- •Наука и философия. Наука и искусство
- •Преднаука в генезисе научного знания
- •Становление науки в античности
- •Особенности средневековой науки
- •Становление опытной науки в Новое время
- •Неклассическая наука конца XIX – начала XX вв.
- •Возникновение дисциплинарно организованной науки.
- •Научное знание как система
- •Общая характеристика эмпирического уровня научного познания
- •Общая характеристика теоретического уровня научного познания
- •Основания науки
- •История проблемы роста научного знания
- •Неопозитивистские модели роста научного знания
- •Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
- •Научные революции как смена оснований науки
- •Научные революции как смена типов научной рациональности
- •Основные характеристики современной постнеклассической науки
- •Наука и власть
- •Литература
Основные характеристики современной постнеклассической науки
С точки зрения организации и формы в современной науке происходят процессы дифференциации и интеграции.
Дифференциация научного знания связана с возникновением собственно научных дисциплин в XVII-XVIII вв., появлением новых научных дисциплин со своим предметом и специфическими средствами познания. Как известно, в античной философии не сложилось разграничения между отдельными областями исследования, не существовало отдельных научных дисциплин, за исключением математики и астрономии.
Первыми оформившимися в научные дисциплины были небесная и земная механика, наряду с математикой и астрономией. В дальнейшем процесс дифференциации научного знания углублялся и расширялся с появлением новых научных дисциплин, таких, как химия, геология, биология и др. Сформировались образ науки как дисциплинарно организованного знания и дисциплинарный подход, ориентированный на изучение специфических, частных закономерностей и явлений.
Дифференциация наук в огромной степени способствовала (и способствует) возрастанию глубины, точности и гибкости научного знания. Однако уже к концу XIX – началу XX вв. в связи с новыми открытиями в области физики, астрономии, химии, биологии, медицины становится очевидным факт, согласно которому дисциплинарный подход носит ограниченный характер и не способен объяснить наиболее общие закономерности, управляющие явлениями, не способен открыть фундаментальные законы, раскрывающие взаимосвязи между разными группами и классами явлений или целых областей природы.
В связи с этим назрела другая, противоположная дифференциации, тенденция – интеграция, позволяющая изучать многие процессы и явления с единой, общей точки зрения. Кроме того, в процессе интеграции становится возможным использование методов одной науки в другой, в результате чего возникли такие междисциплинарные науки, как астрофизика, биофизика, биохимия, геохимия. В настоящее время процесс интеграции в науке усиливается, появляются все новые синтетические науки, позволяющие рассматривать объекты и явления в их глубинных взаимосвязях и, одновременно, с точки зрения общих закономерностей и тенденций.
Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.
Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого – Вселенной.
В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика.
Термин «синергетика» (от греч. synergeticos – совместно действующий) ввел в научный обиход немецкий физик Г. Хакен, в работе «Синергетика» он поясняет, что для исследования процессов самоорганизации в сложных системах необходимо кооперирование многих дисциплин.
Сложные системы – это системы живой природы, некоторые социальные и гуманитарные системы. Их отличительными особенностями являются динамичность и перестройка структурных и организационных форм. Поэтому их определяют как самоорганизующиеся системы.
Самоорганизация предполагает изменение прежней организации, порядка или структуры и появление нового на основе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Главный вопрос, на который призвана ответить синергетика, заключается в следующем: как, каким образом возникают устойчивость и порядок в таких системах, если по своей сути они неустойчивы, динамичны?
Для этого необходимо следующее условие – система должна быть открытой по отношению к окружающей ее среде, с которой каждая частица системы взаимодействует, получая от нее приток энергии (или вещества). Система включает в себя неустойчивые моменты, случайные отклонения – флуктуации, которые, при условии открытости системы, не подавляются ею, а накапливаются, возрастают и со временем приводят систему к «расшатыванию», к распаду прежнего и возникновению нового порядка. Бельгийский ученый (русский по происхождению) И. Пригожин характеризует этот принцип как принцип образования порядка через флуктуации. Флуктуации имеют случайный характер, из чего следует, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов (пример – теория эволюции Дарвина: происхождение человека – это случайность).
Какое значение имеют эти идеи для практической жизни и деятельности человека и человечества? Зная, как устроено сложное в мире, по каким законам оно функционирует, становится возможным вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации.
Синергетическая парадигма позволяет рассматривать окружающий человека мир не как оппозицию «субъект – мир», а как сосуществование человека вместе с миром, поскольку сам человек – самоорганизующаяся система. Человек в мире вовлечен в иерархию ситуаций, а потому он всегда живет в ситуации выбора вариантов поведения, ответственен за свои поступки.
Синтезом системного и эволюционного подходов является глобальный эволюционизм.
Вообще, идеи эволюции возникли в науке в XVIII-XIX вв. Это, в частности, следующие концепции:
– гипотеза П. Лапласа о возникновении Солнечной системы из туманности;
– теория геологической эволюции Ч. Лайеля;
– эволюционная теория Ч. Дарвина в биологии.
В начале XX в. возникает космология, которая занимается исследованием космической эволюции; космология представляет собой синтез астрономии, физики, геометрии. Она возникла на базе теории относительности, и сначала основное внимание в ней уделялось геометрии Вселенной (кривизне четырехмерного пространства). Затем, в 20-30-х гг. XX в., русский физик А.А. Фридман и американский астроном Э.П. Хаббл теоретически обосновали идею расширяющейся Вселенной. В дальнейшем американский ученый Г.А. Гамов, отталкиваясь от идеи расширяющейся Вселенной, попытался раскрыть картину происхождения химических элементов Вселенной. Как результат – была обоснована идея космической эволюции, согласно которой она есть начало всех процессов и форм развития материальных систем во Вселенной.
Предполагается, что началом космической эволюции был «большой взрыв»: Вселенная находилась в сверхплотном и сверхгорячем состоянии, затем произошел взрыв, после чего она начала расширяться и постепенно охлаждаться. Что представляла собой Вселенная до взрыва – неизвестно, можно лишь гипотетически предположить, что вещество Вселенной состояло из нейтронов, которые превращались в протоны, из них возникли сначала ядра атомов, а потом и атомы.
Уместно указать и на существование других гипотез образования Вселенной. Так, учеными была предложена гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой после расширения должен следовать обратный процесс – сжатие. И совсем недавно, приблизительно четверть века назад, была выдвинута гипотеза, рассматривающая Вселенную как гигантскую флуктуацию (случайное отклонение, изменение) вакуума. Ценность этой гипотезы заключается в том, что она помогает раскрыть состояние Вселенной до взрыва.
Стало очевидным, что основой эволюции является нарушение симметрий между ядерными и гравитационными силами, благодаря чему стало возможным образование звезд, галактик и других космических объектов. Разрушение симметрии привело не только к возникновению микро- и макрообъектов, оно способствовало дальнейшему формированию эволюционных процессов как на уровне микро-, так и макромира. Эволюция в микромире создала условия для развертывания эволюции в макромире. В свою очередь, это привело к биологической эволюции – эволюции сложноорганизованных живых систем.
Таким образом, сегодня можно говорить о глобальном, или универсальном, эволюционизме, что позволяет рассматривать Вселенную как единый процесс эволюции взаимосвязанных систем различного уровня.
Проблемы профессиональной ответственности ученого.
Этика науки
Проблемы научной ответственности начинают оформляться уже в античности, это связано с именами Аристотеля («Платон мне друг, но истина дороже») и Гиппократа («Не навреди»). Это были указания на ответственность ученого за истинность знания и врача за здоровье пациента.
Выделяют способы обоснования ответственности:
– теологическая концепция ответственности (пример – заповеди Божьи: люди несут ответственность за их выполнение перед Богом);
– социологическая концепция ответственности – ответственность появляется как следствие применения власти в любой сфере жизни;
– метафизическая ответственность – это следствие развития форм отражения как атрибута материи. На основе отражения формируется духовность как отражение по чужим законам, а на основе опережающего отражения по чужим законам формируется «ответственность».
Виды ответственности, применимые к науке:
– юридическая;
– моральная: классическая (ответственность перед другими людьми и ответственность перед прошлым и настоящим, т.е. перед традицией и современниками) и современная (ответственность перед всем существующим в мире и перед будущим);
– профессиональная (ответственность ученого перед научным сообществом за проведение исследования и их результаты, за выполнение статусных предписаний и за соблюдение норм и поддержание ценностей науки).
Этика науки может быть внутренней и внешней.
Внутренняя этика науки рассматривается на основе социальных статусов, которые могут занимать ученые:
– ученый как автор (нормы: необходимость ссылок на использованные работы; точность приводимых цитат и ссылок; количество публикаций; самокритика; необходимость публикаций по неудавшимся исследованиям; необходимо просчитать вклад каждого ученого в создание статьи и отразить это в порядке перечисления фамилий);
– ученый-эксперт (это рецензент, который в рамках научного сообщества определяет уровень проведенной работы, где не должно быть ангажированности и консервативности);
– преподаватель (является носителем «неявного» знания в сфере научной этики, он должен передать его (на своем примере или на основе рассказов о других ученых) своим ученикам);
– консультант (осуществляет взаимодействие между наукой и обществом (экспертиза научной деятельности для общества), где необходимы нейтрализация субъективности взгляда и обязательно указание на вероятностный характер оценки консультанта);
– популяризатор науки (взаимодействие не напрямую с обществом, а через журналистов, правила: контроль за интерпретацией материала журналистом (прежде чем печатать, нужно проверить или дать письменное опровержение); нельзя предоставлять журналистам неапробированную информацию, на которую нет экспертной оценки; ученый должен быть объективным при общении с журналистами, т.е. указать на возможность иных оценок, нежели те, которые дал он).
Внешняя этика науки – это ответственность всей науки перед обществом. Она заключается в следующем:
– экологизм;
– строгая объективность (неангажированность);
– самоограничение (так, английский ученый Сеншеймер предлагает устранить исследования по таким темам, как лазерное расщепление протонов, что облегчает изготовление ядерного оружия террористам; геронтологию – науку о продлении жизни; исследование внеземных цивилизаций);
– точность и щепетильность в проведении исследования (повторное их проведение для подтверждения результатов может дорого стоить);
– универсализм (ориентирование на достижение объективного общезначимого знания);
– коллективность научной деятельности (полученное наукой знание принадлежит всему обществу и является следствием научной традиции, любой человек может пользоваться научными результатами);
– бескорыстие как регулятив научного поиска;
– организованный скептицизм (требование критического отношения к собственным и чужим результатам исследования);
– рационализм (опора на теоретические способы познания);
– эмоциональная нейтральность (все симпатии и антипатии должны быть под контролем разума).
