по экономическим наукам из числа последователей ислама. Это, в свою очередь, отражается на возможностях того или иного государства проводить свою, независимую от других, политику. А ведь именно исламская цивилизация имеет все предпосылки для создания мощнейшей экономической системы, т.к. большинство сырьевых ресурсов (таких, как нефть, газ, руды и пр.) находятся в их руках. Но, во-первых, обладая такими дарами Аллаха, мусульманские государства не развивают свою инфраструктуру (в результате чего они гонят лишь сырую нефть, тогда как переработанная стоит гораздо дороже), а во-вторых, почти не пользуются ими в целях исламской политики. Хотя пример был, и он показал, насколько мощно это оружие, насколько оно превосходит все военные действия, вместе взятые — нефтяной кризис октября — декабря 1973 г. Тогда в результате решительных действий руководителей ряда арабских государств (под лозунгами исламской солидарности в качестве ответа на поддержку Западом сионистов в ходе арабо-израильской войны) была резко поднята цена на нефть, и в течение нескольких дней все население Голландии, занявшей произраильскую позицию, против которой (а также против США) была объявлена экономическая блокада, пересело на велосипеды.
«5 ноября 1973 г. десять арабских государств — экспортеров нефти — решили сократить добычу в декабре на 29% по сравнению с сентябрем. Реакция Западной Европы была немедленной. Уже 6 ноября утром правительства стран тогдашней “девятки” (Европейского экономического сообщества) высказались за выполнение резолюций Совета Безопасности, принятых в связи с военными действиями, а также резолюции Совета Безопасности № 242 во всех ее частях, включая освобождение оккупированных [Израилем] в 1967 г. арабских территорий»[17]. Как видно, «принципиальная» позиция Европы может измениться буквально в течение одной ночи, если из-за этих самых принципов может покачнуться экономическое благосостояние «сильных мира сего».
Разве это не по исламу? Разве это не джихад?
И это лишь один из способов использования экономических рычагов. Есть и другие, не менее сильные, при помощи которых можно добиваться положительных для мусульман результатов. Так, например, зависимость экономики одного государства от другого при желании способно привести более слабую страну к отказу от враждебных действий по отношению к мусульманам; или же власти этой зависимой страны дадут добро на раскрытие истинного образа ислама, что собственно и является целью джихада. Одним из образцов таких действий, с которых надо брать пример, является Малайзия, которая в лице ее исламских научно-исследовательских институтов, оказала влияние на власти нескольких малых стран в Океании, после чего король Тонга в 1990-х гг. разрешил строительство исламского центра в столице своей страны, а правитель Западного Самоа заявил о своей симпатии к исламу.
И все же и экономика, и информация, и многое другое — всего лишь ступени лестницы, ведущей к двери, за которой спрятана идеология. Оказывается, и простые школьные учебники способны повернуть сознание (и подсознание, что может даже и главнее) на 180 градусов. Ведь именно основываясь на них, формируется мировоззрение, т.е. фактически задается программа, по которой следует жить — и лишь немногие способны потом выйти за ее рамки.
Чтобы понять мощность такого оружия, достаточно вспомнить недавнюю российскую действительность, когда многие из нас были искренне рады переходу власти в руки так называемых демократов. Лишь потом, через несколько лет пришло прозрение и разочарование. Как же получилось, что мы сами оказались проводниками идей разрушителей нашей Родины? Разве выиграли мусульмане от распада Союза? Гражданская война в Таджикистане, религиозные преследования в Узбекистане (не говоря уже о разоренной экономике всех мусульманских стран СНГ) показывают, что совсем нет[18]. Порой мы, даже не догадываясь, действуем во благо наших общих врагов, которые преподносят нам на блюдечке свои идеи, раскрашивая их в красочные (оранжево-розовые) цвета. Хочется отметить, что такие идеи, а иногда и целые идеологии, не просто появляются случайно, а напротив — готовятся годами и целенаправленно внедряются, подобно бомбам замедленного действия, причем в зависимости от ситуации, возможно в несколько регионов сразу для большего эффекта.
Можно ли использовать данный метод мусульманам? По нашему мнению, не только можно, но и нужно, правда с большими ограничениями, т.к. неправильный шаг покалечит не одного или двух: целые поколения могут пострадать в результате неправильных действий на этом уровне[19].
Именно идеологический джихад (вкупе со всеми другими уровнями, т.к. подчас одни способы невозможно осуществить без других) принес, и приносит до сих пор, тот результат, свидетелями которого мы являемся: идеи ислама, включающие в себя братство, равенство и справедливость, а также дающие ответы на многочисленные вопросы (самый главный из которых — «в чем смысл жизни?»), постепенно вытеснили другие идеологии на большой части земного шара. И этот процесс продолжается.
Такие действия Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) , его сподвижников (р.а.) и их последователей восходили к тактике и стратегии, когда они знали, как поступать в определенный момент — наступать или отступать, заключать перемирие или нет, усилить свои позиции в каком-то регионе или пока оставить все без изменений. Если же постараться выразить все это одной фразой, то окажется, что они обладали еще одним, самым мощным, орудием — Различением. Этот термин встречается в Коране несколько раз, есть даже сура под названием «Аль-Фуркан». Но особенно четко он выражен в айате 29 суры «Аль-Анфаль»: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью», т.е. Всевышний Аллах говорит о том, что любой искренне верующий в Него и боящийся Его, может достичь такого уровня, получив этот дар[20]. Многие в жизни часто сталкиваются с ситуациями, требующими подумать и решить, как стоит поступить: так или иначе. Правильный, т.е. угодный Всевышнему, выбор и будет Различением[21].
Сравнивая действия на всех уровнях ведения джихада, мы непременно придем к выводу, что, как для мусульман, так и для их противников[22], идеологический джихад является наиболее предпочтительным и действенным, и именно для его претворения в жизнь необходимо создавать все условия. Средства же, вложенные в него, приносят гораздо больше пользы, чем потраченные на более низких уровнях.