Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
двуречье.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
119.55 Кб
Скачать

Искусство Ирана эпохи Ахеменидов

Кир II Великий из царского рода Ахеменидов стал создателем огромной империи, простиравшейся от Инда до Эгейского моря и от Закавказья до Нила Она просуществовавала примерно 230 лет (до завоевания Александра Македонского).

Хотя ахеменидские цари, особенно Дарий I, вводили меры, призванные укрепить и унифицировать государство23, персидская держава этнически, культурно и религиозно всегда оставалась весьма разнородным образованием. В отношении культурных традиций и религий покоренных народов персы проявляли терпимость24. Более того, их культура с готовностью восприняла и впитала достижения, в том числе и художественные, более развитых народов. Это обстоятельство очень важно учитывать при разговоре об искусстве Ирана времени Ахеменидов, которое возникло на основе самых разнородных влияний.

В Персии до VI в., фактически, не было собственной традиции монументального строительства, поэтому многое было позаимствовано из архитектуры хетто-хурритов, из ионийской Греции (конструкции и формы колоннады), а также Ассирии и Элама (скульптурный декор). Документально засвидетельствовано и непосредственное участие в создании архитектурных комплексов Ахеменидов многих народов. Так, в надписи царя Дария о возведении дворца в Сузах упоминаются каменотесы ионяне и мидийцы, тореветы (мастера художественной обработки металла) из Мидии и Египта, керамисты из Вавилонии. Однако было бы неверно рассматривать ахеменидское искусство как сугубо эклектичное. В результате синтеза разных взаимодействий было получено нечто самобытное, специфический ахеменидский стиль, имеющий свои формальные признаки, и собственная концепция изобразительности.

Характерные черты ахеменидской архитектуры:

1) В отличие от традиционной для всего региона Двуречья техники кирпичного сырцового строительства, в Персии огромное значение имеет камень. Отдельные области Ирана богаты строительным камнем (это известняки разных цветов, от желтоватых до черных, диорит и базальт), а также строевым лесом. Вместе с тем, также как и в Двуречье, при возведении стен широко применялся сырцовый кирпич. Каменными же обычно были колонны, дверные косяки, наличники окон, декоративная скульптура. Каменная кладка также применялась для подпорных стен обширных террас, на которых возводились дворцовые комплексы.

2) В ахеменидской архитектуре в оформлении наружных, наиболее обозримых, частей зданий активнее, чем где либо, применяется скульптура, точнее скульптурный рельеф.

3) Еще одна особенность – широкое использование колонны как конструктивного элемента, что находит параллели в египетской, восточно-греческой и хетто-хурритской архитектуре25. Знаменитые колонные залы персидских резиденций – это целые «леса колонн», подобные тому, что мы видели в египетских гипостилях. Однако в отличие от египетских, ахеменидские колонны не имитируют растительные формы и не обладают такой внушительной массивностью. При огромной высоте (иногда более 20м) они кажутся очень легкими, изящными, в чем, несомненно, сказывается изначальная практика возведения деревянных опор. Характерны для ахеменидской колонны также сложных форм капители, в частности, в виде сросшихся протом животных.

Самый выдающийся памятник эпохи Ахеменидов – дворцовый комплекс, известный под греческим названием Персеполь (начало строительства – 520г. до н. э.), священная резиденция Дария I (521 – 486гг. до н. э.) и его приемников. Комплекс был возведен на высокой (более12м) искусственной каменной платформе, что вообще характерно для персидского строительства. Сама идея явно позаимствована из Двуречья. Но в Иране высокая платформа не была обусловлена необходимостью (защита от наводнений), но имела лишь эстетическое и символическое значение. На платформу вела парадная каменная лестница. Наверху с южной стороны находились пропилеи - квадратный в плане входной зал, плоскую крышу которого поддерживали четыре семнадцатиметровые колонны. Вход в зал охраняла пара каменных крылатых человекобыков – добрых духов «шеду», позаимствованных у ассирийцев. Как мы узнаем из клинописной надписи, зал торжественно именовался «Ворота всех стран».

Пересепольский комплекс включал как традиционные для иранцев тачары - зимние дома, так и ападаны – парадные приемные залы. Так называемая ападана Дария-Ксеркса, находившаяся за «Воротами всех стран», представляла собой огромный, квадратный в плане зал, снаружи с трех сторон окруженный портиками. По углам главного портика, обращенного к пропилеям, помещались две массивные квадратные в плане башни (такое оформление фасада напоминает хетто-хурритские бит-хилани). Два лестничных марша, ведущие на террасу ападаны, украшены многофигурными рельефными композициями, размещенными в трех регистрах. Тут изображена вся персидская армия (эламиты, мидийцы, персидские «бессмертные»), а также процессия подвластных персидскому царю народов. В трех регистрах идут представители покоренных персами земель, явившиеся с подношениями к царю царей (бактрийцы ведут верблюдов, мидийцы и армяне – коней, эламиты – оружие и прирученную львицу с детенышами и т.д.). Центральную часть лестницы занимает строительная надпись с изображением крылатого солнечного диска (символа Ахурамазды) и фигурами мидийских и персидских воинов по сторонам. По бокам изображены две одинаковые символические сцены – лев, терзающий быка (древневосточный символ равноденствия).

К востоку от ападаны Дария-Ксеркса помещался второй приемный зал – «стоколонный», по типу идентичный малой ападане. Его крышу поддерживали 10 рядов колонн по десять колонн в каждом (на местах остались их базы). В рельефном декоре этого зала четырежды повторена сцена аудиенции, которую персидский царь дает своим подданным. Есть тут изображение царя на троне, который поддерживают 28 фигур, символизирующих подвластные ахеменидскому владыке страны. Богатый рельефный декор имеют и другие дворцы Персеполя, где представлены сцены торжественных аудиенций, сам царь (Дарий Ι и его наследник Ксеркс) со слугами и вонами гвардии, а также сцены, в которых царь, подобно Гильгамешу или Мардуку, борется с чудовищами (например, крылатым львом-скорпионом). Помимо рельефов были еще и скульптурные капители в виде протом животных – полихромные, со вставками из золоченой бронзы и цветного стекла.

Особая группа памятников – скальные гробницы и рельефы времени Ахеменидов. В 5 км от Персеполя, в местечке Накш-и-Рустам, сохранились царские гробницы, высеченные в скалах на высоте 20м. Их фасады представляют собой углубление в форме широкого креста. Верхнее поле креста занято рельефом, изображающим царя на помосте, который поддерживают аллегорические фигуры подвластных ему народов. Средняя часть (перекладина креста) оформлена как колонный портик с дверным проемом по центру, за которым распложена вытянутая в ширину погребальная камера. Нижнее поле оставлено гладким.

Интересна архитектура других двух священных столиц державы – Суз (прежней столицы Элама) и Пасаргад. Архитектура Суз как в планировочно-конструктивных решениях, так и в декоре обнаруживает сильное влияние Вавилона. Сохранились полихромные орнаментальные керамические облицовки, в частности, рельефы с шествием воинов гвардии Артаксеркса, а также с изображением фантастических существ (львов-грифонов и др.). Они хранятся в Лувре, также как и замечательная капитель в виде сросшихся портом быков из того же дворца в Сузах26.

В целом, следует сказать, что изобразительные каноны, созданные в эпоху Дария и Ксеркса, оставались почти неизменными на протяжении всего существования государства Ахеменидов, которое не было слишком продолжительным. В 331 г. до н. э. Александр Македонский разбил Дария III в битве при Гавгамелах, фактически, решившей судьбу империи, а в 330м Александр сжег Персеполь. Этот пожар, ставший реваншем за сожжение афинского Акрополя персами в 480м, явился символом падения великой державы Ахеменидов. После походов Александра началась новая эпоха в культуре и искусстве Востока, проходившая под знаком столкновения и синтеза античной и передневосточной культур.

Литература по разделу искусство и культура Древнего Востока:

Всеобщая история архитектуры. Т.1 М., 1944.

Всеобщая история архитектуры. Т.1 М., 1970

Искусство Древнего Востока. М., 1968 // Памятики мирового искусства, т.1

Искусство Древнего Востока. М., 1976 //Малая история искусств

Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1986

Мифы народов мира, т. I-II. М., 1980.

Искусство Древнего Египта

Асман Я. Египет. Типология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999

Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.

Большаков А.О. Человек и его двойник. СПб., 2001.

Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992

Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

Коростовцев М.Я. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Лауэр Ж.Ф. Загадки египетских пирамид. М., 1966.

Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983.

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.

Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.

Павлов В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. М., 1936.

Павлов В.В. Скульптурный портрет в Древнем Египте. М., 1937.

Переплекин Ю.Я. Тайна золотого гроба. М., 1969.

Стрелков А.С. Фаюмский портрет. М.-Л., 1936.

Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920 (СПб 2001).

Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите. М., 1950.

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974