Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат (2).docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
334.43 Кб
Скачать

Скульптура.

В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, для которой представление о круглой, особенно монументальной скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством. В неменьшей степени исчезновение статуарной пластики было обусловлено и тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе «варварских народов».

Искусство рельефа в отличие от статуарной пластики сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, однако претерпевает существенные изменения. Рельеф становится плоским, приобретает преимущественно орнаментально-декоративный характер. В качесве особенно часто встречающихся орнаментальных форм можно назвать плетения из лент и жгутов, сохранившиеся от раннехристианского искусства мотивы побегов виноградной лозы, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц, клюющих грозди винограда или пьющих из чаши. Такими рельефами украшались вплоть до романского периода архитектура, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (так называемые антепендиумы), саркофаги, надгробные стелы и пр. Встречающиеся иногда изображения человеческой фигуры условны и примитивны, хотя и не лишены своеобразной экспрессии.

Примеры подобной скульптуры мы находим в искусстве лангобардов (Северная Италия, VII—VIII вв.), одним из центров которого был маленький городок Чивидале в провинции Фриуль, где в те времена находилась резиденция патриарха и герцога. В музее при соборе хранятся рельефы алтаря герцога Ратхиса из церкви Сан Мартино (734—737 гг.) и кивория баптистерия Каллиста («Плита патриарха Зигуальда», 762—776 гг.). «Поклонение волхвов» алтаря Ратхиса создает, при всей условности фигур, впечатление торжественной церемонии. Прямо и неподвижно восседает на троне Мария, обратив к зрителю бесстрастное лицо с плотно сжатым ртом и огромными глазами. Размеренно движутся волхвы, первый из них уже склонился перед сидящим на коленях матери младенцем, вручая ему свой дар. Вверху над волхвами парит ангел, указывая им на Христа. Все фигуры выполнены в невысоком рельефе, складки одежд прочерчены врезанными линиями, пластическая моделировка почти отсутствует. Фигуры расположены так, что они занимают почти всю поверхность плиты. Оставшиеся свободными места заполнены разного рода розетками, стилизованными растениями — скульпторы этого времени всегда избегают

пустот и стремятся к равномерному заполнению рельефа. Рельеф лицевой стороны алтаря представляет собою изображение Христа и четырех ангелов, поддерживающих его сияние. В мраморной «Плите патриарха Зигуальда» (составлявшей одну из четырех стенок балдахина крещальни) - в центре изображен крест и священное древо с двумя парами животных и птиц, а по краям - круглые медальоны с символами евангелистов. Этот рельеф - характерный пример слияния раннехристианской и древневосточной символики, весьма распространенной в это время.

В каменных надгробных плитах северовосточного района меровингской Франции часто используются мотивы северной орнаментики с ленточными плетениями, оканчивающимися звериными головами. Так, например, в стеле с «Всадником» из Хорнхаузена (около 700 г.) маленький большеголовый человечек со щитом и копьем, торжественно выезжающий на огромном, мерно шагающем коне, помещен над переплетением лент, оканчивающихся змеиными головами. Подобные же мотивы широко распространены в рельефах каменных придорожных крестов Ирландии и Англии. Наиболее ранние каменные кресты северной и южной Англии (крест в Бьюастле) покрыты орнаментом из виноградных лоз, имеющим восточное (сирийское) происхождение. На более поздних крестах растительные формы вытесняются звериным орнаментом скандинавского типа. Некоторые каменные кресты Ирландии покрыты сложным узором из спиралей и ленточного плетения, окружающим небольшие военные и охотничьи сцены. Мотивы спирального и ленточного орнамента были широко распространены в это время в миниатюре и произведениях прикладного искусства, например, в бронзовом распятии из Атлона, где примитивная трактовка фигур сочетается с выразительностью и остротой орнаментальных мотивов. В развитом виде кресты имели цоколь, крестовину, заключенную в круг и навершие в форме небольшого прямоугольного храмика. В 9-10 вв. на крестах уже изображались подробно разработанный сцены Ветхого и Нового Заветов (крест в Монастербойсе, ок. 900 г.).