Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
201.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
616.45 Кб
Скачать

26 Ноября открылся последний IV съезд партии эсеров. Де¬легаты определённо высказались за борьбу с большевиками под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!».

А 19 ноября начал работу первый съезд повой партии — ле¬вых эсеров. Три недели спустя левые эсеры согласились войти в Советское правительство и получили в нём почти половину порт¬фелей (в том числе такие важные, как наркоматы земледелия, юстиции). Два этих съезда окончательно оформили состоявший¬ся в партии раскол.

И вот в разгар всех этих тяжёлых для эсеров событий они неожиданно узнали о своей... победе. Их лозунги, в том числе главный — о земельном переделе, принесли им успех на выбо¬рах в Учредительное собрание 12 ноября. Но эта победа, за которую 1б лет боролась пар¬тия, имела теперь какой-то иллюзорный, символический харак¬тер. Ведь победила старая, ещё единая партия, в списках которой товарищами оставались А. Керенский и М. Спиридонова... Мало кого из эсеров эта победа по-настоящему обнадёжила.

В марте 1918 г. левые эсеры разошлись с большевиками по во¬просу о подписании Брестского мира. Левые эсеры (как, впро¬чем, и многие большевики во главе с Н. Бухариным) выступили за «революционную войну» с Германией. Когда Брестский мир всё-таки одобрили, левые эсеры вышли из правительства.

Левые эсеры рассчитывали дать бой по вопросу о комбедах и Брестском мире на V съезде Советов, который открывался 4 июля. Но вскоре стало ясно, что левые эсеры останутся на нём в меньшинстве. Хотя они и получили очень много мест (353), большевикам досталось ещё больше (773), а другим партиям - всего 28 мест. На выборах голос рабочего «весил» в пять раз боль¬ше голоса крестьянина, а поддерживали левых эсеров в основном крестьяне.

24 июня ЦК партии левых эсеров принял тайное решение сорвать Брестский мир с помощью покушений на «виднейших представителей германского империализма», 6 июля, в разгар работы съезда Советов, левый эсер Яков Блюмкин исполнил ре¬шение своего ЦК: застрелил германского посла графа Виль-гельма Мирбаха. После такого шага возобновление войны каза¬лось неизбежным. В сообщении властей в тот же день говори¬лось: «Россия теперь по вине негодяев левоэсерства на волосок от войны,..».

Из посольства Яков Блюмкин направился в военный отряд чекистов, который возглавлял левый эсер Д. Попов. Здесь, в шта¬бе отряда в Трёхсвятительском переулке, собрались члены ЦК левых эсеров. Через несколько часов сюда же прибыл председа¬тель ВЧК Феликс Дзержинский. Он потребовал немедленно вы¬дать ему убийцу германского посла. Конечно, левые эсеры не могли выдать товарища. Они предпочли обезоружить и аресто¬вать самого Ф. Дзержинского... Так началось событие, известное как восстание, или мятеж, левых эсеров.

Когда Д. Попов узнал, что левоэсеровские делегаты во главе с Марией Спиридоновой арестованы, он решил действовать. Его отряд открыл беспорядочный артиллерийский огонь по Кремлю. Однако немногие снаряды, упавшие на территорию крепости, особого вреда ей не причинили.

Небольшой отряд во главе с левым эсером Василием Лихобадиным захватил здание Главного телеграфа. Оттуда В. Лихобадин разослал по стране несколько телеграмм. В одной из них он предложил «задерживать всякие депеши за подписью Ленина-Троцкого и Свердлова, признавая их вредными для Советской власти вообще и правящей в настоящее время партии левых эсе¬ров в частности».

Большевики бросили против левых эсеров красных латыш¬ских стрелков. Утром 7 июля латыши заняли телеграф. Из пушек они обстреляли здание штаба Д. Попова в Трёхсвятительском переулке. 17 выпущенных по зданию артиллерийских выстрелов решили исход борьбы: левые эсеры покинули свой штаб. К по¬лдню всё было кончено, "мятежники» разоружены. Вечером того же дня в Трёхсвятительский переулок приехал В. Ленин с Н. Круп¬ской. Они осмотрели здание штаба левых эсеров, разбитое пу¬шечным огнём...

Через два дня по решению ВЧК 13 чекистов из отряда Д. По¬пова расстреляли как "изменников*. Почти всех остальных арес¬тованных в тот же день выпустили, а М. Спиридонову освободи¬ли спустя пять месяцев. Я. Блюмкина заочно осудили на три года заключения.

Сами левые эсеры позднее утверждали, что никакого восста¬ния с их стороны не было, а только самозащита, к которой их вынудили обстоятельства. Так или иначе, июльские события поч¬ти уничтожили их партию как значительную политическую силу. Левые эсеры уже никогда не смогли восстановить своё былое влияние.

Социал-демократы. Зарождение социал-демократии.

В России в 90-е гг. XIX в. среди интеллигенции быстро стали распространяться идеи марксизма. Былая народническая вера в крестьянство, в сельскую общину оказалась почти забыта. Теперь революционеры с надеждой смотрели на рабочих, «пролетариев», которых называли «самым передовым классом общества»! Именно среди рабочих они прежде всего искали поддержки. Во многих городах возникли кружки и группы марксистской интеллигенции. Очевидно, следующим шагом должно было стать их объединение.

1 марта 1898 г. в Минске на квартире одного рабочего-железнодорожника тайно собрался съезд социал-демократов. В этом небольшом провинциальном городе революционеры надеялись избежать слишком пристальной полицейской слежки. В съезде, который продлился три дня, участвовали девять предста¬вителей марксистских кружков и групп из разных частей России. Его участники назвали основанную ими организацию Россий¬ской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Они избрали Центральный Комитет (ЦК) партии из трёх человек и утвердили манифест РСДРП, написанный Петром Струве. В то время этот будущий видный либеральный деятель придерживал¬ся марксистских взглядов...

Однако полиция вскоре свела на нет почти все результаты съезда, арестовав большинство его участников и «обезглавив» тем самым новорождённую партию.

Следующий шаг к объединению русских марксистов был сделан в 1900 г. 11 декабря в Лейпциге вышел первый номер со¬циал-демократической газеты «Искра». Эпиграфом газеты стала знаменитая строка из стихотворного ответа декабристов А. Пуш¬кину: «Из искры возгорится пламя!». Редакция «Искры» объеди¬нила два поколения русских социал-демократов: «старых марк¬систов» (Георгий Плеханов, Павел Аксельрод, Вера Засулич) и молодое поколение (Владимир Ленин, Юлий Мартов, Александр Потресов). Печатали газету за границей, а в Россию её тайно пе¬ревозили специальные курьеры. Здесь «Искру» распространяли подпольно. Редакция газеты надеялась, что на этой основе в Рос¬сии возникнет сеть нелегальных партийных комитетов.

Среди социал-демократов шли жаркие споры о том, на ка¬кие общественные силы должна опираться их партия. Конечно, марксисты хотели, чтобы их поддерживали рабочие. Но слово «рабочая» в названии партии вызвало немалые споры еще на I съезде: ведь входила в партию пока почти исключительно ин¬теллигенция. В. Засулич позднее назвала РСДРП «организацией интеллигентов для пропаганды среди рабочих».

В марте 1902 г. В. Ленин в брошюре «Что делать?» выдвинул новую, непривычную по тем временам идею. Он доказывал, что костяк партии должны составить «профессиональные революци¬онеры». Взяв на себя роль своеобразных «доверенных лиц» ра¬бочего класса, они смогли бы привести его к победе.

Социал-демократы, конечно, оказались в рядах наиболее деятель¬ных участников революции 1905—1907 гг. В частности, и боль¬шевики, и меньшевики участвовали в Московском восстании в декабре 1905 г. Однако позднее они несколько разошлись в оценках, данных ими вос¬станию.

За годы революции состоялись три съезда социал-демокра¬тической партии: в 1905 г. — в Лондоне, год спустя — в Стокголь¬ме и в 1907 г. — вновь в Лондоне. На последнем из них делегаты представляли 150 тыс. членов партии. В последующие годы, по¬сле окончательного поражения революции, численность партии стала резко сокращаться. Не созывались больше и партийные съезды — вплоть до Февральской революции 1917г.

Среди меньшевиков после роспуска II Думы возникло тече¬ние «легалистов» (Павел Аксельрод, Фёдор Дан, Юлий Мартов и др.). Они стремились всемерно расширить легальную деятель¬ность партии, «вывести её из подполья». Легалисты считали, что в подполье сейчас делать нечего, а вне его — масса полезной ра¬боты. Оппоненты прозвали их «ликвидаторами» за намерение «ликвидировать подполье». В то же время в рядах большевиков появилось противоположное течение «отзовистов» во главе с Александром Богдановым. Они считали невозможным присутст¬вие революционеров в «столыпинской» Думе и требовали отозвать депутатов-большевиков. В. Ленин и его сторонники вели борьбу «на два фронта»: одновременно против отзовистов и лик¬видаторов.

Некоторые социал-демократы в те же годы неожиданно ув¬леклись весьма необычными в революционной среде идеями «бо¬гостроительства» и «богоискательства». Так, Анатолий Луначар¬ский стал рассматривать социализм как своеобразную форму религии, искал формы нового религиозного культа. Г. Плеханов за это с издёвкой называл его Блаженным Анатолием.

В целом после окончания первой русской революции и по¬беды правительства над революционным движением для соци¬ал-демократов наступили очень трудные времена. Они пережи¬вали острые внутренние разногласия; в партии происходило брожение. Директор Департамента полиции С. Белецкий позд¬нее признавался: «Вся задача моего руководства заключалась в том, чтобы не дать возможности партии соединиться».

Оборонцы и пораженцы.

Начавшаяся Первая мировая война немедленно разделила всех социалистов на два течения — «оборонцев» (сторонников вой¬ны) и «интернационалистов» (противников войны). Последних часто называли также «пораженцами».

Среди русских социал-демократов позицию «обороны оте¬чества» сразу же занял Г. Плеханов. Он заявил, что, когда речь за¬ходит о защите страны от внешнего нападения, борьба классов сменяется их сотрудничеством. В 1916 г. Георгий Плеханов, Алек¬сандр Потресов и другие меньшевики-оборонцы подготовили и выпустили сборник «Самозащита», где отстаивали эти идеи.

На противоположном — крайне пораженческом — фланге оказались большевики. Правда, и среди них нашлись отдельные оборонцы. Но они не составили какого-то особого течения и вскоре покинули ряды большевиков.

Большевики выдвинули лозунг: «Мир хижинам, война двор¬цам!». Они считали, что путь к миру пролегает через гражданскую войну против угнетателей, развязавших всемирное кровопроли¬тие.

В июле 1914 г. власти закрыли газету «Правда», а затем и все другие большевистские издания, 6 ноября были арестованы пять думских депутатов-большевиков. Спустя несколько месяцев их судили за пораженчество и приговорили к вечной ссылке в Си¬бирь. Подсудимых защищал с немалым красноречием адвокат Александр Керенский, но добиться оправдательного приговора ему не удалось.

Меньшевики в это время размежевались на несколько тече¬ний — от крайних оборонцев (Г. Плеханов) до непримиримых к войне пораженцев (Ю. Мартов). Однако меньшевики всё же сохранили легальную фракцию в Думе, которую возглавил Нико¬лай Чхеидзе.

В сентябре 1915 г. в швейцарской деревне Циммервальд социалисты из 11 стран подписали манифест, призывавший к пре¬кращению войны. Лозунга превратить мировую войну в граж¬данскую в нём не было. От социал-демократов России подписи под ним поставили меньшевик П. Аксельрод и большевик В. Ленин.

Впервые недели после Февральской революции 1917г. могло показаться, что между большевиками и меньшевиками возникло не¬ожиданное единство. И те и другие «условно поддерживали» Вре¬менное правительство, считали, что солдатам на фронте нельзя бросать оружие. Но так продолжалось недолго. Возвращение В. Ленина в Россию и его Апрельские тезисы положили конец этому недолгому единогласию. Н. Чхеидзе заметил тогда: «Вне револю¬ции останется один Ленин, мы же пойдём своим путём».

Между тем в первые месяцы после революции численность меньшевиков стремительно росла. Она увеличилась примерно в 10—15 раз и к осени достигла 200 тыс. человек. Николай Чхеид¬зе возглавлял самый важный в стране столичный Совет. Но уже к осени приток в партию новых членов замедлился. Внутри неё росли противоре¬чия. Г. Плеханов и его группа уже не относили себя к меньшеви¬кам. В августе состоялся съезд меньшевиков, которые образова¬ли Российскую социал-демократическую рабочую партию (объ¬единённую) — сокращённо РСДРП(о).

Популярность меньшевиков среди населения стремительно падала. Ярким тому свидетельством стали выборы в Учредительное собрание, прошедшие в ноябре. Меньшевики потерпели на этих выборах катастрофическое поражение, не набрав и 3% го¬лосов. Большинство поданных за них голосов (около 1,3 млн) было собрано в Грузии...

Кадеты (конституционные демократы). «Союз освобождения».

К 1902 г. в России уже существовали две крупные партии — эсе¬ры и социал-демократы. Но за ними шла только меньшая часть интеллигенции. Основная масса интеллигенции выступала за гражданские свободы, но не сочувствовала социализму. В 1902 г, начало оформляться соответствующее политическое течение - либеральное. С 1 июня стал выходить журнал этого направле¬ния — «Освобождение». Он пе¬чатался за границей и распро¬странялся в России.

Год спустя два десятка близ¬ких к журналу интеллигентов и земских деятелей отправились в Швейцарию. Они ехали туда в качестве туристов, но привле¬кали их не живописные аль¬пийские пейзажи. В июле 1903 г. в окрестностях Кон¬станца и Боденского озера они основали нелегальную полити¬ческую организацию — «Союз освобождения». Вначале рамки «Союза» оставались довольно размытыми, в нём состояли не только либералы, но и некото¬рые социалисты.

Движение быстро разрасталось. В январе 1904 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд «Союза освобождения». На него прибыли делегаты из 22 городов. Они одобрили програм¬му, в которой, по словам Павла Милюкова, одного из основате¬лей «Союза», постарались выполнить два условия. Во-первых, вы¬разить чаяния «всей русской интеллигенции»; во-вторых, при¬близить программу к реальной жизни, сделать её «исполнимой», чтобы она не осталась несбыточной мечтой.

Стержнем программы стало требование гражданских свобод, а также конституции и всеобщего избирательного права. Правда, к последнему пункту относились довольно настороженно

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]