Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word (60).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
502.78 Кб
Скачать

Человеческий фактор: в зоне ответственности заказчика

Андрей Гусев, независимый эксперт, аттестованный в качестве расследователя авиационных происшествий, кандидат философских наук

Проблемы профессиональной надежности летных экипажей рассматривались в журнале «Авиапанорама» на протяжении 2005–2010 гг. в целом ряде экспертно-аналитических статей, авторами которых выступали ведущие в стране ученые в области человеческого фактора в летной деятельности (профессора А.А. Меденков, В.В. Козлов, В.П. Меркулов, Г.П. Шибанов и др.). Настоящая статья наглядно свидетельствует о непонимании отдельными чиновниками существующих проблем и об отсутствии достойного отношения как к жизни действующих авиаторов, так и к памяти погибших в авиационных происшествиях

Из Распоряжения Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 554-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2010–2014 годах»:

«Высокий уровень аварийности в государственной авиации является одним из важных факторов…, составляющих угрозу обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

За 10 лет общие потери всей государственной авиации Российской Федерации составили 301 воздушное судно, при этом погибли 773 человека. Относительный показатель (число авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета), характеризующий уровень аварийности, в течение 30 лет находится на уровне 4–5 авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета в то время, как в ведущих авиационных державах данный показатель в 2 и более раз ниже.

Решение проблемы высокой аварийности позволит обеспечить снижение рисков авиационных происшествий, чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного, экономического и оборонного потенциалов, создание условий для устойчивого развития государственной авиации, достижение показателей безопасности полетов, соответствующих уровню передовых авиационных держав».

Весомые слова. Правильная концепция. Скоро, наверное, в 2011 году, будет и решение Правительства Российской Федерации об утверждении самой целевой программы, во всяком случае, деньги на соответствующие исследования и капиталовложения в бюджете на текущий год уже имеются (выделены). Но позвольте, почему так долго в моей стране принимаются решения, реализация которых могла начаться ещё в 2007 году? Да и не факт, что целевая программа, разработка которой началась ещё в 2005 году, к 2015 году будет выполнена хотя бы на 50%, а в ней будет решена и та проблема, о которой дальше пойдет речь.

Ежегодно в результате авиационных происшествий государству наносится материальный ущерб в несколько миллиардов рублей.

До 90% аварий и катастроф происходит при непосредственном участии авиационного персонала, естественное функционирование которого обусловлено психофизиологическими особенностями человека. Такие особенности относятся к одной из трёх  групп, обычно  рассматриваемых комиссиями как «факторы – причины» нарушений в системе «человек–машина–среда». Зачастую они неправильно интерпретируются журналистами, как «человеческий фактор» и многими ошибочно воспринимаются в качестве потенциальной причины происшествия (опасный фактор, причина, вина!). При этом по данным из средств массовой информации, в Военно-воздушных силах снижена сложность полетных заданий, исключены полеты по наиболее опасным видам боевой подготовки. Но из-за малого остатка ресурса авиационной техники и других средств, возможности поддержки натренированности экипажей всё равно остаются ограничены.

Может быть, в этом кроется причина той статистики, в которой половина авиационных происшествий вследствие ошибок и нарушений допускается экипажами под командованием летчиков 1-го класса. Более того, в 65% этих событий командирами экипажей являются руководители, занимавшие должности от командира авиаэскадрильи и выше.

Всё это так, да не совсем.