Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
literatura.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
432.13 Кб
Скачать

42

Вопрос №1. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература XI – XII вв.

Древнерусская литература возникла на основе церковных текстов. Поэтому прежде всего, говоря о древнерусской литературе, говорят о произведениях, имеющих прямое или косвенное отношение к церковным или религиозным темам. К ним относятся: апокрифы, жития святых, поучения и т.п.

Древнерусская литература вмещает в себя большое количество жанров и является достаточно разносторонней.

Жития, или агиографии, были самыми любимыми и распространенными произведениями. Жития – литературный жанр, пришедший к нам из Византии, повествующий о чудесной жизни святого, о его деяниях и смерти. Первым переводным житием считается «Чудо, бывшее со святым Георгием о змие». Первым оригинальным русским житием считается «Житие Бориса и Глеба».

Летописи были исконным русским жанром, созданным русскими монахами, и не имеет аналогов в мире. Самой известной летописью является «Повесть временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. В нее входили рассказы об исторических событиях, о крещении Руси, предания, повествования. Некоторые из них стали основой для отдельных произведений, например, легенда о смерти вещего Олега и мести древлянам его жены княгини Ольги, сказание о походе князя Игоря на половцев. В ПВЛ Нестор помещает первое русское житие.

Поучения являлись отдельным жанром древнерусской литературы. Самыми известными в наше время считаются «Поучение Владимира Мономаха» и «Слово о Законе и благодати Иллариона». Поучение Владимира Мономаха – это духовное завещание князя своим потомкам. Основная идея этого произведения – мечта о жизни русских князей в мире друг с другом, мечта об объединении русских земель. В «Поучении» Владимира Мономаха создается образ идеального князя-война, каким он представлялся средневековому человеку.

Мечта об объединении русских земель воспевалась во многих произведениях древнерусской литературы, и наиболее выдающееся из них является «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» посвящено историческому событию - походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.

«Слово» - не историческая повесть. Оно не ставит своей целью подробно и последовательно охарактеризовать всю историю похода Игоря, бедствий Руси во время ответного набега половцев, обстоятельства побега князя из половецкого плена и т. д. Цель автора иная - осмыслить происшедшие события на широком фоне русской истории двух столетий, осмыслить и вынести свое суждение о половецкой опасности, о политике князей, о понятии княжеского долга и княжеской чести в конкретной обстановке русской истории конца XII в. Совершенно справедлива известная оценка «Слова» К. Марксом, видевшим в нем «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».

«Слово» насыщено разнообразнейшим историческим материалом, событий 1185 г. В памятнике много намеков, фактов, имен, которые ставят в тупик современных комментаторов, хотя они были понятны современникам похода.

«Слово» не научный трактат, а произведение, рассчитанное на мгновенное восприятие на слух (или при чтении). Все эти исторические или политические экскурсы были рассчитаны на современников, понимавших их с полуслова, как во время Великой Отечественной войны не требовали даже в бытовом разговоре пояснения имена выдающихся военачальников, героев-фронтовиков, писателей или артистов, пользовавшихся широкой известностью в те годы. Эта привязанность «Слова» к исторической обстановке XII в. — один из важнейших аргументов в пользу его древности, при этом древности в узком смысле слова, ограниченной десятилетием-двумя от событий Игорева похода. Но обратимся к примерам.

Достаточно, прочитать летописный рассказ о событиях 1185 г., чтобы понять, что речь идет о городе Римове, захваченном Кончаком (жители его, как сказано в летописи, «вси взяти быша» в плен), и Владимире Глебовиче, который, обороняя свой Переяславль, был «язвен» тремя копьями.

Итак, автор «Слова» упомянул события, хорошо знакомые его слушателям и читателям, его современникам, а ученые-комментаторы не смогли сразу понять смысл этой лаконичной фразы. Автор «Слова», имея в виду поход Всеволода Большое Гнездо на волжских болгар, восклицает: «Ты бо можеши Волгу веслы раскропити...». А издатели в комментарии предположили, что речь здесь идет о Всеволоде Ольговиче, отце Святослава Киевского. Автор «Слова» был человеком XII в. не только в своей осведомленности, но и по своему мировоззрению.

Д. С. Лихачев остановился на своеобразии поэтики «Слова», связанной с эстетическими представлениями XII в., с поэтикой монументального историзма. «Слову» присущи многие черты этого стиля. Это и характерное для него «ландшафтное зрение»: автор «Слова» охватывает своими призывами и обращениями самые далекие княжества, Див кличет на вершине дерева, обращаясь к обширным пространствам Половецкой земли, на поле битвы у реки Каялы тучи идут «от самого моря». Это и быстрота передвижения героев как символ их власти над пространством. Типичны для поэтики XI-XII вв. церемониальные положения князей. Наконец, типичны для этой эпохи временные дистанции в «Слове»: оно не вспоминает событий XII в. (до похода Игоря), но зато охотно обращается к деяниям предков - дедов и прадедов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]