Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Быков А.В., Шульга Т.Н. - Становление волевой р...doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
2.49 Mб
Скачать

Глава 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Анализ исследований по проблеме волевой регуляции позволил нам сформулировать свое понимание ее сущности и функций. Мы рассматриваем волевую регуляцию как высший уровень произвольной регуляции, характеризующийся осознанностью, преднамеренностью, принятием решений, идущих непосредственно от субъекта в целях преодоления им субъективных и объективных трудностей, на основе структурных и динамических изменений мотивационно-побудительной сферы. Этот уровень регуляции обеспечивает стабильность деятельности и поведения личности, благодаря чему он выступает в качестве важнейшего фактора овладения ею собственным поведением.

Волевая регуляция проявляется как способность человека согласовывать разнообразные характеристики своей личности, как регулятор его активности, направленной на достижение жизненно важных целей. Как было показано в гл. 1, психологи ^выделяют три уровня психической регуляции: непроизвольный, произвольный и волевой. Переход регуляции с одного уровня на другой происходит постепенно. V

Показатели, характеризующие переход регуляции с непроизвольного на произвольный уровень в литературе описаны довольно подробно (Л.М. Веккер и др.). Тем не менее остается открытым вопрос о том, когда и как личность начинает включаться в процесс произвольной регуляции. Накопленные в психологических исследованиях данные позволяют выделить особый — переходный — период от непроизвольной регуляции к произвольной. Мы полагаем, что нижняя граница этого переходного периода определяется формированием у ребенка так называемых предличностных структур (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева). Психическая регуляция, осуществляемая в этот период, может быть определена как субъектная. Она уже не является врожденной, поскольку идет от активного субъекта как источника познания и преобразования действительности.

В этот период субъект выходит за рамки своей природной ограниченности, проявляя способность использовать орудия, знаки и через них овладевать собственным поведением и психическими процессами.

58

Он расширяет сферу своих действий, выходя за их границы и границы требований заданной ситуации.

Выделяя переходный период в становлении произвольной психической регуляции, мы опираемся на исследования, в которых показано, что уже у младенца обнаруживается система приспособительных актов, отражающих целостную активность ребенка, имеющая характер деятельности и предполагающая определенную организованность психических процессов как проявление его субъектности (Н.Н. Авдеева, М.И. Лисина,С.Ю. Мещерякова).

Признаками переходного периода функционирования произвольной регуляции можно считать выявленные Н.Н. Авдеевой ранние признаки субъектности ребенка: появление точности и пристрастности при различении адресованных ему воздействий взрослого, повышение настойчивости в отстаивании своих прав, настаивание на своем, проявление обиды или гнева, отказ от деятельности.

В исследованиях показано, что у младенца уже в первом полугодии жизни формируется особая субъектность как опосредующая внешние воздействия структура, которая организует, центрирует психическую жизнь ребенка в направлении социальных воздействий, т.е. то, что может быть определено как праличность, которой эти воздействия адресуются и через которые они преломляются; становление субъектности такого типа позволяет ребенку переживать себя как источник и действующее начало социальной активности при взаимодействиях с другими людьми (Н.Н. Авдеева).

Выявлены и признаки этого вида субъектности — активный характер поведения ребенка в ответ на воздействия взрослого, его эмоционально окрашенное отношение к тому, что выражает взрослый по отношению к нему. Эти проявления субъектности ребенка, используемые им для регуляции взаимоотношений со взрослыми, свидетельствуют о формировании в его психической жизни опосредующих структур пред-личностного характера (М.И. Лисина).

Ранние проявления субъектности ребенка, его эмоциональные реакции на отношение взрослого к его инициативе — обида, гнев, негативное поведение, негодование — показывают, что ребенок не просто изменяет свое поведение под влиянием оценок взрослого, но уже способен активно управлять своим поведением, прибегая к начальным, первичным личностно-окрашенным средствам: к инициации предвосхищаемых оценок, к выражению отношения к взрослому, к собственной оценке достижений, демонстрируемой взрослому, к инициативным действиям, направленным на побуждение взрослого к приятному взаи-

59

модействию, к переживанию собственного права на свободу выбора (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова).

Являясь в решающей степени продуктами общения, эти "психические образования не остаются эпифеноменами функционирования индивида, а используются для саморегуляции тех же видов деятельности и общения и активного преобразования природного и социального окружения" — (Н.Н. Авдеева, 1982. С. 11).

Эти данные позволили нам выделить переходный период становления произвольной регуляции на стыке с непроизвольной.

Верхняя граница этого переходного периода определяется проявлением у ребенка способности к целеобразованию и осознанию своих действий, их намеренному выбору и структурированию. Именно поэтому произвольная регуляция характеризуется большинством исследователей как регуляция, основанная на выдвижении и осознании субъектом целей деятельности и сущностных характеристик своего поведения. Она соотносится с развитием и появлением у ребенка системы психических новообразований.

Мы полагаем, что поиск конкретных психологических новообразований, появляющихся у ребенка в раннем детстве и свидетельствующих о наличии в его действии произвольных компонентов, продолжен в исследовании И.И. Раку, посвященном выявлению компонентов образа себя, формирующихся в раннем детстве. Он показал, что уже на втором году жизни у ребенка интенсивно формируются такие компоненты образа "Л", как узнавание себя в зеркале и на фотографии, проявление чувства собственности, половой идентификации, чувства эмпа-тии, знание и отношение к себе в форме обобщенной оценки — "я хороший", "я красивый". Эти конкретные новообразования когнитивной и аффективной сфер образа себя свидетельствуют о становлении ребенка в качестве субъекта собственной деятельности и поведения, способного к осуществлению целенаправленных и оценочных по своей психологической природе действий.

Комплекс названных выше психических образований, появляющихся у ребенка на первом и втором годах жизни, свидетельствует о том, что именно в этот период у него наиболее интенсивно формируются механизмы произвольного поведения.

В исследовании А.Е. Туровской отмечается, что "...хаотические движения новорожденного обладают важным значением для последующего развития внутренней психической активности и организованного поведения ребенка...", поскольку в этих первичных хаотических движениях уже выделяются диффузные компоненты и элементы специализированных движений, влекущих за собой формирование

60

"...простейших психических конструкций, антиципирующих поведение ребенка...".

Мы полагаем, что его целесообразно соотносить с появлением у ребенка таких глобальных образований, как развитие способности к целеобразованию, с осознанием своих действий и их намеренным выбором и структурированием, иерархизацией мотивов и наличием оценок поступков и качеств личности.

Более конкретными проявлениями этих глобальных способностей могут служить: инициация предвосхищаемых оценок, переходящих в мотивирующие представления; эмоциональное предвосхищение результатов общения со взрослыми; собственная оценка результатов достижений, вызываемых ею чувств — гордости за себя, за свои поступки, удовлетворенности собой; инициативные действия, переходящие в волевые качества (инициативность, деловитость, целеустремленность); переживания ребенком собственного права на свободу выбора в действиях и поведении; проявления у ребенка половой идентификации; отношения к себе формы обобщенных оценок, выделенные в исследованиях Я.З. Неверович, И.П. Раку, А.Е. Туровской и др.

Известно, что оценки поступков и качеств личности вначале формируются как непосредственные эмоциональные переживания, но постепенно отдаляются от них, обобщаются и приобретают статус самостоятельных инстанций, регулирующих поведение ребенка, при этом сознательно принятые им общественные нормы превращаются в соответствующие мотивационные образования, регулирующие его поведение и самосознание.

Названные выше периоды становления психической регуляции находят обоснование в теоретических представлениях С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского. Первый из них указывал, что сначала ребенок становится самостоятельным субъектом практической деятельности, а позже уже — и теоретической. Первичные этапы становления субъект-ности ребенка он связывал с овладением им собственным телом, с возникновением произвольных движений, с началом самостоятельного передвижения. Становление теоретической субъектности С.Л. Рубинштейн связывал с развитием у ребенка способности самостоятельно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности.

Л.С. Выготский также предполагал, что каждый из периодов развития ребенка характеризуется определенным типом субъектности, определенной интеграцией внутреннего и внешнего аспектов субъектности. В младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, субъектность выступает как некоторое недифференцированное отношение к себе, к концу ран-

61

него возраста развивается осознание себя как субъекта. В дошкольном возрасте формируются процессы, конституирующие в образе самого себя черты субъекта практической деятельности, от них отстает в этот период отражение познавательных возможностей и самого себя как субъекта личностных отношений. Первичная локализация практической субъектности в сфере деятельности является необходимым условием ее функционирования.

В то же время в практической субъектности заложены некоторые основания для отражения себя, своих личностных особенностей на уровне сознательного принятия результатов поведения, что предполагает уже зарождение теоретической субъектности и сопряженного с ней волевого уровня регуляции своего поведения.

В исследовании А.Е. Туровской выделены следующие направления формирования показателей регуляции в онтогенезе:

а) постановка и сохранение цели;

б) структурирование и планирование деятельности;

в) переключение познавательных процессов с одного уровня на другой;

г) самоинструкция и слежение.

Определены и стадии процесса формирования регуляции деятельности:

1) нулевая стадия;

2) стадия самостоятельной постановки цели;

3) стадия составления элементарного плана;

4) стадия частичной реализации плана;

5) стадия полной реализации плана;

6) стадия самоинструкции и слежения.

Основными показателями сформированных регуляторных механизмов деятельности А.Е. Туровская считает "регуляторную квоту" активности, т.е. тот ее уровень, достигнув "которого личность начинает реализацию поведенческих программ" (1992. С. 88).

-.Переход от произвольной регуляции к волевой многими исследователями связывается с появлением интегральных личностных образований (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Миславский, В.А. Иванников, А.Т. Туровская и др.). Мы полагаем, что он характеризуется тем, что специфические показатели волевой регуляции, такие, как способность преодолевать субъективные и объективные трудности в поведении и деятельности, изменять мотивационные структуры волевой регуляции (либо интенсифицировать действие уже принятых мотивов, либо порождать новые мотивы), функционируют не как единая система, а лишь

62

поэлементно, как отдельные звенья волевой регуляции в период ее начального становления.

Этот уровень волевой регуляции мы называем уровнем первичных волевых проявлений, или зарождения волевой регуляции. Собственно волевая регуляция — это уже тот ее уровень, когда воля господствует в регуляции активности, когда составляющие волевой регуляции — мотивы, цели, способы и результаты — становятся подлинно волевыми актами. Первичным в онтогенезе волевой регуляции является уровень начальных волевых проявлений в регулировании субъектом своей активности, зарождение собственно волевого уровня "снимает" проявления этого первичного уровня.v.