
- •Охарактеризуйте нлп с точки зрения его использования на практике. Для каких целей он был изобретен?
- •Дайте периодизацию развития нлп. Какие ученые внесли свой вклад в его становление?
- •Что такое семейная терапия Вирджинии Сатир? Какое отношение она имеет к созданию нлп?
- •Что такое «карта не есть территория»?
- •Как Вы понимаете пресуппозицию нлп «всякий результат положителен»?
- •Как можно охарактеризовать отличие нлп от психоанализа?
- •Что такое игры нового кода? На каких нейролингвистических основаниях они созданы?
- •Что понимается под якорением? Какие виды якорей Вам известны?
- •Как функционирует отзеркаливание? Зачем применяется этот прием?
Что такое «карта не есть территория»?
Соотношение карты и территории — вопрос о соотношении между символом и объектом. Известное выражение Альфреда Коржибски — «Карта не есть территория» — означает, что абстракция, выведенная из чего-нибудь, или реакция на неё не является самой вещью; иными словами, перст, указующий на предмет, не есть сам предмет; метафорическая репрезентация какого-то концепта не является самим концептом; научная теория, описывающая «объективную реальность», не является самой «объективной реальностью» и т. д. То, что карта не территория, значит, что описание реальности не является самой реальностью.
«Карта не есть территория» — также основополагающий принцип нейролингвистического программирования, использующийся для обозначения того, что на самом деле ни один человек в общем не обладает доступом к абсолютному знанию реальности, ему доступна лишь совокупность убеждений о реальности, приобретённых им за время жизни. Как считается, важно осознавать, что убеждения людей относительно реальности и их знание явлений («карта») не являются самой реальностью или всеми явлениями, о которых они могли бы знать («территория»). Основатели НЛП заимствовали данное наблюдение из общей семантики Альфреда Коржибски.
Как Вы понимаете пресуппозицию нлп «всякий результат положителен»?
Пресуппозиции НЛП представляют собой одновременно и основные принципы нейро-лингвистического программирования. Пресуппозиции (например, «вселенная дружественна и полна ресурсов»), или набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений (не обязательно доказуемых), в НЛП используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. Пресуппозиции сформулированы в соответствии с принципами, лежащими за НЛП. По словам Джейн Ревелл, британского тренера НЛП, пресуппозиции «не являются философией, или нерушимым мировоззрением, или набором правил и регуляций. Скорее, это предположения, на основании которых индивиды совершают последующие действия».
Одна из важнейших пресуппозиций НЛП – «Нет поражений, есть только обратная связь”. В нейролингвистическом программировании коммуникация не рассматривается в понятиях «успеха» и «неудачи». Скорее, она рассматривается с точки зрения эффективности или неэффективности. Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод разочаровываться и отчаиваться, но ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. Пресуппозиция заимствуется из принципа важности петель обратной связи в теории информации (Уильям Росс Эшби).
Как можно охарактеризовать отличие нлп от психоанализа?
Как известно психоаналитикам, психический аппарат человека работает с символическим, знаковым материалом. Едва ли не любое психическое явление имеет знаковую природу. При этом никто из психологов не исследовал природу самого знака как такового. А занимались этим лингвисты, математики и философы. В результате этих исследований сформировались две модели знака, имеющие хождение в разных кругах.
Одна из них - двусторонняя модель Фердинанда де Соссюра. Две стороны знака в этой модели - собственно знак и означаемый объект.
Соссюр был языковедом, одним из отцов структурной лингвистики, и его модель получила признание среди гуманитариев. Так, именно ей пользовалась знаменитая Тартуская семиотическая школа во главе с Юрием Лотманом. А психология в целом и психоанализ в частности осознаётся (как обществом, так и самими психологами и психоаналитиками) как гуманитарная дисциплина.
Другая модель знака сформулирована философом Чарльзом Пирсом и математиком Готлобом Фреге, сходные с их формулировками мысли высказывал философ Бертран Рассел. В этой модели три стороны - собственно знак, означаемый объект и реакция на знак (отношения между собственно знаком и последними двумя обычно интерпретируются как значение и смысл соответственно).
Трёхсторонняя модель Пирса-Фреге известна гораздо меньше модели Соссюра, а среди гуманитариев хождения практически не имеет.
Поскольку гуманитарии пользуются двусторонней Соссюровской моделью знака, всё, что так или иначе связано с реакциями, не осознаётся ими как знаковая ситуация. Так, бихевиоризм символами не занимается. С этим же связано нежелание НЛП признавать символическую природу психической деятельности: их интересуют реакции на сообщения как единственное, что может быть исследовано. Одна из базовых пресуппозиций НЛП так и звучит: смысл коммуникации - в вызываемой ей реакции.
Но в трёхсторонней модели знака так и есть - смысл, в отличие от значения, действительно реакция на знак. Рассел склонен был отнести к разряду знаковых ситуаций даже безусловные рефлексы, трактуя рефлекторный ответ на раздражитель как смысл раздражителя.
Пользуясь моделью Пирса-Фреге, можно определить те области знаковой природы психики, на которых сосредоточены исследования психоаналитиков и НЛПеров. Первые занимаются преимущественно отношениями между знаком и означаемым объектом (т.е. значениями символов), вторые - между знаком и реакцией на него (т.е. смыслами символов). В этом и заключается фундаментальное различие между психоанализом и НЛП.
Именно этим различием, не осознаваемым ни теми, ни другими (поскольку большинству из них незнакома необходимая для такого различания модель), можно объяснить и приписываемую психоаналитиками НЛПерам склонность к манипуляциям (для последних слово "манипуляция" не имеет негативного смыслового оттенка, а является практически синонимом слова "коммуникация").
Возможно, это различие обусловлено временем и культурным контекстом, в которых сформировались психоанализ и НЛП.
Фрейд был младшим современником Дарвина и Маркса, интересовавшихся объективной реальностью, наука его времени изучала объекты. Когда в 1886 г. Фрейд стажировался у Шарко в клинике "Сальпетриер", немецкий химик Винклер открыл элемент германий, предсказанный Менделеевым как экасилиций. Ни у кого не возникало (и не возникает до сих пор) сомнений в том, что за символом Ge стоит объективно существующий элемент - в XX веке из него стали делать полупроводниковые приборы. В таком, ориентированном на поиск объектов, научном окружении вполне естественно было бы заняться изучением значений символов (т.е. отношений между символами и означаемыми ими объектами), что Фрейд и сделал.
Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер - современники Жака Деррида, в 1967 году написавшего: "Il n'y a pas de hors-texte" ("Внетекстовой реальности вообще не существует"), при них создавались первые ЭВМ и писались программы для них. Очевидно, за дыркой в перфокарте, являющейся символом для ЭВМ, никакой объективной реальности нет - для программиста важно то, как машина на эту дырку реагирует. Для эпохи ЭВМ и ЛСД не менее естественно было бы заняться изучением смыслов символов (т.е. отношений между символами и вывызваемыми ими реакциями).